Что такое акциз. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое акциз. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Акцизы на разные группы товаров в России постепенно растут. Как правило, ставки повышают на ежегодной основе (и хотя иногда ставки, наоборот, снижаются на некоторое время, всё же общая тенденция — к повышению нагрузки на потребителя).

Акцизы на дизельное топливо в 2021 году

Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:

37) дизельное топливо:

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 9 556 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 9 938 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 10 336 рублей за 1 тонну;

Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:

Дизельное топливо
Плотность, кг/м3 840
Литров в тонне 1190
Акцизы на литр в 2021 году 7,72 руб.
Акцизы на литр в 2022 году 8,04 руб.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Слоеный бензиновый пирог

С целью выяснить, как формируется цена на бензин, редакция ФедералПресс опросила нескольких экспертов. Выяснилось, что сам принцип ценообразования топлива в России аналогичен формированию цен в других странах: конечная стоимость складывается из затрат на добычу, переработку, транспортировку и розничной наценки продавцов.

Однако если смотреть на динамику стоимости сырой нефти и бензина как продукта нефтепереработки, наблюдается противоречие: цены на нефть за последние три года падали (и лишь относительно недавно закрепились на уровне в 50 долларов за баррель). Тогда как розничные (и оптовые) цены на бензин самых ходовых марок и дизтопливо только росли.

По общему правилу исчисленную сумму акциза нужно перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 3 ст. 204 НК РФ). Так, например, акциз за март нужно заплатить не позднее 25 апреля.

Из этого правила есть исключения. При совершении определенных операций платить акциз нужно в более поздние сроки.

1. Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, должны платить акциз организации, которые (при наличии соответствующих свидетельств) совершают операции с прямогонным бензином (бензолом, параксилолом, ортоксилолом, авиационным керосином), денатурированным этиловым спиртом и со средними дистиллятами (п. 3.1 ст. 204 НК РФ).

Например, организация, которая занимается переработкой прямогонного бензина и имеет свидетельство на производство продукции нефтехимии, акциз, исчисленный за март, перечисляет в бюджет не позднее 25 июня.

Освобождение от уплаты акциза

От уплаты акцизов освобождаются производители подакцизных товаров по следующим операциям:

1) при передаче подакцизных товаров между подразделениями организации для последующего использования в производстве других подакцизных товаров. По общему правилу освобождение не применяется при передаче этилового спирта для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. Однако это правило не распространяется на ситуации, когда:

  • этиловый спирт передается для производства косметики в металлической аэрозольной упаковке;
  • передается этиловый спирт ректификованный, произведенный из спирта-сырца;
  • передается дистиллят (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковой) для выдержки, купажирования и дальнейшего производства алкогольной продукции;
Читайте также:  Меня засосала кредитная трясина. Как вылезти из долговой ямы?

2) при вывозе подакцизных товаров за рубеж в соответствии с таможенной процедурой экспорта (в т. ч. при возврате товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию при реализации другим лицам) или при ввозе в портовую особую экономическую зону РФ с остальной части ее территорий;

3) при первичной реализации (передаче) конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, подлежащих обращению в государственную (муниципальную) собственность.

Это следует из положений пунктов 1 и 3 статьи 183 Налогового кодекса РФ.

Чтобы воспользоваться освобождением, нужно выполнить некоторые обязательные условия. В частности, требуется вести раздельный учет любых освобождаемых от налогообложения подакцизных товаров (п. 2 ст. 183 НК РФ). А в отношении операций, связанных с вывозом подакцизных товаров за рубеж, дополнительно требуется банковская гарантия. Ее нужно представить в налоговую инспекцию одновременно с декларацией по акцизам. В общем случае сделать это нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором операции были проведены. В отношении операций с денатурированным спиртом и прямогонным бензином банковскую гарантию надо представить не позднее 25-го числа третьего месяца после совершения операций.

Банковская гарантия должна соответствовать нескольким критериям:

  • предоставить ее должен банк, включенный в перечень, утвержденный Минфином России;
  • она должна быть безотзывной и непередаваемой;
  • она должна предусматривать обязанность банка уплатить акциз, если организация своевременно не представит в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт совершения операции. Перечень документов и сроки их представления указаны в пунктах 7 и 7.1 статьи 198 Налогового кодекса РФ;
  • она должна покрывать всю сумму обязательства по уплате акциза;
  • срок действия гарантии не должен быть менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты акциза.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 184, статьи 195, пунктов 3 и 3.1 статьи 204 Налогового кодекса РФ.

Производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, реализуя ее за рубеж, могут получить освобождение не только от уплаты акциза, но и от уплаты авансовых платежей по акцизу.

Для получения освобождения представьте в налоговый орган по месту учета не позднее 18-го числа текущего месяца:

  • банковскую гарантию, оформленную в соответствии с пунктом 12 статьи 204 Налогового кодекса РФ;
  • извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в четырех экземплярах (один из них в электронном виде).

Не позднее чем за три дня до дня закупки этилового или коньячного спирта один экземпляр извещения с отметкой налогового органа покупатель спирта передает продавцу. Второй экземпляр остается у покупателя. Третий и электронный экземпляры хранятся в налоговом органе.

Такой порядок установлен пунктами 11, 14 и 17 статьи 204 Налогового кодекса РФ.

В случае освобождения от уплаты аванса по акцизу налог с реализованной в течение истекшего месяца алкогольной и спиртосодержащей продукции платите в общеустановленном порядке.

Из чего состоит стоимость топлива?

Если рассмотреть из чего состоит стоимость бензина, то можно выделить следующие категории, и узнать его реальную себестоимость:

  • НДС, составляет 18% от итоговой стоимости продукта. То есть, если цена бензина составляет 39 рублей, то налог на добавленную стоимость с нее будет равен 7 рублям с одного литра.
  • Акциз на топливо. На текущий момент сумма составляет 10,5 тысяч за одну тонну бензина. И если эту сумму приравнять в перерасчете на один литр бензина, то получится 7,5 руб. Но стоит знать, что чем ниже класс топлива, тем акциз на него будет выше. Делается это с той целью, чтобы автомобилисты отдавали предпочтение более дорогостоящему бензину.
  • Налог на добычу полезных ископаемых. Данный показатель рассчитывается с учета добытой нефти, а не уже с полученного результата, то есть, с выхода бензина. И для разных месторождений показатель будет иметь различные значения. Но если взять его примерную стоимость на одной конкретной заправочной станции, то она составит 8 рублей.

Нормативные документы

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.
Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Ответственность за неуплату акциза на автомобиль

Субъекты хозяйствования, осуществляющие подакцизные операции с автомобилями и мотоциклами, в установленный срок не предоставившие в ФНС налоговую декларацию и не оплатившие акциз, привлекаются к налоговой ответственности в виде штрафов.

Организация/ИП, не предоставившая декларацию либо подавшая документ позже установленного срока, обязана уплатить в бюджет штраф в размере 5% от суммы акциза, начисленного к уплате на основании декларации. Минимальная сумма штрафа, установленная при данном нарушении, составляет 1.000 руб., максимальный размер взыскания – 30% от суммы начисленного акцизного сбора.

Читайте также:  Ответственность за оставление места ДТП: какая статья

При нарушении сроков оплаты акциза ФНС вправе взыскать с налогоплательщика штраф в размере 20% от суммы недоимки. При этом, согласно НК РФ, недоимкой признается:

  • недоплата по налогу (разница между начисленной и фактически уплаченной суммой акциза);
  • полная сумма начисленного акциза при просрочке платежа либо неоплате.

В случае повторного нарушения налогоплательщиком сроков оплаты акциза в течение отчетного месяца размер штрафа возрастает до 40% от суммы недоимки.

Выплачивать налог должны следующие лица, если они совершают операции, облагаемые акцизом:

  • Предприятия.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Лица, признаваемые налогоплательщиками при перемещении облагаемых сбором товаров через таможенную границу Российской Федерации: Декларант – предприятие, которое ввозит продукцию.
  • Брокер – лицо, которое руководит непосредственным ввозом (его ещё называют «таможенный представитель»).
  • Владелец склада, на котором товар хранится до того, как будет вывезен через границу.
  • Владелец таможенного склада.
  • Перевозчик – как правило, компания, которая занимается грузовыми перевозками.
  • Лица, которые ввозят товар незаконно, лица, которые в этом ввозе участвуют или знают о нем, и лица, которые приобретают подобный незаконно ввезенный товар.

Налогоплательщиков, которые имели бы льготы, не существует. Налог распространяется на всех.
Кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду – смотрите в этом материале.

В 2014 году на заседании комитета Госдумы за основу было принято предложение о повышении ставок акцизов на дизтопливо и бензин 4 и 5 классов. Эксперты опасались в то время, что при утверждении поправок стоимость горючего вырастет на 3 р. Предложение о повышении внес Евгений Москвичев. На дизтопливо 4 кл. он предлагал повысить ставку до 3450 р./т. в 2015-м, до 4150 р./т. — в 2016-м, до 3950 р./т. — в 2017-м. Эти же цифры предполагались для горючего 5 кл. Что касается автомобильного бензина, то предлагалось сохранить его на 2015-й год на уровне 7300 р./т., в 2021 г. предусматривалось повышение с 6200 до 7530, в 2021 — с 4.5 т. р./т. до 5830 р./т. Было запланировано, что все средства будут направлены в дорожные фонды регионов. Вместе с этим, Сергей Шаталов высказывался о необходимости провести доработки поправок. До начала обсуждения предполагалось повышение акцизов только на дизтопливо и бензин 5 кл. Такое увеличение по прогнозам должно было дать дорожным фондам регионов дополнительные 60 млрд. р. в 2015-м, а в последующие годы — более 90 млрд р.

Уплата акцизов при различных цепочках движения нефтепродуктов

Налоговые вычеты производятся для того, чтобы перенести бремя уплаты акцизов с производителей на продавцов. И тем самым равномерно распределить сумму налога между бюджетами различных регионов. Однако это вовсе не означает, что во всех случаях уплачивать акцизы должен конечный продавец, то есть владелец АЗС. Акцизы могут быть уплачены на любой стадии реализации нефтепродуктов. Это зависит от наличия (или отсутствия) свидетельства у участников цепочки — от производителя до потребителя.

Производитель без свидетельства — оптовик без свидетельства — розничный продавец без свидетельства. Объект налогообложения возникает у производителя (схема 1). Поскольку у оптовика и розничного продавца свидетельства нет, они покупают нефтепродукты по цене с учетом акцизов. Сами же они акцизы не начисляют и в бюджет не уплачивают.

Схема 1

Уплата акцизов в цепочке «производитель со свидетельством — оптовик без свидетельства — розничный продавец со свидетельством» (возникает двойное налогообложение)

--------------------------------------------------------¬
¦ Бюджет ¦
L--------------------------------------------------------
/¦ /¦
¦ Уплата акцизов Уплата акцизов ¦
¦ ¦
-------+-------¬ --------------¬ -------+-------¬
¦Производитель ¦ 1 ¦ Оптовик без ¦ 2 ¦ Розничный ¦
¦ со +---->¦свидетельства+---->¦ продавец со ¦
¦свидетельством¦ ¦ ¦ ¦свидетельством¦
L--------------- L-------------- L---------------
1, 2 - нефтепродукты по цене с учетом акцизов

Оптовик, приобретая нефтепродукты, акцизы не начисляет и в бюджет не уплачивает, так как у него нет свидетельства.

Розничный продавец, имеющий свидетельство, покупая нефтепродукты, должен начислить акцизы и уплатить их в бюджет полностью, так как права на налоговый вычет у него нет.

Таким образом, налицо двойное налогообложение — акцизы в бюджет платит и производитель, и розничный продавец. Однако этого можно избежать. Покупателям, которые имеют свидетельства, но получают нефтепродукты от поставщиков без свидетельства, можно посоветовать заключать агентские договоры, когда нефтепродукты продаются без приобретения их в собственность. Например, если в схеме 4 розничный продавец заключит с оптовиком агентский договор и будет продавать топливо от имени оптовика, начислять и платить в бюджет акцизы ему не придется.

Если же нефтепродукты приобретаются у лица, имеющего свидетельство, целесообразнее заключать договоры купли-продажи. Тогда нефтепродукты будут приобретаться по цене без учета акцизов.

Существенное повышение

Увеличения акцизов на бензин в 2020 году избежать не удастся. Чиновники планируют применять разные механизмы, чтобы предупредить значительный рост стоимости топлива на розничном рынке. Повышение акцизных платежей вызвано необходимостью пополнять местные бюджеты. По словам представителей власти, собранные средства будут тратиться на ремонт дорог и развитие транспортной инфраструктуры.

Неудовлетворительное состояние дорог и другие проблемы часто вызваны недостатком средств в местном бюджете. На дорожные работы обычно не выделяются деньги из федеральной казны. Увеличение поступлений финансов в местные бюджеты откроет новые возможности для восстановления дорожного покрытия и развития инфраструктуры, включая строительство мостов и развязок, новых магистралей и др.

Читайте также:  Оформление и выдача удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации

Несложно спрогнозировать, как поднятие акцизов на бензин в 2020 году повлияет на цены на заправках. Дело в том, что в среднем на 65% стоимость топлива состоит из налогов. Кстати, это объясняет, почему скачки цен на нефтепродукты на мировом рынке не отражаются на ценниках на заправках.

В эту цифру входят не только акцизные платежи, но и НДС, а также другие налоги. Учитывая изменения налогового законодательства и поднятие НДС до 20%, практически все автомобилисты готовятся к подорожанию топлива.

По мнению экспертов, стоимость бензина вырастает от 7% до 15%. На примере одной машины можно посчитать, насколько вырастут расходы на топливо. Если человек владеет легковым автомобилем, который в среднем потребляет 9 л на 100 км, и проезжает за год 20 тыс. км, он будет тратить почти на 6 тыс. рублей больше за 12 месяцев. При условии, что бензин подорожает на 3 рубля (6,6%).

Сумма не критическая, если разбить ее на месяцы или недели, но расходы коммерческих компаний, которые занимаются перевозками и доставкой различных товаров и сырья существенно вырастут. Чтобы это компенсировать, они будут поднимать стоимость услуг и реализуемых товаров, а значит, повышение акцизов почувствуют не только автомобилисты, но и люди, которые и вовсе не имеют машины. Расчеты приведены по самым оптимистичным прогнозам. Другая ситуация сложится, если цена бензина вырастет на 15%.

Такой скачок заметят все граждане России без исключения.

Виды подакцизной продукции

Данный вид товара носит определенный характер, и их список может меняться несколько раз в год. На начало 2021 года подакцизной продукцией считаются:

  • спирт этиловый;
  • любая продукция, которая содержит в своем составе больше 9% этилового спирта. Не попадает в этот список алкоголь, медикаменты, парфюмерные изделия, бытовая химия, пивные напитки;
  • алкогольные напитки, которые имеют градус более 0.5%;
  • изделия, сделанные из табака;
  • легковые машины;
  • мотоциклы, у которых мощность превышает 150 лошадиных сил;
  • моторные масла для дизелей и инжекторов;
  • топливо для печей;
  • природный газ;
  • керосин, который применяется для заправки самолетов;
  • сигареты, сделанные на электронной основе;
  • наполнители для электронных сигарет.

Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?

При реализации подакцизных товаров плательщиками акцизов являются практически всегда производители. Исключение составляет продажа конфиската, бесхозяйных и отказных ценностей. Поэтому и при заключении посреднического договора платить акциз должен производитель. Причем здесь особенностью налогообложения будет то, что акциз нужно начислять уже в момент передачи подакцизной продукции посреднику, не дожидаясь продажи товаров конечному покупателю. Объясняется это положениями п. 2 ст. 195 НК РФ, который определяет дату реализации подакцизных товаров как день их отгрузки или передачи. Поэтому, несмотря на сохранение права собственности на подакцизные товары за производителем, посчитать налог нужно сразу при передаче их посреднику. Так считает Минфин России (см. письмо от 01.10.2008 № 03-07-06/87).

Акциз на бензин и пошлины на нефть

После резкого скачка цен на бензин в мае 2018 правительство организовало встречу с нефтяниками, на которой было принято решение о снижении акциза на бензин (с 13,1 тыс/тонну до 10,1 тыс/тонну). Кроме того, власти пообещали отказаться от повышения акциза на 679 рублей, которое было запланировано на 2 июля. Взамен нефтяники согласились остановить рост цен на бензин.

Проблемы начались из-за независимых заправок, которые правительству ничего не обещали, поэтому продолжали повышать цены на топливо. Само собой, что корпоративные сети, вынужденные удерживать цены на бензин из-за договоренностей с властью, остались недовольны, и сделали ход конем, повысив отпускные цены на свою продукцию.

Дело в том, нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие крупным российским корпорациям, снабжают бензином не только свои сети заправок, но и независимые АЗС. В результате, последние столкнулись с резким ростом цен на закупаемый бензин (в среднем, на 10%), но повысить стоимость топлива для своих клиентов не могли, потому что последние переметнулись бы к конкурентам.

В правительстве к подобному развитию событий оказались готовы, и пригрозили нефтяникам введением «запретительных» пошлин на бензин. Сейчас пошлина на продаваемый за границу бензин составляет 30%. В правительстве пригрозили, что в случае дальнейшей дестабилизации цен на российском рынке, эта пошлина вырастет до 90%.

Нефтяники, жившие под такой пошлиной с 2011 по 2015 год, решили не задираться, и пошли на компромисс. В конце октября правительство и нефтяные компании договорились вернуть отпускные цены на бензин до уровней мая 2018 года, а также повысить его поставки независимым АЗС. Взамен власти пообещали не повышать пошлины на сырую нефть. Соглашение будет действовать до 31 марта 2019 года.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *