Штраф или лишение прав грозит за LED-лампы и ксенон сегодня?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф или лишение прав грозит за LED-лампы и ксенон сегодня?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Технические требования для установки ксенона в 2023 году
Узнать, предназначен ли конкретный автомобиль для ксеноновых световых приборов несложно.
- Информацию можно найти в инструкции к транспортному средству.
- Уточнить у производителя.
- Проверить самостоятельно маркировку фар.
Напомним, что на совместимость с ксеноном указывает буква D, написанная на фарах. Существует несколько вариантов ее упоминания, в зависимости от того, где разрешен ксенон.
- Если указана маркировка DC – разрешена установка на приборы ближнего света.
- DR — на приборы дальнего света.
- DCR – на фары ближнего и дальнего света.
Что можно менять, а что нельзя
Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).
Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.
Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:
- доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
- разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
- запрещенные модификации.
Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:
- колесные диски разрешенного производителем размера;
- сертифицированные производителем топливные баки;
- внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
- установленное с завода газобалонное оборудование;
- допустимая тонировка стекол (об этом дальше).
Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).
Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.
Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.
В том числе, это такие изменения:
- все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
- замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
- узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
- приборы внешнего освещения;
- изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
- установка ГБО, и т.д.
Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?
Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.
Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.
Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.
Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.
Лишение прав за ксенон в 2022 году
- Если есть обозначения HC, HR или HCR, конструкция предназначена для галогенных ламп. Любые другие варианты не подойдут и не обеспечат надлежащее качество света.
- Когда присутствуют надписи DC, DR или DCR, использовать ксенон разрешено. DC – ксеноновую лампу можно ставить в фары ближнего света, DR – дальнего, DCR – ближнего и дальнего. Если такая маркировка есть на фаре, инспектор ДПС не будет иметь претензий.
- Также на корпусе или стекле обязательно должна быть буква «Е» в кружке. Она подтверждает, что фара прошла сертификацию и может использоваться для автомобиля. Еще там есть шифр, подсказывающий, какая страна выдала разрешение.
Ксеноном называют инертный газ, применяющийся в специальных газоразрядных лампах, которые устанавливают на авто. Он находится в специальной внутренней колбе, защищенной еще одной, внешней, оберегающей смесь от перепада температур и давления, а также попадания внутрь сторонних примесей.
У ламп такого типа есть множество преимуществ, которые делают их особенно популярными не только в России, но и по всему миру.
Установка на автомобиле ксеноновых фар обеспечивает следующие плюсы:
- Значительное улучшение видимости на дороге в темноте и при плохой погоде;
- Снижение нагрузки на глаза, благодаря приближенности света к дневному;
- Экономия энергопотребления, увеличение срока службы лампы.
Поставить можно так же и биксенон. Он представляет собой все тот же газ внутри лампы, но использовать ее можно будет как для дальнего, так и для ближнего света. Обычный же ксенон позволяет включать только одну дальность.
Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, укомплектованных производителем ксеноновыми фарами.
Однако по собственной инициативе менять тип фар, который не предусмотрен заводом-изготовителем запрещено. Такого рода тюнингом, как правило, увлекаются многие собственники отечественных авто. Но поскольку ни одна модель российского автопрома не оснащена штатными ксеноновыми фарами, чаще всего именно их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.
При этом осуществляется проверка маркировки на линзах — разрешается монтаж в рассеиватели типа DC, DR или DCR. Также ксеноновая фара должна иметь автоматический корректор угла наклона и фароомыватель.
Для сведения. Рассеиватель — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность. Его назначение, защита лампы от грязи и воды. Изготавливается из стекла/пластика. Если просто — стекло фары.
- Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
- Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
- При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
- За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
- За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
- Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
- Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
- Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.
А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?
Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?
Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.
Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.
Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.
Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.
Разрешен ли ксенон в России?
Многих волнует вопрос: запрещен ли ксенон официально? Хочется успокоить всех владельцев легального «ксенона»: к Вам никаких претензий со стороны ГИБДД нет и быть не может, так как фары данной категории автотранспортных средств сертифицированы для использования именно с газоразрядными источниками света. Также хочется о как таковой не запрещен, и в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за использование именно «ксенона» не предусмотрена.
Важно!
Однако следует отметить, что в КоАП РФ предусмотрена ответственность водителей автотранспортных средств, у которых в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания (в том числе галогенными), установлены газоразрядные источники света, они же «ксеноновые» лампы. Данные фары не сертифицированы и не предназначены для данного типа источников света, соответственно, их свет распределяется таким образом, что ослепляет других участников дорожного движения.
Говоря иными словами, если согласно сертификации и ГОСТу в Ваших фарах должны быть установлены лампы накаливания (в том числе галогенные), устанавливать в них ксенон нельзя, но если у вас с завода в автомобиле установлен источник света с газоразрядными лампами, то вас сотрудники ГИБДД не имеют права привлекать к ответственности.
Установка ксенона собственными силами
Приобрести ксенон, а точнее лампы ксенонового света, может абсолютно любой автовладелец, придя на авторынок или же в специализированный магазин. Как правило, ксеноновые лампы производятся и собираются китайскими производителями, поэтому дефицита в данном товаре нет.
Некоторые автовладельцы приобретают такие осветительные приборы с целью улучшения эффективности своих фар в темное время суток. А есть и такие автолюбители, для которых ксенон – это всего лишь предмет, придающий их транспортному средству более эффектный вид.
Но, как бы то ни было, не все так просто. Транспортное средство, оснащенное таким светом, приобретает более простецкий вид, а на дорожном полотне владельца такого автомобиля то и дело стремятся остановить сотрудники Госавтоинспекции, чтобы наказать за ксенон либо административным штрафом, либо лишением водительских прав. По какой причине это происходит?
Все банально и просто. Установить ксенон хочет каждый водитель. Но в этом случае фары транспортного средства должны быть оборудованы форсунками омывателя, а также для формирования правильности направления светового луча следует обзавестись еще и специальным корректором.
Как правило, мастеров, которые самостоятельно устанавливают ксенон на автомобилях, штрафуют или же вообще лишают водительских прав.
Существует еще один любопытный момент. Устанавливая ксенон на своей машине, фары ТС должны быть помечены специальной маркировкой в виде символов DCDR или DCR.
В том случае, если они отсутствуют, то сотрудники Госавтоинспекции могут на законных основаниях взыскать с вас штраф или же лишить прав (в зависимости некоторых нюансов установки ксеноновых ламп).
Большинство автомобилей оснащены фарами, на которых нанесена такая маркировка — DC/HR, а это свидетельствует о том, что на данное транспортное средство можно поставить газоразрядные лампы и использовать их только в качестве источника ближнего света.
Штраф и лишение прав, (КоАП РФ) за ксенон
Так как нет конкретной статьи именно про ксеноновые лампы. Указывающая на несоответствие норм режима работы для световых приборов на автомобилях, то применять к нарушителям можно лишь «общую» статью КоАП РФ. Такой универсальной статьей у нас является статья 12.5 КоАП РФ. Она в частности описывает те случаи, когда эксплуатация ТС при некоторых неисправностях или отклонениях запрещена. Именно под это и можно подвести тот случай, когда на машину устанавливается ксенон, и когда он не предусмотрен. В статье 12.5 КоАП РФ части 3 прописано следующее:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и РЕЖИМ РАБОТЫ которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Как видим из пункта 3 есть ссылка на норму «Основные положения по допуску ТС …». Открываем этот документ и находим «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». 3«Внешние световые приборы» п. 3.1 гласит:
Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
…также вполне может быть и применен п. 3.4
На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Здесь все понятно. Поставил не тот рассеиватель или не ту лампу, изменил режим работы, это и является нарушением «Основных положения по допуску ТС …». Все это значит, что водитель несет ответственность по вышеупомянутой статье 12.5 КоАП РФ.
Лишение прав за установку ксенона в фары (КоАП 12.5 РФ)
О самом наказании мы уже сказали, а если кто-то пропустил, то повторимся. Это лишение прав до 1 года с конфискацией ксеноновых лампочек. Лампочки у водителя скорее всего заберут, в качестве вещь доков по административным делам (статья 243 ГК РФ). Особенно если дело пойдет в суд. Да и лишение водительского удостоверения, специального права, это вполне реальная мера, которая может быть применена к нарушителю. О каком-либо штрафе речи здесь не идет, то есть он даже не предусмотрен. Лишение и все!
Так что водитель может даже не рассчитывать на альтернативное решение проблемы, если все же дело дойдет до оформления нарушения. Единственное, о чем остается сказать, так о практике лишения специального права. Лишение права, то есть изъятие водительского удостоверения, может быть законным только по решению суда. (Статья 3.8 КоАП РФ). Никто не заберет права у водителя на месте.
Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы
Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?
Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.
Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.
Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:
- световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
- оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
- фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
- световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
- фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.
Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.
Могут ли лишить прав (КоАП 12.5 РФ)
Статья 12.5 узаконивает факт лишения права управления ТС, на передней части которого установлены световые приборы, цвет огней которых и режим работы не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Наличие таких световых фонарей позволяет должностным лицам составить протокол и отправить дело о лишении прав в суд. В ходе разбирательства выносится постановление об изъятии удостоверения. Срок варьируется от 6 до 12 месяцев.
В России суд, при рассмотрении дел в отношении «жесткого» наказания за нелегальный ксенон, руководствуется заключением комиссии о проверке световых приборов на сертифицированном оборудовании и протоколом о правонарушении.
При желании усовершенствовать свой автомобиль, владелец может лишиться водительского удостоверения. Перечень неисправностей, описанный в ПДД, позволяет применить к нарушителю строгое наказание: должна соблюдаться конструкция, заложенная заводом-изготовителем. В ситуации, когда установлен факт незаконного переоборудования, требуйте от сотрудника ГИБДД присутствия понятых, и оставляйте свои замечания в протоколе. Они пригодятся при ведении судебного дела.