Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Если закон не обязывает компанию проводить аудит
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.
Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.
При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.
Когда стоит проходить аудит, даже если он не обязателен?
Можно провести аудит самостоятельно, даже если он не предусмотрен законом, в следующих случаях:
-
Желание выяснить, нет ли каких-либо нарушений или «уязвимых мест» в оформлении отчётности и общей хозяйственной деятельности организации. Подобный взгляд со стороны может стать толчком к пересмотру привычных бизнес-процессов, чтобы оптимизировать их и привести в соответствие с внутренними регламентами и нормами законодательства.
-
Увольнение главного бухгалтера. Аудиторское заключение поможет новому специалисту быстрее сориентироваться в финансовой деятельности компании, а также подстрахует на случай, если уволившийся бухгалтер выполнял свою работу с ошибками.
-
Привлечение средств инвесторов. Если фирма намерена сотрудничать с инвесторами, то наличие аудиторского заключения поможет последним принять решение, стоит ли вкладывать капитал в конкретное предприятие.
Выгода от получения аудита
Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:
- существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
- изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.
Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
- в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.
С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.
Проверка не осуществлялась, что будет
Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.
В случае обязательного аудита нарушением считается:
- Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
- Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
- Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.
Обязательный аудит: ответственность
При несдаче или нарушении срока сдачи в Росстат аудиторского заключения организацией, которой требуется обязательный аудит, штрафы могут составить (ст. 19.7 КоАП РФ):
- от 3000 до 5000 руб. на организацию,
- от 300 до 500 руб. на должностных лиц.
За непроведение обязательного аудита штрафы уже существеннее (ст. 15.11 КоАП РФ):
- от 5000 до 10 000 руб. на руководство организации;
- при повторном нарушении – до 20 000 руб., или дисквалификация должностного лица на 1-2 года.
Если обязательный аудит бухгалтерской отчетности отсутствует у АО, то размер штрафов многократно увеличивается (ст. п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):
- от 30 000 до 50 000 руб. – на руководство АО;
- от 700 000 до 1 000 000 руб. – на организацию.
Обязаловка, но польза
Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное. Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит. С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.
Преимущества системного комплексного обязательного аудита:
- Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы. Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.
- Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски. Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2020 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль).
- В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности. Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.
- Некоторые активные аудиторские организации в Москве предоставляют летом своим клиентам полезные бонусы и подарки! Например, группа компаний «Правовест Аудит» (16 место в рейтинге RAEX) дарит клиентам:
- актуализацию Учетной политики на 2020 год «под ключ» при заключении договора на аудит летом — узнать цену за 1 мин >>;
- видеокурс «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“: применяем на практике» — в подарок всем, кто заполнит Анкету на аудит.
- Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:
Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.
Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.
Организации, обязанные проводить аудит бухгалтерской отчётности в силу иных законов:
- Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
- Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
- Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
- Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
- Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
- Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
- Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
- Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
- Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
- Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)
Процедура обязательного аудита регламентируется государством (федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») и предполагает ежегодную проверку специалистами финансовой и бухгалтерской отчетности для получения компетентного мнения о достоверности отчетной документации.
Проводить такую процедуру уполномочены исключительно профильные организации или специалисты — члены СРО аудиторов и обладатели специальных квалификационных аттестатов. При этом полномочия индивидуальных аудиторов ограничены — в частности, они не могут проводить проверки в отношении госпредприятий, кредитных учреждений, страховых компаний, негосударственных ПФ с долей госсобственности от 25%.
Индивидуальные предприниматели от подобной обязанности освобождены.
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности
Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:
- акционерное общество;
- госкомпания, корпорация или ФГУП;
- компания публично-правового типа;
- организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
- микрофинансовые объединения;
- фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
- участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
- компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.
В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.
Тенденции на рынке аренды жилья
Здесь, как и с куплей-продажей – предложение значительно превосходит спрос. А значит, механизмы работают те же самые. Предпосылки на падение спроса аналогичные – кто-то покинул страну, кто-то сменил локацию на более доступную в рамках региона. В целом во второй половине текущего года цены на арендуемое жилье стабильно поехали вниз и пока успешно продолжают скольжение. На текущий момент можно говорить о снижении арендных ставок в столице примерно на 10-15%, в отдельных лотах до 20%. Конечно, владельцев это не радует, а вот для арендаторов, напротив, время благодатное. Можно выбирать, торговаться. На фоне низкого спроса меняются и требования к постояльцам – владельцы вынуждены пересмотреть свое отношение к национальности и составу семью арендаторов. С детьми и животными берём). Так что по текущим прогнозам, в 2023 году ситуация с арендой останется прежней – много предложений по хорошей цене.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, прошедшие аудит, передают в налоговую службу две вещи:
- бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проводилась проверка;
- заключение аудитора по ней.
Далее ФНС разместит вышеуказанные документы в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИБ РО). Передает заключение в ФНС руководство организации, а не аудитор.
Сроки сдачи заключения и отчетности могут отличаться:
- если заключение аудитора было готово ко сроку сдачи бухгалтерской отчетности, никаких дополнительных мер не требуется. В таком случае срок сдачи ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным;
- в противном случае, если заключение не готово к сроку сдачи отчетности, разрешается более поздний срок. У руководителя есть 10 рабочих дней с момента подписания аудитором заключения. Помните, что нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:
- кто проводил аудит;
- какая отчетность была проверена и период;
- заключение аудитора и основания;
- иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.
Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.
Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:
- за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
- за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
- за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.
Как выбрать надежную аудиторскую компанию
Выбирать аудиторскую компанию нелегко. От выбора зависит буквально будущее вашего дела. Поэтому предлагаем вам перечень вопросов, с помощью которых вы сможете определиться с аудитором:
- как давно организация присутствует на рынке и ведет деятельность;
- наличие свидетельства о членстве в СРО аудиторов;
- опыт работы именно в вашей сфере деятельности;
- отзывы предыдущих клиентов. Можно проанализировать сайты отзывов или запросить рекомендательные письма;
- постоянное количество аттестованных аудиторов в штате;
- упоминаемость в СМИ. Зарекомендовавшие себя организации присутствуют в инфополе, а их сотрудники или публикуются или посещают профильные мероприятия.