Минприроды утвердило новые ставки платы за лесопользование
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минприроды утвердило новые ставки платы за лесопользование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Коэффициент-дефлятор для УСН
На упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор нужен, чтобы определить предельный лимит по доходам. Предельный лимит по доходам нужен, чтобы определить возможность перехода на УСН и применения УСН в дальнейшем. Как известно, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, необходимо выполнить ряд условий, а именно:
- количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
- предельный лимит доходов организации или индивидуального предпринимателя не должен превышать 150 000 000 рублей;
- остаточная стоимость основных средств предприятия или индивидуального предпринимателя не должна превышать 150 000 000 рублей;
- доля участия других лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%;
- применять упрощенную систему налогообложения не могут организации, которые имеют филиалы
Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекс РФ предельная величина лимита ежегодно должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2017 году предельная величина лимита увеличилась до 150 000 000 рублей. При этом сразу же было приостановлено до конца 2023 года действие пункта 2 статьи 346.12 Налогового Кодекс РФ федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.16. Этот пункт предусматривает индексацию лимита на коэффициент-дефлятор, поэтому в 2023 году корректировать предельную величину лимита не будут. Он остается на прежних позициях и равен 150 000 рублей.
Коэффициент-дефлятор по торговому сбору
Торговый сбор — это налог, который применяется только в Москве. Он регулируется законом г. Москвы № 62 от 17.12.14 (в редакции от 29.11.17). Под этот налог попадают организации и ИП, которые занимаются розничными продажами и оптовыми продажами. Для этого они должны использовать следующие объекты:
- стационарные объекты с торговым залом;
- стационарные объекты без торгового зала;
- нестационарные объекты
Применять этот налог должны организации и ИП, которые применяют упрощенную или обычную систему налогообложения. Те организации и ИП, которые применяют ЕНВД, находятся на патентной системе налогообложения либо ЕСХН, освобождены от уплаты этого налога. Для расчета этого налога необходимо знать ставки. Ставки устанавливаются из расчета торгового объекта (объекта осуществления торговли) либо его площади. Помимо этого ставки зависят от того, к какому административному округу города принадлежит объект. Для ставки по розничным рынкам применяется коэффициент-дефлятор. Примеры московских ставок с учетом коэффициента-дефлятора на 2023 год, приведены в следующей таблице.
Объекты | Ставки по административным округам, рублей за объект (в квартал) | ||
Административный округ 1 группы | Административный округ 2 группы | Административный округ 3 группы | |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и меньше | 60 000 | 30 000 | 21 000 |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и больше | · 1 200 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 600 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 420 руб. руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
если нет торгового зала, кроме автозаправок | 81 000 | 40 500 | 28 350 |
прочие нестационарные объекты | 40 500 | 40 500 | 40 500 |
розничная нестационарная торговля (развозная и разносная) | 40 500 | ||
для управляющих компаний городских розничных рынков | 65,85 руб/м2 |
На коэффициент-дефлятор в 2023 году увеличиваются размер торгового сбора управляющих компаний городских розничных рынков 65,85 = 50 рублей х 1,317.
Административный округ 1 группы включает территории Центрального Административного округа г. Москвы.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.
Плата за размещение отходов
В статье раскрываются вопросы исчисления и взимания платы за размещение отходов производства и потребления с учетом последних законодательных изменений[1].
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[2].
СЛОВАРЬ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ): • отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; • размещение отходов — хранение и захоронение отходов; • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит
Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.
Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.
В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).
Таким образом, экологический сбор:
- платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
- регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
- как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.
А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:
- платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
- регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
- как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).
Действующий в 2020–2021 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».
См. также «Плату за НВОС можно зачесть или вернуть с 7 сентября».
Порядок определения платежей
Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.
Размер ЕДВ с 1 февраля 2023 года — таблица
Размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) проиндексируют с 1 февраля 2023 г. на 11,9%. Величина прибавки к ЕДВ определяется в зависимости от категории, к которой относится получатель:
- Инвалиды всех групп (1, 2 и 3), а также дети-инвалиды;
- Ветераны боевых действий;
- Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
- Инвалиды, участники ВОВ;
- Чернобыльцы (лица, подвергшиеся воздействию радиации в результате катастрофы на ЧАЭС) и граждане, пострадавшие в других техногенных катастрофах;
- И так далее (всего таких категорий — 72).
Изменение № 1. Увеличение детских пособий из-за нового МРОТ в 2023 году
Минтруд уже опубликовал значение минимального размера оплаты труда с 1 января 2023 года. Новый МРОТ равен 16 242 рубля в месяц.
С учетом МРОТ определяют минимальное пособие по беременности и родам, а также больничное пособие по уходу за ребенком для работающих родителей. Так, для расчета декретных выплат минимальный среднедневной заработок составит 533,98 руб. (16 242 руб. × 24 мес. : 730 дн.). Минимальная декретная выплата зависит от длительности отпуска по БиР:
- 74 757,2 руб. – за 140 дней,
- 83 300,88 руб. – за 156 дней,
- 103 592,12 руб. – за 194 дня.
Минимальный среднедневной заработок для оплаты больничных пособий, в том числе по уходу за детьми, в 2023 году составит:
- 580,07 руб. – в феврале (16 242 руб. : 28 дн.),
- 541,4 руб. – в месяце с 30-ю днями (16 242 руб. : 30 дн.),
- 523,93 руб. – в месяце с 31-м днем (16 242 руб. : 31 дн.).
Напомним, если в регионе проживания установлен районный повышающий коэффициент, то пособия исходя из МРОТ, назначают с учетом повышающего коэффициента.
Смотрите в таблице все актуальные размеры пособий, мы сгруппировали их по видам выплат.
Изменение № 4. Ежегодная индексация пособий с 1 февраля 2023 года
С 1 февраля 2023 года пройдет ежегодная индексация детских пособий. Точный процент повышения еще не утвержден, обычно процент индексации Правительство утверждает в январе текущего года.
Но уже сейчас Минтруд предложил увеличить выплаты на детей на реальный уровень инфляции в размере 11,9 процента. В таком случае, новые размеры детских пособий с 1 февраля 2023 года могут составить:
- Единовременное пособие при рождении ребенка. До 31 января 2023 года выплата составит 20 472,77 рублей единовременно, с 1 февраля 2023 года ее проиндексируют на 11,9 % до 22 909,03 руб. Сумма разовой выплаты зависит от даты рождения ребенка, а вот дата обращения за выплатой значения не имеет. Оформить пособие нужно не позднее 6 месяцев с момента рождения малыша.
- Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. До 31 января 2023 года включительно размер пособия по уходу за детьми составит 7 677,81 рублей в месяц. И уже с 1 февраля 2023 года с учетом индексации на реальный уровень инфляции в размере 11,9 процента, выплата составит 8 591,47 рублей в месяц. Оформить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет могут не только трудоустроенные родители, а также безработные мамы.
- Материнский капитал. Размер материнского капитала с 1 февраля 2023 года на первого ребенка увеличится почти до 587 тысяч рублей. Это на 62,5 тысячи больше, чем в прошлом году. Маткапитал на второго ребенка составит почти 775,6 тысяч, что на 82,5 тысячи рублей больше, чем в 2022 году.
Как дефлятор применяют в закупках
Помимо налоговой политики государства, дефлятор применяется и в закупочной деятельности. Государственные и муниципальные закупки реализовываются с учетом положений закона 44-ФЗ. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О закупочной системе РФ», заказчики используют коэффициент инфляции на 2021 год для расчета НМЦК при определении начальной максимальной цены контрактов на закупку товаров, работ, услуг. При расчете НМЦК закупки необходимо учитывать динамику ценовых критериев. Анализ проводится по отраслевым дефляторам. Например, индекс-дефлятор тарифов на электроэнергию определяется отдельно для розничных потребительских цен и оптовых цен. Специалисты в сфере закупок анализируют региональные ценовые позиции и сверяют полученные сведения с конкретными ценовыми предложениями.
Предварительный анализ и использование индекса позволяют определять НМЦК закупки на реальном уровне: без завышения цен на приобретаемые товары либо без необоснованного занижения. Правильные расчеты исключают ошибки и претензии со стороны контролеров и ФАС.
Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1688 допускает применять индекс-дефлятор для смет при определении начальной максимальной цены контракта (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ).
Что касается закупок по 223-ФЗ, то дефляторы применяются при расчете корректировки на инфляцию, то есть изменении первоначальной цены контракта при условии, что стоимость приобретаемых товаров выросла из-за инфляции или иных причин. Возможность корректировки цены контракта прописывают в положении о закупках организации.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Коэффициент индексации заработной платы на 2023 год
Коэффициент роста зарплаты может быть рассчитан на основании статистических величин. Он напрямую зависит от уровня инфляционных процессов за истекшие периоды. Например, для установления коэффициента в 2023 году применим формулу:
Ки = И1 × И2 × И3 / 3,
- Ки — коэффициент изменения заработной платы в 2023 году;
- И1, И2, И3 – индексы роста цен за истекший квартал на основании данных Росстата.
Коммерческие организации могут самостоятельно устанавливать порядок и размер индексации, не соотнося его со статистическими данными. При этом все условия должны быть отражены в коллективном или трудовом договоре. Правильная формулировка поможет избежать штрафных санкций при несоблюдении процедуры. Например, фраза «Индексация проводится при наличии дополнительного финансирования» является поводом отказаться от повышения заработной платы при отрицательном финансовом результате компании.
В бюджетных организациях индексация производится на основании соответствующего распоряжения. В нем указывается ее размер (процент) исходя из роста потребительских цен. Такое требование закреплено ст. 130 ТК РФ.
Пример:
Бюджетным организациям повышение зарплаты производится на размер инфляции за истекший год. За 2019 год она составила приблизительно 4%, именно на эту величину и должна производиться индексация зарплат в 2023 году.
Организации, не зависящие от гос. бюджета, вправе устанавливать свой коэффициент или применять такой же, как для бюджетников.
Коэффициент индексации можно сосчитать по ранее приведенной формуле на основе статистики за прошедший квартал.
Пример:
Например, данные Росстата показали рост потребительских цен за первый месяц квартала на уровне 1,7%, второй – 0,9% и третий – 2,1%. Тогда средняя величина составит:
1,7 × 0,9 × 2,1 / 3 = 1,071%,
это и будет коэффициент, который могут применить коммерческие структуры при пересмотре оплаты труда своим работникам.
При этом повышается не только оклад, но и остальные виды выплат: премии, компенсации и т. д. С увеличением МРОТ корректируется также оплата труда, размер которой составляет менее этой суммы.
Компания может устанавливать не только сроки индексации оплаты труда в 2023 году, но и периодичность ее проведения, раз в:
- год;
- полгода;
- квартал.
Так, большинство организаций принимают за дату проведения 1 число февраля, когда становятся известны официальные цифры роста потребительских цен. Они вправе закрепить локальными нормативными актами другие даты, но, как правило, это первое число месяца.
Влияние последних событий на инфляцию
По данным Росстата, рост цен в марте составил 7,5%, в апреле — 10,84%, а в мае — 17,2%. В последний раз подобное повышение цен наблюдалось в начале 2020 года.
Основная причина такой ощутимой инфляции – спецоперация России в Украине, за которой последовали экономические санкции против банковского сектора и бизнеса. В результате этих событий рубль значительно ослаб. Уже в феврале цены выросли на 8,37% (максимум с января 1999 г.), но тогда ускорение не превышало 4,2% в месяц.
С мая 2022 года рост цен в России составил:
- Продукты питания — 20,2%.
- Непродовольственные товары — 19,1%.
- Услуги — 10,1%.
При этом на отдельные виды продукции рост цен составил 40-49% (сахар, лук, капуста). Бытовая техника подорожала на 26-49%.
Кто и как борется с инфляцией в России?
Высокая инфляция негативно сказывается на жизни простых россиян, бизнесменов, а также на экономической и политической ситуации в стране. Поэтому правительство и центральный банк принимают все возможные меры для борьбы с ним. Например, инфляция в России сегодня является центральной проблемой для центрального банка.
Когда в стране слишком низкая или нулевая инфляция, это приводит к стагнации в экономике. Поэтому задача государства – удержать ее на уровне, который, по мнению экономистов, должен удержаться на уровне 4,1%.
По словам Алексея Кудрина, прогноз инфляции достигнет 20% в 2023 году, прогнозы Минэкономики и Банка России уже стали гораздо более умеренными (и составляют 12-13%). И сегодня инфляция в России составляет менее 13% в годовом исчислении. Что происходит в банковском секторе, когда инфляция скачет?