Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Традиционно участниками (субъектами) торговой деятельности считают торговые общества и отдельных торговцев (коммерсантов). Разделение участников торговли на отдельные виды возможно по двум основаниям: юридическому и функциональному. Последнее, к сожалению, четких, законодательно установленных критериев не имеет.
Зависимое хозяйственное общество
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.
Е. Документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договора.
Имущество, закрепленное за этими организациями, находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки.
Например, существуют ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и юридических лиц, осуществляющих вещание. С 01.01.2016 данные ограничения были ужесточены.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние могут быть членами и учредителями кооперативных и общественных организаций (если это предусмотрено их уставами или законом).
При государственной регистрации организации в качестве ее адреса указывается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с ним осуществляется связь. Закон допускает перерегистрацию при изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица.
Ограниченная дееспособность:
- устанавливается судом в отношении совершеннолетних граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами
Проверь себя. Тест № 2
1. Субъекты коммерческого права – это:
1) индивидуальные предприниматели и коммерческие организации;
2) индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
3) коммерческие и некоммерческие организации.
2. Из каких элементов состоит смешанный договор консигнации?
1) Комиссия + хранение;
2) концессия + комиссия;
3) купля-продажа + агентирование.
3. Какие посредники действуют на основе консигнационного договора?
1) Брокеры;
2) трейдеры;
3) стокисты.
4. Что из перечисленного ниже не является юридическим лицом?
1) Ассоциация (союз);
2) простое товарищество;
3) религиозное объединение.
5. Какая из этих организаций является некоммерческой?
1) Товарищество собственников жилья;
2) простое товарищество;
3) коммандитное товарищество.
6. Какая из этих организаций является некоммерческой?
1) Потребительский кооператив;
2) артель;
3) народное предприятие.
7. Какая организация обладает общей правоспособностью?
1) Фонд;
2) казенное предприятие;
3) артель.
8. Назовите коммерческую организацию:
1) Государственное учреждение;
2) государственная корпорация;
3) государственное унитарное предприятие.
9. Какая организация обладает общей правоспособностью?
1) Банк;
2) товарная биржа;
3) коммандитное товарищество.
10. Какая организация обладает общей правоспособностью?
1) Артель;
2) унитарное предприятие;
3) товарная биржа.
11. Какая организация не может быть создана единственным учредителем?
1) Общество с ограниченной ответственностью;
2) полное товарищество;
3) унитарное предприятие.
12. Какая организация не может быть создана единственным учредителем?
1) Акционерное общество;
2) учреждение;
3) производственный кооператив.
13. Хозяйственные общества могут создаваться в форме:
1) АО, ООО, ОДО;
2) ЗАО, ОАО, ООО;
3) АО, ООО, общество взаимного страхования.
14. Какая организация подтверждает права своих учредителей ценными бумагами?
1) Акционерное общество;
2) коммандитное товарищество;
3) общество с дополнительной ответственностью.
15. Какая организация может быть учреждена только государством или муниципальным образованием?
1) Унитарное предприятие;
2) артель;
3) народное предприятие.
16. Что из перечисленного может быть «компанией одного лица»?
1) Товарищество на вере;
2) закрытое акционерное общество;
3) артель.
17. Простое товарищество – это:
1) Разновидность коммерческой организации.
2) разновидность некоммерческой организации.
3) договор о совместной деятельности.
§ 5. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций
Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.
Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.
1. Нормативно-явочный порядок регистрации. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК). Такой порядок применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила.
2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.
3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы[10].
4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур:
внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств[11];
уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса[12].
Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.
Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
3) учредительные документы юридического лица;
4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.
Некоммерческие организации
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). 2.
лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Решение об ограничений прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд. 3.
Правоспособность лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51 ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63 ).
3 ст.
49, п. 2 ст. 51 ГК). У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека.
Ст. 295 ГК предполагает ограничение, заключающееся в получении согласия собственника МУПами и ГУПами, обладающих недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, при его реализации.
Так, не признаются представителями торговой организации те лица, которые выступают в ее интересах, но от собственного имени. В качестве таковых в п. 2 ст.
182 ГК названы коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Они являются самостоятельными предпринимателями.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом под созданием подразумевается не учреждение организации (дата протокола общего собрания учредителей или решения единственного учредителя), а факт государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Признак организационного единства — наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица.
Специальная правоспособность — способность лица быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента), или принадлежность лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.).
Юридическое лицо — самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде.
Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.
Исключение составляют лишь паспортных данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков: они могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: а) выписки из государственного реестра; б) копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; в) справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается.
Читать еще: Какое сизо есть в нижнем новгороде
Современным базовым принципом большинства правовых систем мира является признание равной гражданской правоспособности всех граждан независимо от пола, имущественного положения, расы и т.д. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью.
По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и соответственно иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными актами.
Такие юридические лица обладают общей правоспособностью.
Акционерное общество как субъект гражданских правоотношений обладает правосубъектностью, т.е. правоспособностью и дееспособностью. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность.
Акционерное общество обладают общей правоспособностью, т.е. имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами [16].
Некоторые юридические лица могут обладать специальной правоспособностью, т.е.
они имеют такие права и обязанности, которые соответствуют их деятельности и прямо зафиксированы в их учредительных документах (унитарные предприятия, банки, страховые, некоммерческие организации и др.).
Акционерное общество может быть создано двумя способами: путем учреждения вновь создаваемого общества и путем реорганизации существующего юридического лица [8]. В случае учреждения появляется новый субъект гражданского оборота, права и обязанности которого до момента его возникновения вообще не существовали и, естественно, не могли принадлежать кому бы то ни было.
Создание АО осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение о создании общества принимается учредительным собранием.
Оно должно содержать результаты ания учредителей и принятые ими решения по вопросам создания общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, сведения об учредителях, подписи учредителей, и др. в соответствии с требованиями законодательства.
1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.
Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. 48–123.28). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).
1. По общему правилу юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.
Органы должны действовать в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, определяющими систему органов, их полномочия, порядок принятия решений и т.д. Компетенция (полномочия) и даже название органа того или иного юридического лица (даже «внутри» одной организационно-правовой формы) определяются нормами права, регламентирующими организацию и деятельность различных юридических лиц, и учредительными документами.
Орган юридического лица не является субъектом гражданского права; он «часть» юридического лица.
Орган юридического лица, действуя от его имени, заключает договоры. Например, генеральный директор общества заключает от его имени договоры поставок, аренды и т.д. Орган выступает от имени юридического лица также при совершении юридическим лицом односторонних сделок, например, таких, как публичное обещание награды, принятие наследства и т.д.
Органы юридического лица классифицируются по различным основаниям (исполнительные и контрольно-ревизионные, единоличные и коллегиальные, назначаемые и избираемые и т.д.).
Назначение или избрание органов юридического лица осуществляется по правилам, установленным законом (но не иными правовыми актами) и учредительными документами. Так, органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается уполномоченным собственником органом (ст. 113 ГК). В уставе общества с ограниченной ответственностью, в частности, должны быть определены состав и компетенция органов управления обществом (ст. 89 ГК).
2. Иногда – в случаях, предусмотренных учредительными документами, – может быть установлено, что от имени юридического лица могут выступать несколько лиц, действующих совместно или независимо друг от друга. Например, может быть установлено, что заключение определенного вида договоров допускается только при одновременном волеизъявлении генерального директора и финансового директора общества (соответственно оба этих лица подписывают договор).
3. В отдельных случаях (крайне редко) ГК предусматривает, что правоспособность юридического лица реализуется им через своих участников. В частности, согласно п. 1 ст. 72 ГК каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.
4. Лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица, должно действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно. Причем эта обязанность возлагается как на то лицо, которое выступает от имени юридического лица в силу закона или учредительных документов, так и на членов коллегиальных органов (наблюдательного совета, правления и т.д.).
На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности установлена следующая санкция: такое лицо должно возместить убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 15 ГК). Соответствующее требование может быть заявлено самим юридическим лицом или его участниками (и никем более). Оно может быть удовлетворено лишь при наличии вины лица. Действия неразумные и (или) недобросовестные свидетельствуют о вине. И напротив, если действия разумные и добросовестные, то о вине говорить не приходится (ст. 53, 53.1 ГК)1.
5. Юридическое лицо может приобретать права и принимать на себя обязанности не только через свои органы, но и через представителей (п. 1 ст. 182 ГК).
6. Возникновение прав и появление обязанностей у юридического лица могут быть обусловлены действиями работников данного юридического лица. Так, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК). Возникновение прав и обязанностей юридического лица происходит также вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданскоправовых последствий (п. 1 ст. 8 ГК).
1. Юридическое лицо может иметь филиалы и представительства (ст. 55 ГК). Филиалы и представительства характеризуются рядом следующих признаков:
- это обособленные подразделения юридического лица;
- они располагаются вне места нахождения юридического лица;
- они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и т.д. У подразделения юридического лица имущество находится лишь в техническом управлении. Филиалы и представительства не являются субъектами гражданского права;
- филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения. Такие положения главным образом рассчитаны на регулирование «внутренних отношений». В положениях определяются цели и предмет деятельности филиала или представительства, полномочия руководителя и пр.; в положении юридическим лицом устанавливаются «правила поведения» своего подразделения;
- руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности. Доверенность необходима для представительства перед третьими лицами, т.е. требуется для того, чтобы руководитель подразделения мог выступать от имени юридического лица (во «внешних отношениях»);
- представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.
2. Филиалы и представительства отличаются функциями.
Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (его руководитель от имени юридического лица заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски и проч.).
Филиал занимается той же деятельностью, но от представительства он отличается тем, что, кроме того, он выполняет все функции юридического лица или их часть. Например, руководитель представительства образовательного учреждения от имени соответствующего юридического лица заключает договоры об оказании образовательных услуг, выступает представителем в суде и т.п. Руководитель филиала того же образовательного учреждения имеет те же полномочия, но филиал оказывает и образовательные услуги (в том же объеме, что юридическое лицо, или в меньшем).
3. Указание в государственном реестре, в учредительных документах юридического лица имеющихся у него филиалов и представительств, с одной стороны, требуется для обеспечения публичных интересов (с точки зрения контроля государства за деятельностью юридического лица, сбора налогов и сборов и т.д.), а с другой – призвано обеспечить интересы участников гражданского оборота. Вступая в отношения с юридическим лицом, которое представляет руководитель филиала или представительства, субъект осознает, что «за филиалом или представительством стоит» юридическое лицо.
1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК)1.
В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц:
1) явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания.
В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены – производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации;
2) распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.;
3) разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
2. В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:
- принятие решения об учреждении юридического лица;
- государственная регистрация юридического лица.
При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае, если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.
В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:
- об учреждении юридического лица;
- об утверждении его устава;
- о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;
- об избрании (назначении) его органов;
- о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) (ст. 50.1 ГК).
3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.
Тест: Ответы на тест онлайн по предпринимательскому праву
Хозяйственная деятельность, хозяйствование – «один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами» (Е.П. Губин, П.Г. Лахно). Хозяйственная деятельность опосредует самые различные отношения как в сфере частного (гражданского и т. п.), так и в сфере публичного (налогового, административного и т. п.) права.
Хозяйственная деятельность может выражаться также в действиях организационно-имущественного, некоммерческого характера (создание предприятий, получение лицензий, сертификатов), т. е. не имеет своей непосредственной целью получение прибыли (имущества), однако создает необходимые условия для будущей предпринимательской деятельности, практически всегда является необходимым условием, предпосылкой ее осуществления.
Предпринимательство – система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник. Предприниматель организует процесс воспроизводства и управляет им с учетом предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный результат – получение прибыли. Предпринимательство гораздо шире коммерции (торговли), поскольку прибыль можно получать не только от продажи товаров, но и от выполнения работ, оказания услуг.
Предпринимательская деятельность (почти то же самое, что и предпринимательство) – вид экономической, хозяйственной деятельности.
Определение предпринимательской деятельности содержится в законе – ст. 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которой это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Существенные признаки предпринимательской деятельности: 1) профессионализм деятельности; 2) личная имущественная ответственность предпринимателя; 3) как правило, новаторский, инновационный характер предпринимательской деятельности.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К этой деятельности применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Отдельно ГК РФ выделен такой субъект предпринимательского права, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, который признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. определяет понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, регулирует порядок его создания и прекращения, устанавливает права и обязанности членов хозяйства. Отдельные главы Закона посвящены имущественной базе данного хозяйствующего субъекта, условиям и порядку приобретения земельных участков. Подобно ГК Закон не признает за крестьянским (фермерским) хозяйством статус юридического лица. А те из хозяйств, которые на основании прежнего законодательства были созданы в форме юридического лица, вправе осуществлять свою деятельность в этом качестве до 1 января 2010 г.
ПБОЮЛ имеет право: самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами, оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.
Предприниматель обязан: осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, исполнять обязательства надлежащим образом; своевременно предоставлять декларацию о доходах и уплачивать законно установленные налоги.
Предприниматель несет ответственность: за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.
ПБОЮЛ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание; деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред охраняемым законом правам и интересам граждан и государства либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, до устранения допущенных нарушений; предприниматель может быть лишен специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности за нарушение условий, содержащихся в лицензии, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
За ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей предприниматель может быть привлечен к гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.
Под юридическим лицом (ЮЛ) понимают организацию, имеющую следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответственность имуществом по своим обязательствам; самостоятельное выступление в гражданском обороте (приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс или смету и быть зарегистрировано в качестве ЮЛ.
ЮЛ обладает правоспособностью и дееспособностью, которые у него возникают одновременно и прекращаются в момент его ликвидации. Правоспособность может быть общей (у коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий) и специальной (у некоммерческих и унитарных организаций). Общая правоспособность означает способность ЮЛ заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом. Специальная правоспособность – это ограничение видов деятельности (возможные виды деятельности перечисляются в учредительных документах юридического лица), для этого ЮЛ должно иметь лицензию.
ЮЛ может иметь обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения: филиалы (осуществляют все функции ЮЛ либо часть их) и представительства (представляют интересы ЮЛ и осуществляют его защиту).
Правоспособность ЮЛ осуществляется с помощью его органов: единоличных (директор, управляющий, председатель, президент) и коллегиальных (директорат, коллегия руководителей, общее собрание трудового коллектива).
Индивидуализация ЮЛ осуществляется с помощью наименования предприятия, а также с помощью товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, которые являются интеллектуальной собственностью ЮЛ. Место нахождения ЮЛ определяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах не установлено иное. Коммерческое ЮЛ должно иметь фирменное наименование. ЮЛ может обладать коммерческой либо служебной тайной. ЮЛ обладает деловой репутацией.
Классификация юридических лиц. По степени участия труда и капитала – объединение лиц (хозяйственные товарищества) и объединение капиталов (хозяйственные общества). По порядку создания имущественной базы – корпорации (добровольные объединения) и учреждения (дочерние предприятия). По форме собственности на свое имущество – государственные, муниципальные и частные. В зависимости от организационно-правовой формы – хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, унитарные предприятия (государственные и муниципальные), учреждения, финансируемые собственником, некоммерческие организации. В зависимости от цели – коммерческие (основная цель их создания – получение прибыли) и некоммерческие (основная цель их создания – выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением прибыли). Последний вид классификации наиболее распространен в современном гражданском праве.
Возникновение юридического лица – это создание и его государственная регистрация.
Будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования с определённым имуществом, юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к его участникам (учредителям), ни тем более к его работникам («трудовому коллективу»).
Вопрос о право-субъектности средневековых торговых корпораций представлял собою проблему, разрешение которой оказывалось затруднительным для средневековых юристов, так как в римском праве, к которому они обычно обращались, идея юридического лица не получила сколько-нибудь значительного развития.
Первой исторической попыткой теоретического обобщения понятия юридического лица явилась теория фикции, которая получила особенно широкое распространение в XIX веке и остаётся популярной и в наше время.
Юридическое понятие корпорации впервые возникло у глоссаторов, которые исходя из выдвинутого римскими юристами положения о том, что всё принадлежащее корпорации не принадлежит её отдельным членам (quod universitatis est, non est singulorum), пришли к выводу о необходимости исключения из понятия корпорации всякого представления об индивидах, поскольку корпорация сама по себе есть нечто целое, самостоятельное и индивидуальное.
Папа римский Иннокентий IV выдвинул идею о том, что корпорации являются «фиктивными лицами». Отвечая на вопрос о том, можно ли отлучить от церкви корпорацию, в своей речи на Лионском соборев 1245 году Иннокентий IV заявил, что всякое отлучение распространяется на душу и совесть и что поэтому не могут быть отлучаемы от церкви корпорации, у которых нет ни души, ни совести, ни воли, ни сознания и которые являются лишь отвлечёнными понятиями (nomen intellectuale), правовыми наименованиями (nominа sunt juris), фиктивными лицами (persona ficta).[4]
В развитие теории фикции была выдвинута теория целевого имущества, автором которой был А. Ф. Бринц. Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определённой цели (объекту). Во втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели), которое по традиции наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юридического лица. Во французской литературе близкие по сути взгляды высказывались М. Планиолем.
Другим вариантом развития теории фикции стала теория интереса, выдвинутая крупнейшим германским теоретиком права Рудольфом Иерингом. Он считал, что права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды («дестинаторам»). С его точки зрения, юридическое лицо представляет собой некий единый центр для прав «дестинаторов», искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации, особую форму обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей.[5]
С развитием различных видов юридических лиц в противоположность фикционным теориям стали выдвигаться теории, признающие реальность юридического лица как субъекта права (реалистические теории юридического лица). В германской и французской цивилистике появились теории, рассматривавшие юридическое лицо как особый социальный организм, «духовную реальность» или «человеческий союз» со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Г. Ф. Беселер, О. Гирке, Р. Саллейль, П. Мишу).
В цивилистической науке СССР также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность юридического лица, прежде всего применительно к господствовавшим в экономике СССР государственным организациям (предприятиям и учреждениям). При этом отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества (поскольку государственное имущество даже при передаче его в распоряжение государственному предприятию оставалось собственностью государства и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя). Теория социальной реальности Д. М. Генкина рассматривала юридическое лицо в качестве «социальной реальности» (а не фикции), наделённой определённым имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач государства и общества. Но господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А. В. Венедиктова и С. Н. Братуся, согласно которой юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим «людской субстрат» (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство.
При переходе к рыночной организации хозяйства теория коллектива, отвечавшая потребностям о государственной экономики, выявила ряд присущих ей серьёзных недостатков. Так, разрешение гражданам заниматься предпринимательской деятельностью путём создания производственных кооперативов, последовавшее в конце 1980-х годов, в соответствии с законом предполагало обязательное наличие «людского субстрата» (не менее трёх членов), но не требовало обособления какого-либо имущества при начале его деятельности. В такой ситуации учредители кооператива могли не вкладывать в него ни копейки собственных средств (например, арендуя государственное имущество, беря ссуду в банке и т. п.), исключая для себя какие-либо имущественные затраты, что создавало для кредиторов такого кооператива угрозу того, что он окажется неплатёжеспособным.
Теория коллектива не даёт также удовлетворительного объяснения существования «компаний одного лица» – хозяйственных обществ, имеющих единственного учредителя или участника, которые получили значительное развитие в современной рыночной экономике.
В современной зарубежной правовой литературе теориям юридического лица обычно не уделяется большого внимания. Например, немецкие теоретики пишут, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве обобщающего юридико-технического понятия, служащего для признания «лиц или вещей» (предметов) правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые «не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Алексеев С.С. Гражданское право в вопросах и ответах: с учетом части четвертой Гражданского кодекса РФ: учебное пособие. М.: Проспект, 2014.
- Боровинская Н.А. Гражданское право: учебное пособие. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2013.
- Горяева Г.С. Гражданское право: учебное пособие. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2016.
- Гражданское право Российской Федерации : в 2-х т.: учебник для вузов. Т. 2/ О. Н. Садиков [и др.] ; ред. О. Н. Садиков. — М.: ИНФРА-М ; М.: Контракт, 2015.
- Гражданское право Российской Федерации : в 2-х т.: учебник для вузов. Т. 1/ О. Н. Садиков [и др.] ; ред. О. Н. Садиков. — М.: ИНФРА-М ; М.: Контракт, 2015.
- Гражданское право: учебник в 3-х т., т. 1 / под ред. А.Л.Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2013.
- Гражданское право: учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ В. А. Бессонов [и др.] ; ред. М. В. Карпычев, А. М. Хужин. — М.: Форум, 2013.
- Гражданское право: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования/ П. В. Алексий [и др.] ; ред. М. М. Рассолов. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
- Зенин И.А. Гражданское право: учебник для бакалавров.-15-е изд., перер. и доп. М.: Юрайт, 2013.
- Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ И. А. Зенин. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2014.
- Плиева М.И. Гражданское право: учебное пособие. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2013.
- Рузакова О.А. Гражданское право: учебное пособие. М.: Ун-т «Университет», cop. 2013.
- Сумской Д. Юридические лица: учебное пособие. М.: Владос, 2014.
Общая и специальная правосубъектность.
Кроме общей правоспособности и дееспособности существуют специальная правоспособность и специальная дееспособность.
Специальная правоспособность и специальная дееспособность возникают и прекращаются одновременно.
Правосубъектность состоит из дееспособности, правоспособности, деликтоспособности.
Общая административная правосубъектность – возможность иметь и своими действиями реализовывать только те права и обязанности, для приобретения и осуществления которых нужно только достичь определенного возраста и изъявить желания. В общую также включается возможность лица быть субъектом административной ответственности. Общая административная правосубъектность делится на: общая административная правоспособность, общая административная дееспособность и административная деликтоспособность.
1. Общая административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с момента смерти;
представляет способность лица иметь те права и обязанности, для осуществления которых необходимо достижения возраста и волеизъявления.
2. Общая административная дееспособность – возможность своими действиями реализовывать права и обязанности, которыми лицо обладает в силу наличия у него общей административной правоспособности;
В отличие от ГП в АП момент возникновения и этапы ее развития не закреплены.
С 18 лет наступает полная общая административная дееспособность.
Общая административная деликтоспособность с 18 лет.
Специальная правосубъектность
Многие публичные права лицо не только не может реализовывать с момента рождения, но и не может ими обладать, потому что здесь предъявляются дополнительные требования. Для обладания этими правами лицо должно обладать не общей, а специальной правоспособностью.
Стадии обладания правом и пользования правом неразделимы (не можем быть студентом, но не иметь возможности учиться; не можете обладать правом на управления ТС, но быть ограниченным в его использовании).
Специальные и правоспособность, и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.
На специальную право- и дееспособность влияют 3 группы факторов:
2. социально-демографические и мировоззренческие свойства личности (национальность, место проживания – ЗАТО, образование, вероисповедание, беженцы и вынужденные переселенцы);
3. применение мер государственного принуждения.
Виды субъектов административного права и их классификация.
Субъекты административного права могут стать субъектами адми-нистративных пр-ний при наличии 3-х условий:
1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта
2. административной правоспособности и дееспособности субъекта
3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)
Признаки субъектов:
1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления
2. отношения между ними урегулированы нормами административного права
3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица
4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права
Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные
Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 3106 ; Мы поможем в написании вашей работы!
тест-юридические лица
г) не более пяти рабочих дней с момента предоставления документов.
7. Некоммерческие организации создаются в форме:
а) унитарных предприятий;
б) хозяйственных товариществ;
в) потребительских кооперативов;
г) производственных кооперативов.
8. Коммерческие организации — это организации:
а) не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;
б) созданные в целях проведения благотворительной деятельности;
в) преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
г) созданные в целях отправления культовых обрядов.
9. Некоммерческие организации это организации:
а) имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, но не распределяющие ее между участниками;
б) имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;
в) не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между ее участниками;
г) не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, но распределяющие прибыль между ее участниками в случае ведения коммерческой деятельности.
10. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента:
а) государственной регистрация вновь возникших юридических лиц;
б) назначения судом внешнего управляющего юридическим лицом;
в) составления разделительного баланса;
г) вынесения решения уполномоченных государственных органов или суда о его разделении.
11. В пределах невнесенной части вклада учредители ООО несут:
а) солидарную с обществом ответственность;
б) субсидиарную ответственность;
в) долевую ответственность;
г) не несут ответственности.
12. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:
а) органа, осуществляющего гос. регистрацию этого юридического лица;
б) его учредителей;
в) органа местного самоуправления;
г) органа государственной исполнительной власти.
13. Не являются юридическими лицами:
а) зависимые общества;
в) благотворительные организации;
г) дочерние организации.
14. Не могут быть товарищами в полном товариществе:
а) юридические лица;
б) члены другого полного товарищества;
в) вкладчики в коммандитном товариществе;
г) индивидуальные предприниматели.
15. При ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования:
а) граждан за причинение вреда жизни или здоровью;
б) кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в) лиц, работающих по трудовому договору, о выплате им выходных пособий и заработной платы;
г) по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет.
16. Казённые предприятия создаются на базе собственности:
в) федеральной государственной;
17. При выбытии из товарищества ответственность по долгам сохраняется за полным товарищем:
а) в течение 2 лет;
б) в течение 5 лет;
в) в течение 1 года;
г) не отвечает по долгам после выбытия.
18. Общей правоспособностью обладают:
а) производственные кооперативы;
б) казенные предприятия;
г) гос. предприятия основанные на праве хозяйственного ведения.
19. Форма сделки по отчуждению доли в ООО:
а) простая письменная;
б) письменная, удостоверенная исполнительным органом общества;
в) письменная, нотариальная;
20. Какой вид реорганизации не может осуществляться в принудительном порядке?
21. На момент регистрации ООО уставной фонд должен быть:
а) оплачен полностью;
б) оплачен не менее чем на половину;
в) оплачен не менее чем на треть;
г) по желанию учредителей.
22. Участником ООО может быть:
а) дееспособное физическое лицо;
б) физическое лицо с 16 лет;
в) государственные органы;
г) органы местного самоуправления.
23. Вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, назначение его директора решаются:
а) общим собранием предприятия;
б) администрацией предприятия;
в) собственником предприятия;
г) собственником предприятия на общем собрании предприятия.
24. Регистрирующий орган представляет сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета в качестве страхователей, в срок не более чем:
а) три рабочих дня;
б) пять рабочих дней;
в) три календарных дня;
г) пять календарных дней.
25. Правопреемство юридических лиц на основании разделительного баланса осуществляется в случаях:
26. После принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, в течение:
а) трех рабочих дней;
б) трех календарных дней;
в) пяти календарных дней;
г) пяти рабочих дней.
27. Вкладчики в товариществе на вере:
а) несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества;
б) несут солидарную ответственность по долгам товарищества;
в) не несут ответственности;
г) солидарно несут субсидиарную ответственность.
28. Прекращение юридического лица, не предусматривающего правопреемства происходит в случае:
29. Доходы, полученные учреждением от деятельности, и имущество, приобретённое за счёт этих доходов, поступают в:
а) бюджет органа местного самоуправления;
б) бюджет государства;
в) доход собственника;
г) самостоятельное распоряжение учреждения.
30. Не является собственником имущества:
а) потребительский кооператив;
б) унитарное предприятие;
в) религиозная организация;
31. Не имеют членства следующие виды юридических лиц:
а) потребительские кооперативы;
в) общественные объединения;
г) религиозные организации.
32. Не подлежат банкротству:
а) потребительские кооперативы;
б) унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения;
в) благотворительные фонды;
г) унитарное предприятие на праве оперативного управления.
33. Акционерное общество открытого типа не вправе:
а) увеличивать уставной капитал для покрытия убытков;
б) распределять акции между учредителями;
в) распределять акции среди неопределенного круга лиц;
г) осуществлять эмиссию ценных бумаг.
34. Учредительным документом ООО является:
б) учредительный договор;
в) устав и учредительный договор.
35. Обращение взыскания на долю в ООО по долгам участника допускается:
а) только по судебному решению;
б) по решению кредиторов участника общества;
в) не допускается;
г) при условии выхода участника.
36. Участники хозяйственного партнерства по обязательствам партнерства:
а) несут субсидиарную ответственность;
б) не несут ответственности;
в) солидарно несут субсидиарную ответственность;
г) несут солидарную ответственность.
37. Целевой (специальной) правоспособностью обладают:
а) потребительские кооперативы;
б) акционерные общества;
в) товарищества на вере;
г) общество с ограниченной ответственностью
38. Вкладчик в полном товариществе вправе выйти из него:
а) без уведомления;
б) уведомив товарищество за месяц до выбытия;
в) уведомив товарищество за 6 месяцев до выбытия;
г) по окончании финансового года.
39. Минимальный размер складочного капитала в полном товариществе:
а) не менее 5000 МРОТ;
б) не менее 100 МРОТ;
в) не менее 1000 МРОТ;
г) не предусмотрен законодательством.
Правоспособность акционерного общества
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).
Деятельность юридического лица по общему правилу прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Кроме того, законодательством предусмотрены специальные процедуры прекращения юридических лиц, не являющиеся их реорганизацией или ликвидацией (поскольку при этом не применяются соответствующие процедуры, установленные в интересах их кредиторов). Так, юридические лица, фактически прекратившие свою деятельность, могут быть исключены из государственного реестра по решению регистрирующего органа. Унитарные предприятия, а также государственные или муниципальные учреждения могут также прекращаться в связи с решением соответствующего публичного собственника о приватизации всего их имущества путем его внесения в уставные капиталы акционерных обществ (или «государственных корпораций»).
Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:
- слияние нескольких юридических лиц в одно;
- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако при этом все его права и обязанности переходят к вновь созданным (а в случаях присоединения – к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности).
Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае должна переходить часть всех прав и обязанностей остающегося юридического лица (а не только его долги или, наоборот, имущественные активы). Следовательно, реорганизация юридического лица влечет появление универсального правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования).
При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) возникают новые юридические лица, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место:
- либо прекращение юридических лиц (присоединение);
- либо возникновение юридических лиц (выделение);
- либо и то и другое (слияние, разделение, преобразование).
Вместе с тем российскому праву неизвестна реорганизация, при которой юридические лица не прекращаются и(или) не возникают. Такая «реорганизация», предлагаемая в литературе на базе зарубежного опыта, осуществляется главным образом с целью отчуждения «готового бизнеса» или его части путем передачи одним юридическим лицом всех или части (комплекса) своих прав и обязанностей другому или другим, уже существующим юридическим лицам, что может поставить в сложное положение кредиторов «реорганизованного» таким способом юридического лица.
Особый случай реорганизации представляет собой преобразование, которое формально состоит в прекращении деятельности одного юридического лица и возникновении на его имущественной базе другого.
Акционерное общество: правовые основы
Гражданский кодекс в качестве общего правила для коммерческих организаций предусмотрел наличие у них общей правоспособности. Исключение составляют унитарные предприятия, а также некоторые иные коммерческие лица (банки, страховые организации и др.), которые в силу закона обладают специальной правоспособностью. Специальная правоспособность характерна и для некоммерческих юридических лиц.
Судебная практика.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.
Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168.
Сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности) определяется его учредительными документами.
Отличительные особенности гражданской правоспособности юридических лиц заключаются в следующем:
— она возникает одновременно с гражданской дееспособностью с момента государственной регистрации юридического лица;
— она имеет целевой характер, так как организация по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют целям ее деятельности, закрепленным в законе и (или) учредительных документах данного юридического лица, и может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).
Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
Общей правоспособностью обладают коммерческие организации (см. комментарий к ст. 50), за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ), банков (согласно Закону о банках), фондовых бирж (в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг), страховых организаций (согласно Закону об организации страхового дела в РФ). Помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций специальной правоспособностью обладают и некоммерческие организации (см. комментарий к ст. 50).
3. Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов деятельности. Например, ст. 4 Закона об аудиторской деятельности предусматривает, что аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Законом о банках установлено, что кредитная организация создается только в форме хозяйственного общества.
4. В случае совершения юридическим лицом сделок, выходящих за пределы его правоспособности (ultra vires), такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, известно было контрагентам данной организации о подобных ограничениях при заключении сделки или нет. Вторые согласно ст. 173 ГК являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона сделки знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.
5. Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК, п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Таким законом является Закон о лицензировании.
В соответствии со ст. 2 этого Закона лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
К лицензионным относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иначе чем посредством лицензирования.
Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Возникающие при этом правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, складывающимися в порядке государственного регулирования экономики. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 (СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928; 2003. N 18. Ст. 1715) утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании. В соответствии с п. 3 ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.
Правоспособность в гражданском праве подразумевает способность лица (физического либо юридического) иметь права и нести обязанности.
Правоспособность юридического лица появляется с момента его регистрации (внесения записи в ЕГРЮЛ о его создании) и заканчивается с момента внесения записи об исключении из реестра указанного юридического лица.
Как указано в статье 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица определяется его учредительными документами (Уставом), т.е. юридическое лицо может иметь гражданские права, которые отвечают целям деятельности, определенным уставом юридического лица, а также может нести и соответствующие обязанности.
Юридическое лицо может иметь общую правоспособность, а некоторые юридические лица имеют специальную правоспособность.
юридическое лицо может иметь гражданские права, которые отвечают целям деятельности, определенным уставом юридического лица, а также может нести и соответствующие обязанности. Юридическое лицо может иметь общую правоспособность, а некоторые юридические имеют специальную правоспособность.
Общая правоспособность Общая правоспособность характеризуется тем, что юридическое лицо может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, конечно, за исключением тех, которые не запрещены законодательством.
Общая и специальная правоспособность
При заключении сделки соответствующий единоличный орган юридического лица действует в правовом смысле не как гражданин (физическое лицо), а как особого рода представитель юридического лица. В данном случае он своими действиями будет создавать правовые последствия (приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности) не в отношении себя лично, а в отношении юридического лица. Соответственно, при заключении той или иной сделки такое лицо должно руководствоваться в первую очередь именно нормами законодательства о правоспособности данного юридического лица и учитывать разрешенные виды деятельности, закрепленные в его учредительных документах.
Участники любой коммерческой организации могут при желании «уменьшить» объем ее правоспособности, т.е. сделать правоспособность специальной. Для этого в учредительных документах юридического лица необходимо закрепить конкретный закрытый перечень видов его деятельности. При этом даже для многих коммерческих организаций законом изначально предусмотрена только специальная правоспособность (например, страховые организации, банки и др.).
Правосубъектность закрепляется юридическими нормами и гарантируется государством, являясь одним (наряду с конституционными правами и обязанностями) из элементов правового статуса личности.
Различают правосубъектность: общую (способность быть субъектом права вообще), отраслевую (способность быть участником отношений в определённой общественной сфере) и специальную (возможность участвовать в конкретных правоотношениях, ограниченную либо целевую, в зависимости от свойств самого субъекта). Наиболее полной правосубъектностью обладают граждане, их правовой статус определяется в первую очередь основным законом государства. В соответствии со статьей 16 Международного пакта о гражданском и политическом правах 1966 года каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, а её объем не зависит от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Российское законодательство не допускает добровольного (полного или частичного) отказа гражданина от правосубъектности и не признаёт ограничивающих её сделок, кроме прямо предусмотренных законом случаев. В некоторых отраслях права правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.
Правосубъектность юридических лиц определяется их учредительными документами и зависит от целей создания и сферы их деятельности.
Международная правосубъектность подразделяется на фактическую и юридическую. Юридическим источником правосубъектности являются Устав ООН, международные договоры, уставы межправительственных организаций. Различие между субъектами международного права устанавливается по признакам их возникновения, юридической природе и объёму правосубъектности. К субъектам международного права относятся лишь те, кто обладает правами и обязанностями в соответствии с нормами международного права. Первичными субъектами международного права являются государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость. К иным субъектам международного права относятся межправительственной организации, государственно-подобные образования и в ограниченном объёме индивиды.
Классификация юридических лиц
Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.
Названные обстоятельства обуславливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например, их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.
Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.
Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода «центров», «фирм» и т.п.
В действующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от характера деятельности, разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Эти хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50. ГК). Это, так называемые профессиональные участники оборота.
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:
В зависимости от прав учредителей (участников) юридические лица на имущество, закон разделяет все юридические лица на 3 группы: