Как в 1С провести анализ учета по налогу на прибыль?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 1С провести анализ учета по налогу на прибыль?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Периодичность проверки сальдо ЕНС следует подбирать индивидуально в зависимости от масштабов бизнеса и количества операций. Необходимый минимум – один раз в квартал, именно трехмесячный срок оговорен для направления в адрес плательщика требования об уплате налога при задолженности по ЕНС свыше 3 000 рублей (ст. 70 Закона № 263-ФЗ).
Если сальдо по налогам вызывает вопросы, то вам предстоит занимательный квест по поиску расхождений. Начинать следует с обращения в налоговый орган по месту постановки на учет. Вы можете потребовать уточнений или провести полноценную сверку. В первом случае, согласно разъяснениям ФНС, можно направить запрос в произвольной форме. И получить какие-то первоначальные пояснения, которые предопределят дальнейшие действия. Во втором случае можно сразу затребовать данные от ФНС в виде одного из трех документов:
- Справки о состоянии расчетов (по форме КНД 1160082) – она отображает наличие переплаты или задолженности в разрезе каждого налога и может оказаться малоинформативной в случае наличия многочисленных расхождений.
- Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам и пеням (по форме КНД 1160070). Он содержит детальную информацию в разрезе налогов и сборов и позволяет определить, перечислены ли необходимые суммы в бюджет, не образовался ли долг, не начисляются ли штрафы и пени. Крупным организациям рекомендуется начинать поиск расхождений именно с этого документа.
- Выписки операций по расчетам с бюджетом (по форме КНД 1166107), которая содержит перечень операций из карточки налогоплательщика за определенный период. Она позволит отследить расхождения по конкретным начислениям и платежам. Поможет при небольших объемах или в случае, если имеются обоснованные подозрения об источнике расхождений.
Стандартные этапы проверки показателей
В ходе проверки используется автоматизированный анализ расхождения данных. Инспекторы руководствуются специально разработанными формулами и ПО для служебного пользования. При автоматической проверке производятся:
- Сравнение данных декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности.
- Сопоставление темпа роста доходов и расходов по аналогичным периодам деятельности организации.
- Оценка достоверности показателей декларации и их контрольных соотношений.
- Проверка соответствия показателей требованиям налогового законодательства, например, ст. 40 НК РФ.
- Определение налоговой нагрузки.
Ряд показателей видов отчетности могут соответствовать законодательству, но не совпадать с ожидаемыми данными ИФНС. Налогоплательщику потребуется документально подтвердить указанные показатели и описать причины расхождений.
Вероятные расхождения анализа проверки | Причины, указываемые в пояснениях |
Несовпадение темпов роста доходов и расходов |
Возникли причины, требующие дополнительных финансовых вложений |
Несопоставимость расходов в бухгалтерской и налоговой отчетности | Различные формы списания расходов (например, применение амортизационной премии в НУ) |
Несопоставимость доходов в бухгалтерской и налоговой отчетности | Различные формы признания видов доходов. Суммы могут расходится при наличии производств с длинными циклами, операций с ценными бумагами, безвозмездное получение имущества |
Несовпадение контрольных соотношений | Зависит от конкретного показателя. Например, частым случаем является несовпадение выручки от реализации в декларациях по прибыли и НДС, вызванных отсутствием идентичности при определении базы |
Низкая налоговая нагрузка |
Внутренние причины этапа деятельности предприятия |
Пояснения, представляемые в ходе камеральной проверки, должны подробно раскрывать ответ и подкрепляться документально.
Ответы на часто возникающие у организаций вопросы
Вопрос №1. Как действовать при подаче уточненной декларации, если на дату представления акт проверки готов, но решение не вступило в силу?
ИФНС откроет параллельную проверку по новым данным налогоплательщика. Организация должна исполнить требование о доначислении и дождаться решения по повторной проверке.
Вопрос №2. Может ли ИФНС при проверке использовать данные расчетного счета.
Инспекторы часто прибегают к информации выписок банка. Данные предоставляются банком по запросу, имеющему законное основание.
Вопрос №3. Имеет ли право Инспекция проверить уточненную декларацию, представленную за период, превышающий 3 года?
Имеет. Проверка данных уточненной декларации проводится в стандартном порядке. По результатам мероприятия ИФНС не может выставить санкции, но определит правильность расчета базы, в дальнейшем влияющей на показатели.
Вопрос №4. Могут ли часто представляемые уточненные декларации спровоцировать камеральную проверку?
Относительно, могут. Регулярная подача организацией уточненных деклараций свидетельствует о слабом документальном учете, что позволит инспектору выполнить план по доначислениям.
Вопрос №5. Как быть, если Инспекция требует документы, не относящиеся к проверяемым данным?
В ходе камеральной проверки инспектор не может запрашивать документы, не связанные с КНП (п.7 ст. 88 НК РФ). В Инспекцию необходимо представить обоснованный отказ с ссылками на законодательство.
Вопрос №6. Как узнать об окончании проверки без доначислений?
В случае положительного результата прохождения проверки и отсутствии претензий у налоговых органов предприятие не оповещается об окончании камеральной проверки.
Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.
А к косвенным признакам нарушения трудового законодательства относят как раз низкую зарплату. Если предприниматель официально платит своим работникам только МРОТ, то это повод для ФНС проверить такого налогоплательщика. Ведь это странно, когда средняя зарплата продавца в регионе 20 тыс. рублей, а люди работают в довольно успешном магазине всего за 12 тыс. рублей.
Предприниматели могут и самостоятельно мониторить средний уровень заработной платы в регионе, на который опирается ФНС. Эти сведения регулярно размещаются на региональных сайтах Росстата. Поэтому в интересах бизнесменов платить работникам достойную официальную зарплату. Это один из способов, как избежать налоговой проверки.
Особые разделы декларации по налогу на прибыль
Раздел № 1 подраздел 1.2 заполняют те, кто уплачивает ежемесячные и квартальные авансовые платежи. Его включают только в декларации за отчётные периоды, в годовой он не нужен.
Раздел № 1 подраздел 1.3 заполняют налоговые агенты по налогу на прибыль.
Приложение № 3 к листу 02 с расчётами всех расходов по операциям, по которым результаты финансовой деятельности учитываются при обложении прибыли налогом по ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ, кроме тех, что отражены в листе 05, заполняют организации, которые продали амортизируемое имущество.
Приложение № 4 к листу 02 с расчётом убытка или его части, которая влияет на уменьшение базы налога, заполняют организации, которые переносят убыток, полученный в прошлые годы.
Приложение № 5 к листу 02 с расчётом распределения платежей в бюджет субъекта между организацией и её подразделениями, заполняют организации с обособленными подразделениями (кроме тех, кто платит налог за обособки по адресу головного офиса).
Приложение № 6 к листу 02 с расчётом платежей по налогу в бюджет субъекта среди консолидированной группы, заполняют организации, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков. Участники консолидированных групп с обособленными подразделениями заполняют приложение №6а. В 2022 году приложение пополнилось двумя разделами:
- Раздел А — с суммой налоговых баз (убытков) участников КГН, в котором производится расчёт консолидированной налоговой базы КГН и расчёт консолидированной налоговой базы КГН по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами;
- Раздел Б — с доходами и расходами участника КГН аналогично разделу А.
Приложение №7 к листу 02 с расчётом инвестиционного вычета, которое состоит из четырёх разделов: А, Б, В, Г. Сначала рассчитывается вычет из авансовых платежей и налога, перечисляемых в бюджет субъекта РФ. Затем рассчитывается уменьшение суммы авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Также есть дополнительные разделы для расчёта предельной величины вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, по организации с обособленными подразделениями и без них.
Лист 03 заполняют налоговые агенты, которые выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам.
Лист 04 заполняют налогоплательщики, чья прибыль облагается налогом по следующим ставкам:
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части государственных и муниципальных ценных бумаг);
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 9%, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 0%, предусмотренной пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ;
- доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 13% согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ;
- доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 0% согласно пп. 1 и 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
- доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в российских организациях), облагаемые согласно п. 2 ст. 282 НК РФ;
- доходы от реализации или иного выбытия акций (долей участия), облигаций, облагаемые по налоговой ставке 0% согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ;
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части облигаций);
- доходы, полученные акционером организации или его правопреемником при распределении имущества ликвидируемой организации.
Сумма ежемесячных авансовых платежей (ЕАП), подлежащих к уплате в квартале, следующем за текущем отчётным периодом (стр. 290, 300, 310)
Период | 290 листа 02 | 300 листа 02 | 310 листа 02 |
1 квартал (ЕАП, подлежащие уплате во 2 квартале) | = стр.180 | = стр. 190 | = стр. 200 |
Полугодие (ЕАП, подлежащие уплате в 3 квартале) | = стр.180 — стр.180 декларации за 1 квартал | = стр.190 — стр.190 декларации за 1 квартал | = стр.200 — стр.200 декларации за 1 квартал |
9 месяцев (ЕАП, подлежащие уплате в 4 квартале и 1 квартале следующего года) | = стр.180 — стр.180 декларации за полугодие | = стр.190 — стр.190 декларации за полугодие | = стр.200 — стр.200 декларации за полугодие |
Иные способы узнать налоги
Чтобы узнать налоги, можно записаться в налоговую инспекцию. Для этого нужно взять документ, который удостоверяет личность. Узнать свои налоги можно и через центр «Мои документы». Для этого достаточно взять документ, который удостоверяет личность. В МФЦ вы можете узнать начисления по транспортному и земельному налогу, а также налогу на имущество. Если есть задолженность, то вам выдадут квитанцию. Оплатить по этой квитанции можно сразу в МФЦ, банке или на сайте федеральной налоговой службы.
Если вы не уплатили налоги, то формируется долг. Уведомление о просрочке приходит в течение 3 месяцев. Если сумма задолженности менее 500 рублей, то уведомление придет в течение года. Оплатить долг необходимо в срок, который указан на уведомлении. Если сроки прошли, а вы не оплатили, то каждый день начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования банка.
Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций
То же самое и по определению уровня существенности (допустимой ошибки) — в предлагаемых Методическими рекомендациями рабочих документах приведены только базовые показатели, а числовые значения уровня существенности определяются аудитором на основе Правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.
Нужно сказать, что Методические рекомендации помогут и бухгалтерам при организации бухгалтерского или налогового учета.
В частности, в работе может пригодиться таблица-тест «Анализ учетной политики и влияние на прибыль расхождений в налоговом и бухгалтерском учете». В этой таблице на 20 листах собраны воедино все основные элементы, требующие отражения в учетной политике. Описаны различия в подходе к учету объектов и операций в бухгалтерском и налоговом учете, а также их влияние на налогооблагаемую прибыль. Таблицы замечательны приведенной в них коллекцией ссылок на нормы законодательства, регулирующие учет. Группировка по объектам и отдельным операциям наглядна и позволит пользоваться таблицами как справочником.
Интересны также таблицы, посвященные постоянным и временным разницам. В нескольких таблицах приведены подробные перечни разниц, которые могут возникнуть у организации. Однако характеристика этих разниц краткая и рассчитана на подготовленного пользователя. Для проверки наиболее значимых временных разниц предложены механизм проверки формирования незавершенного производства и алгоритм по формированию и использованию резерва по сомнительным долгам. Приведен альтернативный вариант проверки налога на прибыль при отсутствии аналитического учета временных разниц.
Воспользоваться этими разработками, к сожалению, смогут и налоговики. Ведь теперь с выходом Методических рекомендаций у проверяющих инспекторов появился превосходный инструментарий, с помощью которого они очень просто могут доказать систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций в части учета разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». А за это, как известно, ст.120 Налогового кодекса предусматривает штраф (5000 руб.).
Остальные таблицы и тесты также применимы в бухгалтерии налогоплательщика для организации самоконтроля и внутреннего аудита.
Итак, создан рабочий инструмент, пользуясь которым аудитор должен качественно выполнить свою работу, дана методика выполнения этой работы. А конкретную ситуацию аудитор должен оценить на месте самостоятельно, опираясь на свой опыт и знания.
А.Б.Погребс
Аудитор-консультант
Как проверить задолженность по налогам
Через личный кабинет ФНС на сайте. На сайте ФНС есть личный кабинет налогоплательщика. Получить к нему доступ можно в отделении налоговой службы, через учетную запись на портале госуслуг или с помощью электронной подписи. В личном кабинете указаны все налоговые начисления с разбивкой по конкретным объектам. Там же можно проверить список вашего имущества, о котором знает налоговая инспекция, и сообщить об ошибке: например, если что-то из имущества уже продали.
При установке проверяйте название приложения — «Налоги ФЛ» — и издателя — «ФНС России». Все остальные приложения — неофициальные. В лучшем случае через них получится заплатить налоги с комиссией и пенями, в худшем — создатели приложения получат доступ к вашим персональным данным.
Онлайн через сторонние сервисы. До крайнего срока налоговые начисления и общую сумму оплаты можно узнать только в личном кабинете налоговой службы. Остальные онлайн-сервисы — например, интернет-банк или «Яндекс-деньги» — будут сообщать об отсутствии задолженности по налогам, пока не наступит последний день оплаты. После этого появятся данные о задолженности, но придется заплатить еще и пени за оплату не вовремя.
Налоговое уведомление почтой. ФНС ежегодно рассылает уведомления о задолженностях — квитанции обычной бумажной почтой. Отправка идет несколько месяцев — письмо можете получить и в августе, и в октябре. В личный кабинет налогоплательщика приходят такие же уведомления, но быстрее и в электронном виде.
После регистрации в личном кабинете можно выбрать: продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от них. Когда вы впервые зайдете в личный кабинет, налоговая по умолчанию переведет вас на электронные квитанции. Если хотите получать бумажные или уточнить адрес для почтовой отправки — проверьте настройки в профиле.
Налоговые в 2020 году прекратили рассылку бумажных уведомлений тем гражданам, которые получили доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Если у вас оформлен такой доступ и вы не получили налоговое уведомление по почте, проверьте входящие сообщения в ЛКН.
Если хотите по-прежнему получать бумажные уведомления, напишите об этом налоговой. Отправить такое сообщение можно почтой, через сервис «Обратиться в ФНС России» или отнести в налоговую лично.
Лично в налоговой инспекции. Можно обратиться в налоговую инспекцию лично с паспортом — налоговый инспектор проконсультирует по налоговым начислениям.
В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?
Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.
Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.
Для кредита нужна справка 2- НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2- НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.
А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.
Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.
Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы
Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.
- Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
- Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
- Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.
И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.
Важные моменты, которые нужно учесть
Каждая организация должна сдавать декларацию по налогу на прибыль, бланк которой можно найти в открытом доступе. Компания сама может выбрать, как сдавать декларацию по налогу на прибыль. Ее форма может быть разной: письменный вид, который делается в двух экземплярах, по почте с полным списком вложений или электронно.
Если фирма не сдала вовремя декларацию, будет наложен штраф в 1 000 руб. при уплате налога, но не сдаче годового отчета; если фирма не уплатила налог – 5 % от его суммы, но не менее 1 000 руб.
Когда у компании не сходятся какие-либо показатели, сами сотрудники налоговой службы в своих методических материалах указывают, что это может быть связано со сменой технологии производства. Но для того, чтобы не искать какие-либо лазейки, старайтесь правильно заполнять декларацию, чтобы потом ее не проверять.
Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.
Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.
Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.
Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии — есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:
Сумма налогов / Выручка * 100%
Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.
Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.
Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.