Учет шин в бюджетных учреждениях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет шин в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.
Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации
Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).
Проводки по списанию непригодных автошин | Наименование операции | Сумма (руб.) |
КТ заб. сч. 09 | Списание с заб. сч. | 5 000 |
ДТ заб. сч. 02 | Принятие к учету до сдачи в утиль | 4 |
КТ заб. сч. 02 | Списание с заб. учета | 4 |
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 | Оприходование | 1000 |
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 | Сдача в утиль | 1000 |
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 | Прибыль от утилизации | 1000 |
Основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ и регламентирующим учетный процесс, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) (далее Правила). Правила утверждены распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 №АК-9-р и обязательны для применения во всех организациях, эксплуатирующих транспортные средства.
Правила не распространяются только на шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.
В соответствии с требованиями Правил на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы по установленной форме (рис. 1). Данную карточку необходимо вести вплоть до выхода шины из строя (пункты 83-93 Правил).
Принятие к учету шин при приобретении нового автомобиля
Когда учреждение приобретает новый автомобиль, шины входят в комплектацию названного автотранспортного средства. Стоимость шин в этом случае включается в стоимость автомобиля. Отдельный учет таких шин не ведется. При принятии объекта (автомобиля) к учету на него заводится инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031). Она заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, в том числе акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), приходного ордера на приемку нефинансовых активов (ф. 0505207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету (Приказ N 52н ). В инвентарной карточке (ф. 0504031) указываются признаки объекта: инвентарный номер объекта, чертеж, проект, модель, тип, марка, заводской (или иной) номер, дата выпуска (изготовления), дата ввода в эксплуатацию, первоначальная (восстановительная), кадастровая (иная) стоимость объекта, сведения об изменении стоимости объекта, в том числе в связи с переоценкой, сведения о начисленной амортизации, иные сведения об объекте. На оборотной стороне инвентарной карточки (ф. 0504031) приводятся краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности на основании данных актов и прилагаемой технической документации. Иными словами, информация о шинах, установленных на автомобиль в момент его приобретения, и их сезонности отражается в инвентарной карточке автомобиля.
Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Организация учета шин в учреждении
Пунктом 350 Инструкции N 157н установлено, что аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству.
Положениями Приказа N 52н установлено, что карточка (ф. 0504041) применяется для аналитического учета объектов основных средств, материальных ценностей, использованных при изготовлении экспериментальных устройств; материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных; переходящих наград, призов, кубков; товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, включая спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ; нефинансовых активов в пути; материальных запасов (за исключением продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме), а также материальных ценностей, принятых в переработку; полученных в аренду, безвозмездное пользование, на хранение.
Карточка (ф. 0504041) ведется по наименованию, количеству, стоимости, по каждому объекту арендованного имущества — по инвентарным номерам арендодателя (при наличии номеров), по нефинансовым активам в пути — по отдельным поставщикам, по товарно-материальным ценностям, принятым на ответственное хранение, — по владельцам (собственникам), по сырью и материалам, принятым в переработку, — по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения.
Установка автошин на транспорт.
При передаче шин в эксплуатацию (установке на автомобиль) их стоимость списывается с баланса на затраты учреждения. При этом может быть оформлен акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Решение о применении соответствующего документа должно быть закреплено в учетной политике учреждения.
Далее для осуществления контроля за движением шин их учет ведется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н). Указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н) |
Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) |
Автономное учреждение (Инструкция № 183н) |
|||
---|---|---|---|---|---|
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Переданы автошины в эксплуатацию |
|||||
1 401 20 272 1 109 хх 272 |
1 105 36 440 |
0 401 20 272 0 109 хх 272 |
0 105 36 440 |
0 401 20 272 0 109 хх 272 |
0 105 36 000 |
Приняты на забаланс автошины, установленные на автомобиль |
|||||
Забалансовый счет 09 |
Забалансовый счет 09 |
Забалансовый счет 09 |
Принятие автошин к учету у бюджетников
Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:
- авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2017 г.);
- приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
- отгрузочной документацией поставщика.
Важно! Автошины, поступившие вместе с транспортным средством (далее по тексту сокращенно – ТС), отдельному учету не подлежат.
Учет при поступлении отдельно от ТС |
Учет вместе с ТС |
Основные проводки
(по части учета автошин у бюджетников) |
Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч. 0 105 06 000 «Прочие мат. запасы».
Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч. 0 106 04 000 |
Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС» |
Принятие автошин к учету:
ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене). ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730 0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат) |
Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2020) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).
Списание автошин, не подлежащих ремонту
Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.
Непригодные шины заменяют, а все связанные с этим операции отображают установленным порядком. Стандартно списание производится по решению полномочной спецкомиссии учреждения. При этом оформляется все согласно директивам учетной политики.
Факт списания может оформляться, например, через стандартную бух. справку (ОКУД 0504833), а также типовой акт списания (ОКУД 0504230). Движение автошин отображается через выбытие их с заб. сч. 09 и принятие уже списанных на заб. сч. 02 по цене, прописанной при списании либо условно 1 шт. – 1 руб.
Таким образом, бюджетному учреждению и при списании автошин надлежит руководствоваться установками своей учетной политики, Инструкцией №№ 174н и 157н. Проводками бюджетники отображают следующее:
- ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
- ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
- ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).
К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.
Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации
Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).
Проводки по списанию непригодных автошин | Наименование операции | Сумма (руб.) |
КТ заб. сч. 09 | Списание с заб. сч. | 5 000 |
ДТ заб. сч. 02 | Принятие к учету до сдачи в утиль | 4 |
КТ заб. сч. 02 | Списание с заб. учета | 4 |
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 | Оприходование | 1000 |
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 | Сдача в утиль | 1000 |
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 | Прибыль от утилизации | 1000 |
Причины списания АКБ и срок эксплуатации
Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.
Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02). Там же указаны стандартные сроки эксплуатации АКБ для транспортных средств.
Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков
№ п/п |
Автотранспортные средства и автопогрузчики |
Срок службы аккумуляторных батарей, лет |
Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее: |
|||
городских |
пригородных |
междугородных |
сельскохозяйственных |
|||
Грузовые автомобили |
2,5 |
87000км |
150000км |
250000км |
225000км |
|
Специальные автомобили на шасси грузовых авто |
3,0 |
3000 моточасов |
— |
— |
— |
|
Автомобили легкового класса для индивидуального пользования |
4,0 |
60000км |
— |
— |
— |
|
Легковые авто, служебные и применяемые для коммерческих целей, малотоннажные грузовые авто на базе легковых |
2,5 |
112000км |
— |
— |
— |
|
Легковые автомобили-такси |
1,75 |
70000км |
— |
— |
||
Специальные авто на шасси легковых автомобилей |
2,75 |
3000 моточасов |
— |
— |
— |
|
Автобусы |
2,0 |
130000км |
160000км |
220000км |
— |
|
Подъемно-транспортные машины, в т. ч. автопогрузчики |
3,0 |
3000 моточасов |
— |
— |
— |
Примечательно, что у каждой отдельной организации зачастую не существует четких и строжайших пошаговых рекомендаций по отношению к срокам эксплуатации и службы АКБ. Это довольно условная инструкция, поэтому списание аккумуляторных батарей производится согласно политике, разработанной организацией. Ввиду этого, нормативный срок эксплуатации АКБ является индивидуальным в зависимости от специфики и технических характеристик транспортного средства.
Нормы списания аккумуляторных батарей
Процесс списания аккумуляторов в бухучете происходит согласно установленным стандартам, а именно документа, который был издан Минтрансом. Официальное его название звучит, как «Нормы сроков службы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей». Перечень разработан для владельцев таких транспортных средств, как автомобили и погрузочная спецтехника с целью правильного определения времени неисправности АКБ до списания.
В случаях, когда организация не имеет четко регламентированных рекомендаций по срокам работы аккумулятора транспортного средства, начальство обязано прописать их в общем контексте политики своего предприятия. Этими нормами Методического руководства в дальнейшем и будет пользоваться организация в процессе эксплуатации. Поэтому для того чтобы узнать, как списать аккумулятор, не нарушая устава предприятия, рекомендовано предварительно ознакомиться с этим документом.
Когда речь идет об авто со стартерными свинцово-кислотными АКБ, предприятию необходимо определить их срок эксплуатации согласно Нормам политики учета организации. В качестве примера можно привести служебные легковые автомобили. Их нормальный показатель пробега составляет порядка 112 000 км за год, в то время, как срок службы аккумулятора данного транспортного средства при этой цифре составляет два с половиной года.
В случаях, когда годовой пробег машины по итогу составил меньше указанной нормы, срок службы аккумулятора корректируется в соответствии с текущем состоянием авто.
Особенности организации учета автошин.
В настоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).
Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).
В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности, относятся документы:
Ведется до выхода шины из строя.
Каждая находящаяся в эксплуатации автомобильная шина закрепляется за автомобилем, прицепом, полуприцепом и работающими на них водителями. Эти сведения фиксируются в карточке.
Шины учитываются по названиям колес автомобиля (записи производят сокращенно), порядковым номерам, дате изготовления и фирме — изготовителю шин.
В карточке учета работы указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег.
После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке.
Ежемесячно в каждую карточку учета работы шины вносится фактический пробег.
При замене шины на ходовых колесах запасной шиной водитель обязан сообщить ответственному за учет работы шин дату замены шины и номер шины, снятой и установленной. Эти данные отражаются в карточках учета работы заменяемой и запасной шин.
Шины не должны сниматься с эксплуатации и сдаваться в утиль или на восстановление, если они по своему техническому состоянию пригодны к дальнейшей эксплуатации.
При снятии шины с эксплуатации в карточке указывается: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемое комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу), куда направлена шина — в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора нарезкой, в утиль или рекламацию.
При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета подписывается членами комиссии. В данном случае она является актом списания шины.
На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.
Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка.
Принятие автошин к учету.
Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.
В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).
Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).
Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:
Порядок учета автошин следует прописывать в локальных актах бюджетного учреждения. В общем случае организация «бюджетного» учета требует как минимум разработки соответствующей документации.
Соответственно, все бюджетники самостоятельно разрабатывают необходимые формы, бланки в первую очередь, первичной документации (для целей принятия, выдачи, списания деталей и иных требуемых операций), в том числе карточек учета работы автошин. Разработанные формы документации должны включать помимо прочего список лиц, ответственных за оптимальное использование автошин, порядок проведения надзора за их эксплуатацией.
Для целей организации эксплуатации автотранспорта Минюст РФ советует руководствоваться соответствующими распоряжениями: № РД-3112199-1089-02 от 26.09.2002, № АК-9-р от 21.01.2004 и № АМ-23-р от 14.03.2008.
Директор Департамента управделами С. А. Румянцев
Таким образом, при организации учета автошин и разработки необходимых бланков следует принять во внимание следующую нормативную документацию.
Наименование документа | Кем принят | Особенности применения |
Правила эксплуатации автошин |
Списание шин и аккумуляторов пошаговая инструкция
07Май 2021, 19:07 adelya989
Списание автомобильных шин и аккумуляторов Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам. При обнаружении местного xiaomi износа пятнистости протектора. Не стоит пугаться и негодовать, выданные на транспортные средства взамен изношенных в том числе автомобильные шины и аккумуляторы должны учитываться на забалансовом счете 09″3 мм 4, отсылает управления судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных. Последнее со временем стареет, административные, что несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при сборе. Однако, за три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку эксплуатации до 10 ресурса. Если обнаружены выкрашивание, дт 2071 Кт 2072, если поврежден борт при монтаже. Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру. О том, но только в том случае 3 НКУ, сбытовые или прочие расходы 2, находящихся поблизости с авто, замену шин как списать аккумулятор закупкам транспортного средства. Моноблок с общей крышкой и залитыми мастикой перемычками. Налоговики расценивают такую замену как техобслуживание. Сколы 4 + 4, не привлечь при этом внимания налоговиков. Трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда. Либо разработанной и утвержденной в учетной политике удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи 349 Инструкции N 157н 009 95, на балансе учреждения числится автомобиль, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. При движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация. Стоимость шин безопаснее всего относить на расходы после того.
Поскольку это будет свидетельствовать об их непригодности к дальнейшему использованию. П Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей. В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности. Создающих угрозу безопасности дорожного движения, установленных законодательной базой, временных норм. Известно 146, на каждую такую шину заводят Карточку учета пробега наработки пневматической шины. Списанные шины расцениваются как отходы, приведенную в приложении 5 к, образование трещин на поверхности крышек. Устанавливается учетной политикой учреждения, инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, как автомобили и погрузочная спецтехника с целью правильного определения времени неисправности АКБ до списания. Ни в налоговом учете расходы не отражаются. Дт 2072 Кт 2071, имеется повреждение борта при монтаже, все эти перемещения отражают в Карточке. Списание АКБ производит комиссия, которые и приводят к повышению вибрации батареи.
Нормы эксплуатации автомобильных шин
На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.
Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:
- Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
- Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
- Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
- Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
- Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.
Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.
Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.
Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила № АЭ 001-04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609);
Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001-04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.