Вопрос 1. Земельный налог: плательщики, объекты, ставки, льготы, сроки уплаты.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 1. Земельный налог: плательщики, объекты, ставки, льготы, сроки уплаты.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
У КОГО ЕСТЬ ЛЬГОТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
1. Многодетные семьи.
Семьи с тремя и более несовершеннолетних детей.
2. Пенсионеры.
Пенсионеры, которые получают пенсию по старости, по потере кормильца или за выслугу лет.
3. Предпенсионеры.
Граждане, которым осталось 5 лет и меньше до выхода на пенсию.
4. Люди с инвалидностью.
Инвалиды первой или второй группы, инвалиды с детства или дети с инвалидностью.
5. Ветераны.
Герои СССР и РФ, ветераны боевых действий участники ВОВ и других боевых операций.
6. Пострадавшие от радиации.
Участники испытаний ядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок и подвергшихся радиации из-за аварий и заражений.
Комментарий к ст. 387 НК РФ
На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.
Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.
Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.
К примеру, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге».
Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актов устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.
Внимание!
Необходимо обратить внимание, что положения абзаца 2 пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 комментируемой статьи действуют в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
При этом положения абзаца 1 пункта 2 девствуют в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта — города федерального значения — города Севастополя.
Важно!
Может возникнуть вопрос: имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?
Обратимся на этот счет к официальным разъяснениям Минфина России.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл. 31 «Земельный налог» Кодекса.
При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.
В письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г. Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного собрания города Севастополя.
Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» не применяется, за исключением статьи 25.
В данную статью не вносились изменения с 2004 года.
Внимание!
В пункте 2 комментируемой статьи не определено, к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот а подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящимся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.
Официальная позиция.
В письме ФНС РФ от 26.11.2007 N СК-6-11/908@ «О земельном налоге» разъяснено, что законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налоговая база и ставки
Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:
- кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
- если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
- при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.
Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:
- 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% для иных земельных участков.
Земельный налог имеет федеральное значение, но устанавливается региональными властями. Местные органы самоуправления при определении размера отчислений должны учитывать региональные особенности и потребности, а также ограничения, установленные на федеральном уровне. Существуют максимальные показатели налоговых ставок, применяемых в данном случае, которые нельзя увеличивать по собственному усмотрению, а вот уменьшить указанные цифры разрешается.
Земельные взносы делятся на две категории, исчисляемые по ставке:
- 0,3% от кадастровой стоимости;
- 1,5% от указанной суммы.
К первой категории относят следующие участки:
- Земли сельхозназначения и наделы, которые входят в состав аналогичных зон и используемых по их прямому назначению.
- Занятые жилыми объектами недвижимости или коммунальными постройками, а также наделы, которые предназначены под жилищное строительство.
- Дачные и садовые участки, а также наделы, предназначенные для животноводства и иного подсобного хозяйства.
- Используемые для обороны страны, обеспечения ее безопасности и для удовлетворения таможенных нужд.
Иные объекты, не вошедшие в перечисленные пункты, облагаются по ставке 1,5% от кадастровой стоимости надела. Региональные власти могут уменьшить размер взносов до 0,1%, как и применять дифференцированный подход к начислению взносов. При таком расчете учитывается множество факторов – назначение земли, ее местоположение и категория. При отсутствии нормативного документа, регулирующего размер налоговых ставок в данном субъекте федерации, ориентироваться следует на ставки, установленные на федеральном уровне. Узнавать, сколько конкретно придется заплатить надо в ИФНС по месту регистрации земли.
Региональные льготы по земельному налогу
Актуальные данные о льготировании по части земельного налога, которое применяется на муниципальном уровне, можно найти на официальном сайте ФНС. С этой целью используется электронный сервис «Справочная информация о ставках и льготировании по имущественным налогам».
Область, край | Некоторые местные льготы за налоговые периоды 2015—2016 гг. |
Ленинградская | В Федоровском СП, Тосненского района освобождены от уплаты:
одинокие пенсионеры и супруги (60 и 65 лет соответственно), живущие в частном секторе с доходом ниже прожиточного минимума, ветераны и инвалиды ВОВ, труженики тыла; Шапкинское СП, Тосненский район: пенсионеры, проживающие на территории СП, уплачивают 40% от суммы налога |
Московская | Городской округ Ивантеевка:
освобождены чернобыльцы, малоимущие граждане, состоящие на учете в управлении соцзащиты, одинокие пенсионеры; снижена база налога для почетных жителей города на 70%, зарегистрированных ветеранов труда пенсионного возраста — на 50%, для семей с 3 и более детьми до 18 лет со среднедушевым доходом меньше прожиточного минимума — на 50% и др.; Городское поселение Правдинский Пушкинского района: освобождены многодетные семьи за полученные от государства участки безвозмездно; малоимущие пенсионеры оплачивают 50% налога |
Белгородская | Новые местные льготы не вводились |
Тульская | РП Арсеньево Арсеньевского района:
освобождены многодетные семьи, органы местного самоуправления и др. |
Рязанская | Новых местных льгот нет |
Липецкая | Муниципальное образование Фащевский сельсовет, Грязинского района:
освобождены органы местного управления и учреждения культуры, здравоохранения, образования, субсидируемые из местного либо областного бюджета |
Нижегородская | Чкаловск:
освобождены органы местного самоуправления, учреждения образования, спорта, культуры, СМИ, финансируемые из местного бюджета |
Саратовская | Большежуравское муниципальное образование Аркадакского района:
категория налогоплательщиков, чьи земли были затоплены в весенне-летний период, получает льготу в размере 10 тыс. руб. от кадастровой цены |
Свердловская | Восточное сельское поселение:
освобождены КФХ, сельскохозяйственные организации, у которых доход от продажи своей (либо от пайщиков) продукции более 70% от общей прибыли |
Челябинская | Южноуральский городской округ:
освобождены пенсионеры по возрасту, инвалиды 1 и 2 групп (ИП и физлица) |
Ставропольский край | Село Белые Копани Апанасенковского района:
освобождены органы местного самоуправладения, учреждения культуры (льгота по муниципальным землям) |
Совершенно очевидно, в каждом регионе применяются свои льготы, которые устанавливаются на основании решений местных Советов депутатов, Земских собраний.
Процентная ставка земельного налога
Максимальный множитель для расчета налогообложения участков составляет 0,3%. Она применяется ФНС в отношении земель:
- жилищного фонда и инженерных ЖКХ объектов;
- участков сельхозназначения;
- купленных для строительства домов, сюда не относятся наделы, эксплуатируемые с целью ведения предпринимательской деятельности;
- приобретенных для огородничества и садоводства земель, либо для ЛПХ, при условии, что эти владения не применяются для реализации бизнеса;
- поправка действует в отношении земель общего назначения, выделенных для огородничества, садоводства либо расположения собственности общего использования;
- участков, ограниченных законодательством РФ в обороте или выделенных для нужд таможенной службы, обеспечения безопасности либо обороны.
Коротко о системе налогов в РФ
Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.
Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.
Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.
При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):
- порядок уплаты налогов;
- ставка;
- сроки уплаты.
По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.
Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:
- налоговых льгот;
- порядка и оснований применения льгот;
- налоговой базы.
Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.
Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.
Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.
Как рассчитать налог на землю? Сроки уплаты, льготы
- если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
- если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
- ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Какой налог в какой бюджет платится в стране
- налог на доходы физических лиц, название которого говорит само за себя;
- налог на добавленную стоимость, который оплачивает конечный покупатель при приобретении продукции в торговых сетях;
- единый социальный налог, являющийся средством пополнения основных федеральных фондов, включая социальное страхование, медицинское страхование и тому подобное;
- акцизы или дополнительный налог на некоторые виды товаров, в частности, табачную продукцию и алкоголь. Его, подобно налогу на добавленную стоимость, покрывает конечный покупатель;
- налог на добычу полезных ископаемых, уплачивается субъектами, занимающимися эксплуатацией природных ресурсов;
- налог на прибыль, предприятий и организаций, суть которого ясна из названия;
- водный налог, подразумевающий платежи за эксплуатацию водных ресурсов;
- различные виды пошлин.
Стоит помнить, что во всех случаях ответственность за адекватность вычисления и своевременность уплаты платежей несет налогоплательщик. При этом приоритет отдается федеральным налогам, которые составляют значительную часть общей нагрузки на субъектов предпринимательства, предприятия и организации. На втором месте по приоритетности остаются местные налоги с дохода, после чего рассчитываются и платятся остальные виды платежей.
Льготы регионального значения: примеры города Москвы
Дополнительно решать, кто освобожден от земельного налога могут органы самоуправления на местах, в муниципалитетах и т.д. Регулирование уплаты налога, условий освобождения и представления льгот производится путем издания законодательных актов местного значения (ст. 15 НК).
Чтобы самолично оформить льготу, человеку необходимо посетить налоговый орган по местонахождению участка и написать заявление в установленной форме. Для одобрения потребуется обосновать просьбу и приложить подтверждающие документы.
Это, к примеру, копии справок ВТЭК на инвалидность или копии удостоверения ветерана ВОВ и т.д. После рассмотрения всей документации ИФНС выносит решение о возможности применения льготы или отказе в ее использовании.
Частичное или полное освобождение от налога на землю – это льгота, которая устанавливается на законодательном уровне. Так как земельные взносы вносятся в региональные бюджеты и формируют их, регламентируются они сразу на двух уровнях:
- Федеральном.
- Региональном.
На федеральном уровне налогообложение регулируется Налоговым кодексом. Пункты, изложенные в нем, являются законодательной основой и подлежат обязательному исполнению. Местные власти могут вводить свои правила и нормы, путем издания региональных нормативных актов, но они не должны противоречить федеральным законам или конфликтовать с ними.
Региональные власти могут и должны дополнять списки льготников к уже установленным на федеральном уровне перечнях. Вносить те или иные категории в льготные списки рекомендуется, ориентируясь на экономическую ситуацию в регионе. Какие-то области имеют большее количество льгот, какие-то – меньшее.
Получение льготы по отношению к налогооблагаемым объектам недвижимости – это право налогоплательщика, но не его обязанность. Получать информацию о перечне лиц, имеющих право на льготы, можно различными путями:
- Самостоятельно штудируя законодательные акты.
- Обратившись в местные органы самоуправления.
- Получив консультацию у налогового инспектора.
Какие фирмы могут рассчитывать на полное освобождение?
Освобождаются от уплаты земельного налога организации, соответствующие следующим требованиям:
- их территория занимается дорогами общего пользования;
- фирма представлена резидентом особой экономической зоны, но даже в этом случае необходимо, чтобы земля находилась в собственности предприятия не меньше 5 лет;
- организация управляет землей, располагающейся в ;
- предприятие является религиозным, поэтому земля используется для строительства церкви, собора или иного аналогичного сооружения;
- фирма является общественной организацией, созданной для инвалидов, но доля инвалидов не должна быть меньше 80%.
Дополнительно во многих регионах сюда включаются компании, специализирующиеся на художественном промысле народов РФ. Но их земля должна располагаться непосредственно в месте ведения деятельности. Нормативными местными актами может устанавливаться другое количество предприятий, которые могут рассчитывать на преференции.
Земельный налог для пенсионеров: особенности начисления в 2015 году
В последнее время актуальным является вопрос, о том, платят ли пенсионеры налог на имеющуюся у них на праве собственности землю. Следует сразу отметить, что прямого указания пенсионеров в качестве лиц, освобожденных от уплаты налога, в законодательстве нет. Однако особенность земельной пошлины заключается в том, что она взимается в бюджет государственных органов субъектов федерации.
В связи с этим конкретное муниципальное образование вправе определять льготные условия оплаты налога для пенсионеров. Так, в большинстве субъектов РФ существуют сниженные ставки по земельной пошлине. Для получения такого права достаточно обратиться в территориальный орган ФНС, к которому относится земельный участок, находящийся на праве собственности (бессрочном пользовании, наследуемом владении). В качестве документов следует предоставить пенсионное удостоверение.
Особую роль играет и ставка земельного налога. Московская область, например, имеет в этом смысле некоторую специфику. В частности, в городе Королев пенсионер может получить льготу по уплате пошлины только при одновременном выполнении нескольких условий:
- Пенсионер должен быть неработающий.
- Он должен иметь постоянную регистрацию в помещении, на котором находится земля.
- Пенсионер должен постоянно проживать в данном помещении.
Таким образом, в зависимости от региона, льготы для различных категорий граждан могут устанавливаться локальными НПА органов местного самоуправления с учетом демографической и социально-экономической ситуации в регионе.