Ставка НДС в 2022 — 2023 годах в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка НДС в 2022 — 2023 годах в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие организации отправляют своих сотрудников в командировки. Соответственно, по возвращении работника назад, он отчитывается за потраченные средства, в том числе и по проездным билетам. Иногда у бухгалтеров возникает вопрос можно ли взять эти суммы к уменьшению при подсчете налогов.
НДС по авиационным и железнодорожным билетам в 2023 году
По этому поводу есть официальная позиция Минфина, который говорит, что если на самом билете прописана сумма налога, то ее можно учесть в расходах компании.
С 2017 года конкретно по самим билетам предусмотрена нулевая налоговая ставка НДС. Все дополнительные сборы и услуги облагаются по ставке 20%. При этом, чтобы НДС можно было безопасно принять к вычету, в билете должно быть четко расписано какая сумма налога относится к сервисному сбору или дополнительным услугам.
Ставка налога | Когда применяется |
20% | Ставка общепринятая, касается всех сервисных услуг |
10% | Льготная ставка, применяется для билетов внутренних перелетов, кроме полетов в Крым |
0% | Льготная ставка, применяется для билетов на внутренних железнодорожных перевозках, перелетов в Крым и международных перевозках |
Как читать остальные символы в билете на самолет
Среди оставшихся символов могут быть обозначения даты вылета и статуса бронирования. Форма оплаты и передаточная надпись с ограничениями.
Дата вылета обозначается так: первые 3 английские буквы месяца. Например, январь – JAN, август – AUG, декабрь – DEC.
Статус бронирования может иметь обозначение «ОК» – подтвержденный статус и «RQ» – запрос места на регистрации. Если билет был куплен для малыша до 2-х лет, который летит без места, то ставят буквы «NS».
Обозначения формы идут в виде шифра CASH – наличные. INVOICE или сокращенно INV – безналичная оплата билета. А сокращения типа «SU/KL ONLY» или обозначения других авиакомпаний означает действия билетов в пределах конкретных рейсов. В этом случае пассажир может пересесть с одного самолета на другой.
Электронный билет при авиаперевозке
Согласно п. п. 1, 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ билет относится к перевозочным документам, используемым при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, который может быть оформлен в электронном виде.
Формы билета, а также выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (п. 4 ст. 105 ВК РФ).
При авиаперевозках электронный пассажирский билет и багажная квитанция — это документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в которых информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме (п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134).
Электронный билет авиаперевозок имеет определенную структуру, включающую полетный, контрольный, агентский купон и маршрут/квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). Обязательными из перечисленных являются полетный купон и маршрут/квитанция. Маршрут/квитанция включает различные сведения, но стоимостную характеристику имеют только тариф и итоговая стоимость перевозки.
Согласно п. 2 Приказа Минтранса России N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, маршрут/квитанция наиболее важная часть электронного билета. Она оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру.
Сам же электронный билет формируется с использованием автоматизированной системы, поэтому необходимым в нем является еще один реквизит — уникальный номер электронного билета.
В книге покупок зарегистрируйте электронный авиабилет одной строкой – укажите общую стоимость билета с НДС и общую сумму выделенного в билете НДС. Разделять стоимость билета на стоимость услуг, облагаемых по разным ставкам НДС и не облагаемых НДС, не нужно.
Для перелета на авиалайнере необходимо приобрести авиабилет. Этот документ дает право на получение транспортировочной услуги, предоставляемой за определенную оплату специализированными компаниями-перевозчиками.
Авиабилет – небольшой по размеру документ, в котором указана вся информация о рейсе. Некоторые данные публикуются латинской транскрипцией и имеют множество специальных обозначений, не особо понятных для пассажира.
В статье мы рассмотрим, что означают специальные символы на авиабилетах, как их правильно читать и как расшифровать коды на билетах популярных авиакомпаний.
Вычет НДС и электронный билет на иностранном языке
Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.
Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Поскольку исключений для электронных авиабилетов или иных замещающих их первичных документов, реквизиты которых составлены на иностранном языке, в законодательстве Российской Федерации не содержится, в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на иностранном языке реквизиты, необходимые для применения вычета по налогу на добавленную стоимость, должны быть переведены на русский язык.
При этом перевод иной информации, не относящейся к применению вычета налога на добавленную стоимость (например: правил перевозки багажа, условий применения тарифа), не требуется (Письмо Минфина РФ от 01.10.2013 N 03-07-15/40623, от 10.04.2013 N 03-07-11/11867).
Таким образом, электронные билеты на иностранном языке должны иметь перевод, в том числе для целей подтверждения налогового вычета по НДС.
Пример
Работнику выдан под отчет аванс на командировочные расходы в сумме 50 000 руб.
Вернувшись из командировки, работник представил авансовый отчет с приложением подтверждающих документов, в частности авиабилетов, согласно которым стоимость перелета к месту командировки составила 10 620 руб. (в том числе НДС 1 620 руб.), от места командировки к месту постоянной работы – 10 030 руб. (в том числе НДС 1530 руб.).
Авансовый отчет работника утвержден руководителем организации в полной сумме.
Электронный билет: как подтвердить расходы
В случае приобретения авиабилета в бездокументарной форме для подтверждения расходов потребуется маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, с одновременным представлением посадочного талона (Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-07/20, от 01.02.2011 N 03-03-07/1 и др.).
Маршрут/квитанция, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок, — это документ строгой отчетности. Поэтому с ее помощью можно подтвердить расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения.
Напомним, что до вступления в силу Приказа Минтранса России от 18.05.2010 N 117 (до 4 июля 2010 г.) маршрут/квитанция не являлась документом строгой отчетности. Поэтому для подтверждения расходов на приобретение билета требовался также чек ККТ или бланк строгой отчетности, подтверждающий фактическую уплату денежных средств (Письма Минфина России от 04.02.2009 N 03-03-07/3, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115214 и др.).
Когда появятся субсидированные билеты на 2023 год
Росавиацией утвержден перечень межрегиональных маршрутов, на которые будет выделена субсидия в 2023 году. Российские авиакомпании начнут выполнять программу с 1 января, когда льготные билеты поступят в продажу. Свыше 300 направлений станут привлекательнее для пассажиров.
Государство субсидирует авиакомпании, чтобы билеты были дешевле, а сеть маршрутов – шире. В 2023 году на эти цели из государственной казны направят 9 млрд руб. Предусмотрены дополнительные субсидии со стороны субъектов РФ. Еще одна задача – снизить нагрузку на аэропорты Москвы за счет разнообразия прямых рейсов между различными городами и регионами.
Планируется реализовать по льготным ценам больше 4 млн. билетов на 308 направлений. Скидка может составлять до 50% от первоначальной стоимости. Конкретные цифры будут известны, когда откроются продажи. К примеру, летом 2022 года из Хакасии в Сочи можно было улететь в среднем за 15 000 рублей, по бюджетному тарифу – за 8 000 рублей.
Список направлений периодически меняется. В числе новых связок на 2023 год:
- Челябинск – Нижневартовск;
- Омск — Махачкала;
- Санкт-Петербург — Грозный;
- Жуковский – Нарьян-Мар;
- Омск — Тобольск;
- Саратов – Грозный;
- Новосибирск – Кызыл;
- Новосибирск – Певек;
- Кемерово – Чита;
- Томск – Тюмень.
Бюджетные перевозки будут осуществлять 17 авиакомпаний. На данный момент больше всего маршрутов досталось перевозчикам «Utair», «S7», «ЮВТ Аэро», «Азимут» и «Red Wings».
Отдельные субсидии выделяются на полеты в Крым, Калининград и на Дальний Восток. В 2023 году эта статья расходов может составить более 12 млрд руб. Поддержку перелетов в границах Дальневосточного федерального округа профинансируют предположительно на 7 млрд руб.
Это стоимость перевозки по конкретному маршруту. Именно за перелёт авиакомпания получает деньги, предоставляя услуги перевозки пассажиров.
Виды тарифов на авиабилеты:
- эконом-класс;
- первый класс;
- бизнес-класс;
- полёты «туда и обратно»;
- рейсы с пересадками;
- полёты с пересадками, которые длятся больше суток (стоповеры).
Тарифы устанавливает сам перевозчик, из-за этого по одному и тому же направлению действуют разные цены.
Факторы, влияющие на тарифы:
- сезон;
- ценовая политика компании;
- конкуренция по маршруту;
- спрос на рейсы;
- услуги: возврат, выбор места, багаж, ручная кладь.
Не влияет на размер тарифа место покупки билетов, дата вылета, количество пассажиров, которые зарегистрировались на рейс. Авиаперевозчики имеют право самостоятельно менять расценки, поскольку это зависит от колебания валют и повышения уровня конкуренции.
Сумма тарифа обычно меньше 50% от общей стоимости, которую обязан заплатить каждый пассажир. К выбранному тарифу добавляются наценка за оформление, комиссия, налоги, таксы, которые выставляет туристическое агентство или другая фирма-посредник.
Виды сборов и такс и их расшифровка в билете
Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете, если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.
Виды такс и сборов | Расшифровка |
YQ | Расходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость |
ZZ | Такса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики |
YR | Оплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор |
RI | Оплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2018 году |
XT | Условное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места. |
Кодировка российских и международных авиакомпаний – ИАТА
Кодировка – это индивидуальный идентификатор, который имеет 2 или 3 знака. Коды ИАТА выдаются Международной ассоциацией воздушного транспорта. Они нужны для удобного обозначения авиакомпаний.
Для примера, коды некоторых авиакомпаний России и мира:
Название авиакомпании | Обозначение |
Авиалинии Дагестана (Dagestan Airlines) | N2 |
Авиалинии Саудовской Аравии (Saudi Arabian Airlines) | SV |
Австрийские авиалинии (Austrian Airlines) | OS |
Адрия Эйрвэйс (Adria Airways) | JP |
АЗАЛ – Азербайджанские Авиалинии (AZAL – Azerbaijan Airlines) | J2 |
Аляска Эйрлайнс (Alaska Airlines) | AS |
Американ Эйрлайнс (American Airlines) | AA |
Белавиа (Belavia Airlines) | B2 |
Бурятские авиалинии (Buryat Airlines) | BU |
Египетские авиалинии (Egypt Air) | MS |
Норвежские авиалинии (Norwegian Airlines) | SK |
S7 Airlines (С7 Сибирь) | S7 |
Турецкие авиалинии (Turkish Airlines) | TK |
Чешские авиалинии (CSA Czech Airlines) | OK |
Японские авиалинии – ДЖАЛ (Japan Airlines – JAL) | JL |
Ростуризм опасается появления дополнительных сборов
Федеральное агентство по туризму со своей стороны также подключилось к вопросу, поскольку предложенные изменения впрямую затрагивают и туристическую отрасль.
Ростуризм направил письмо (имеется в распоряжении Profi.Travel) на имя Светланы Петровой, директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ (ДГА) за подписью начальника правового управления Изо Арахамии. В нем ведомство просит уточнить понятие «стоимость перевозки», которое применяется в предложении ТКП, а также его соотношение с понятием «провозная плата», которое применяется в ФАП.
Кроме того, ведомство отмечает, что предложения ТКП предполагают исключение из пассажирского тарифа на регулярных рейсах расходов перевозчика на оформление собственных перевозочных документов, а также организаций, обеспечивающих осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса. Однако при этом не указывается статус туроператора как заказчика перевозки в указанных отношениях. При этом исключение из пассажирского тарифа расходов по оформлению перевозочных документов, по мнению Ростуризма, может привести к взиманию с туристов дополнительных сборов.
Помимо этого, из документа не ясна возможность отнесения таких расходов к ФПР, которые ТО имеет право удерживать в случае расторжения договора о реализации турпродукта по инициативе туриста.
Легализация ZZ-таксы: Рынок и эксперты выступили против
Туристический рынок и эксперты авиации продолжают обсуждать инициативу Транспортной клиринговой палаты по официальному утверждению сборов за выписку маршрутных квитанций, так называемой ZZ-таксы.
Напомним, в конце прошлой недели «Коммерсант» сообщил о том, что Минтранс подготовил поправки к Федеральным авиационным правилам (ФАП) для изменения юридического статуса так называемой таксы ZZ. Она включается в цену авиабилета при его покупке через систему взаиморасчетов ПАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП) на протяжении почти 20 лет.
В ТКП «Коммерсанту» подтвердили, что намереваются легализовать этот сбор. Также, по данным издания, авторами поправок является именно данная компания. В самом Минтрансе обсуждаемый документ пока не комментируют, однако на уровне неназванных источников озвучиваются опасения, что в случае его принятия может произойти рост цен на авиабилеты в размере 8-10%.
Такса ZZ взимается при оформлении договора авиаперевозки на «нейтральном» электронном билете, который отличается кодировкой от электронного билета авиакомпаний. При покупке билета через стороннего агента деньги за него перечисляются авиакомпании, которая после отчисляет сумму таксы ТКП, пишут «Ведомости». Сейчас размер таксы составляет 185 руб, при этом ее повышение происходит раз в несколько лет. При этом другие системы бронирования такую таксу не взимают.
В ТКП заявили, что такса уже включена в итоговую цену билета при его покупке через систему бронирования, поэтому в случае принятия документа роста цен на билеты не произойдет.
С другой стороны, источники Profi.Travel, знакомые с ситуацией, считают, что в случае легализации таксы ZZ ТКП сможет свободно устанавливать ту величину сбора, какую сочтет нужной. При этом приводятся аналогии с топливными и аэропортовыми сборами, которые сейчас порой равны величине базовых тарифов на определенных направлениях. Один из собеседников также напомнил о недавнем решении обнулить НДС (ставка составляла 10%) на внутренних рейсах в обход аэропортов Москвы. Таким образом, принятие документа и рост цен, который прогнозируют эксперты после этого, может фактически свести на нет усилия правительства по увеличению доступности внутренних авиаперелетов.
Авиационные эксперты: такса разрушает устоявшуюся систему Минтранса
Одним из главных возражений противников легализации таксы ZZ является то, что такое решение фактически включает в провозную плату третье лицо, которое при этом перевозчиком не является и ответственности перед пассажиром за авиационную перевозку не несет.
Александр Русс, экс-президент ТКП, а в настоящий момент глава ЗАО «Альянс Тревел» (сервис Мойрейс.рф) опубликовал на портале «Авиагоризонты» подробную статью, в которой объяснил, какие последствия для рынка может иметь легализация сборов за оформление маршрутных квитанций сторонней организацией.
«Создается впечатление, что документ готовился людьми, умышленно запускающими путаницу в нормативно-правовую базу Минтранса РФ в области организации продажи перевозок. За этими поправками не видно ни интересов пассажиров, ни интересов перевозчиков, ни интересов государства», — пишет Александр Русс.
В разговоре с Profi.Travel Александр Русс отметил, что предложение ТКП фактически угрожает сложившейся системе продажи услуг авиаперевозки, что в перспективе может негативно сказаться на всей отрасли.
Другие эксперты, с которыми нам удалось поговорить, так же считают, что такса ZZ взимается ТКП в нарушение ФАП в качестве оплаты расходов за действия, которые оплачены пассажиром в стоимости перевозки. При этом ТКП фактически присваивает законные полномочия авиакомпаний по установлению провозной платы, которую может устанавливать и взимать только перевозчик.