Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безработный гражданин: статус, права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.

Кто может получить пособие по безработице?

В соответствии с законом Российской Федерации о занятости населения пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу или не имеющий работы, обратившийся в службу занятости населения и поставленный на учёт как безработный. Вы не можете получить пособие по безработице, если вы:

· моложе 16 лет;

· получаете пенсию по старости или за выслугу лет;

· находитесь в местах лишения свободы или на исправительных работах;

· работаете по трудовым договорам;

· выполняете оплачиваемую работу или реализуете продукцию по договорам;

· являетесь индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или самозанятым;

· проходите военную, альтернативную гражданскую службу или службу в иных органах;

· обучаетесь по очной форме обучения;

· заняты в подсобных промыслах, являетесь членом крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;

· являетесь учредителем (участником) коммерческих организаций.

Права и обязанности гражданина в статусе безработного

Для права на трудоустройство допустимо быть реализованным рядом способов и включать в себя некоторые правомочия безработного. Речь идет о праве на содействие в том, чтобы найти подходящую работу; о праве на то, чтобы выбрать место работы, сюда же относится возможность трудоустройства в иной местности, а также о праве на профессиональную деятельность вне границ РФ; о праве на бесплатную профессиональную ориентацию и подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имя на то направление органов службы занятости; о праве на участие в общественных работах оплачиваемого характера; о праве на то, чтобы получать содействие в организации своего дела.

Закон «О занятости», другие нормативно-правовые акты содержат ряд правомочий, которые обеспечивают социальную поддержку и материальную помощь безработным во время поиска работы. Кроме этого, в них предусмотрена возможность получения следующих социальных гарантий и компенсаций:

  • ряд пособий по безработице;
  • стипендии на время обучения, на которое безработного направила служба занятости;
  • определенная материальная помощь безработным и членам их семей;
  • организация лечения и отдыха детей безработного;
  • возмещение затрат, которые были связаны с переездом в другое место на добровольной основе для того, чтобы трудоустроиться на основании предложения органа службы занятости;
  • оплата стоимости проезда и расходов, которые связаны с проживанием гражданина, которого направили на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другое место.

Если говорить об обязанностях безработного, то в общей форме их можно обозначить как добросовестность и дисциплинированность. При обращении за содействием в государственные службы занятости, для граждан важно предоставить о себе и о своей семье определенную информацию. Основываясь на этих данных, принимают решение относительно признания гражданина в качестве безработного и назначения ему пособий по безработице. В ситуациях, когда безработный поступает недобросовестно и получает пособия обманным путем, то допустимо прекратить выплачивать пособие по безработице, а также снять данного гражданина с учета в виде безработного.

Когда безработный не выполняет возложенные не него обязанности, принимаются меры ответственности, которые предусмотрены Законом «О занятости». Данные меры ответственности могут иметь как традиционный – гражданско-правовой, уголовно-правовой (речь об этом идет в ст.159 УК), так и специфический, присущий только им характер.

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице

Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.

Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.

С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.

Неработающих граждан разделят на категории и внесут в реестр

В каждом субъекте может появиться реестр неработающих граждан. Такой законопроект находится сейчас на рассмотрении Госдумы, сообщила «Парламентская газета».

В 2020 году ряд губернаторов обратились в Совет Федерации с просьбой разобраться с ситуацией — по их мнению, львиную долю отчислений в ФОМС регион вносит за тех, кто на самом деле имеет возможность платить налоги. Речь идёт, прежде всего, о лицах, предлагающих услуги по ведению домашнего и фермерского хозяйства, ремонту квартир, обучению и уходу за детьми. Главы субъектов Федерации уверены, что явно переплачивают в ФОМС. Например только одна Ростовская область отчисляет в фонд порядка 10 миллиардов рублей. Тогда же было принято решение разработать закон о персонифицированном учёте граждан в системе ОМС.

Меры по помощи в поиске работы

Оставшись без работы, человек понимает – главное, что он утратил, это стабильный доход и возможность уверенно смотреть в будущее. Поэтому большинство оставшихся безработными начинают, не теряя времени, подыскивать новую работу. Основной путь, куда чаще всего обращаются – это центры занятости или, как в народе говорят, биржа труда. Здесь могут предоставить следующую помощь:

  • предоставление определенного выбора вакансий;
  • выплата пособия по безработице (на определенное время);
  • проведение тренингов по трудоустройству;
  • участие в профориентационных мероприятиях;
  • возможность пройти обучение и получить новую специальность.

Обязанности и ответственность

Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.

К обязанностям относятся:

  1. Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
    • предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
    • анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
    • предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
    • приобщение к общественным работам;
    • начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
  1. Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
    • в трезвом виде;
    • в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
  1. Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
  2. Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.

Что такое статус безработный? Как его понять и определить? Правовой статус — это права и обязанности безработного, гарантии социальные и правовые, включающие в себя денежные выплаты в виде пособий, либо компенсация после признания у гражданина статуса безработного.

Категория граждан, которых могут признать в статусе безработного:

    • Лица, которые не достигли шестнадцати летнего возраста, либо лица, которым назначена пенсия, исключением является пенсионеры с третьей группой инвалидности, так как у них сохраняется частичная трудоспособность.
    • Лица, которые отказались от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости на протяжении десяти дней.

Если гражданин обратился в органы службы занятости, то прописка обязательно должна соответствовать его регистрация по месту жительства, а также принятия положительного решения в статусе безработного в срок одиннадцать рабочих дней, при обязательном наличии всех перечисленных документов, указанных в первой главе нашей исследовательской работы. С первого дня обращения начинается отсчет данного срока в органы служб занятости[17].

Гражданин, отказавшийся от вариантов предложенных работ, или по каким-либо своим причинам не явившийся на регистрацию в статусе безработного, может обратиться в службы занятости еще раз, на это у него имеется законодательное право, как гражданина, проживающего на территории российского государства. Но повторное обращение должно быть только после истечения двух календарных недель. Повторное обращение не лишает гражданина право быть признанным в статусе безработного и соответственно, он может получить все выплаты и помощь в социальных гарантий. Даже если гражданин не захотел устроиться на предложенные подходящие вакансии, он не лишается статуса безработного, но свою очередь органы служб занятости приостанавливают по закону выплаты пособия до трех месяцев, но может и менее на усмотрение специалистов, работающих в службе занятости. Чтобы избежать конфликтные и спорные ситуации в законах государственной политике по занятости населения раскрыты и определены понятия, как и подходящей так не неподходящей работы[18].

Читайте также:  Как встать на биржу труда: способы, документы, пособие по безработице

Самый главный критерий определения подходящей работы это когда соблюдены все интересы и возможности гражданина, то есть, профессиональная подготовка, уровень квалификации, стаж работы, физическое состояние человека, комфортное последнее место и условия работы, хорошая транспортная структура к местности, где расположена предлагаемая работа. Как уже было сказано выше в данной работе, что удаленность работы, должны определить актами местными само управленцами, конкретнее депутаты губернской, либо районной думы, учитывая при этом транспортную развязку и загруженность в черте города, так и за его пределами по области[19].

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, N 43, ст. 4904
  3. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6950
  4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880
  5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563
  6. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2000, N 26, ст. 2729
  7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724
  8. Федеральный закон от 17.12.2009 N 314-ФЗ (ред. от 25.12.2012)»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // «Собрание законодательства РФ», 21.12.2009, N 51, ст. 6151
  9. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031
  10. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652
  11. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1991. №31. Ст. 3301
  12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2343
  13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» // Собрание законодательства РФ, 07.11.2016, N 45 (часть II), ст. 6236
  14. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, N 35, ст. 4811
  15. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 875(ред. от 25.03.2013) «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (2 ч.), ст. 323
  16. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 22.03.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 27.02.2006, N 9, ст. 1018
  17. Постановление Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» // Российская газета, N 20, 31.01.2018

Имеют ли право безработные на субсидию?

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.

Читайте также:  В каком возрасте можно отдать ребенка в ясли или в детский сад

Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.

Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей

При вынесении судом решения о взыскании незаконно полученного пособия с гражданина взыскивается также государственная пошлина. Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 КоАП «Мелкое хищение». То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т.

Имеют ли право безработные на субсидию?

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.

Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.

Как уже было отмечено, центры занятости определяют права и обязанности безработного. В этой связи у неработающего человека есть возможность получить новую специальность. На практике это можно сделать, ведь в каждом таком учреждении постоянно обновляется список профессий, на которые предлагают обучиться. В большинстве случаев это рабочие специальности или что-то вроде бухгалтерского учёта. Однако если человек не намерен стать слесарем или экономистом, есть возможность организовать другие курсы.

Сотрудники службы занятости собирают заявки людей о желаемых профессиях и, как только собирается определённая группа, приступают к обучению. Причём во время освоения новой специальности выплачивается стипендия, что не может не радовать.

Кто относится к категории безработных?

К числу безработных относятся граждане, подпадающие под ряд требований:

  • Возраст 16 лет и старше;
  • Регистрация по месту жительства;
  • Отсутствие какой-либо работы и, соответственно, заработка.

Также важно, чтобы в момент обращения гражданин не проходил обучение в очной форме и не получал пенсионные выплаты (по старости, за выслугу лет или иной тип страховой или накопительной пенсии).

В соответствии с п.3 ст.3 Закона №1032-1, безработными не могут быть признаны лица, которые:

  • Отбывают тюремный срок или выполняют исправительные работы;
  • При постановке на учёт сообщили на бирже труда заведомо ложную информацию;
  • В течение 10 суток с момента регистрации не явились на биржу для получения работы или в течение этого же срока дважды отказались от предложенной им подходящей работы или варианта обучения (для граждан, которые ранее не были трудоустроены и впервые ищут работу).

Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

  • Статус безработного в трудовом законодательстве
    • Является трудоспособным
    • Не имеет заработка и работы
    • Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
    • Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
  • Права безработного гражданина
  • Обязанности безработного
  • Государственные гарантии

Права и обязанности безработных граждан

Права и обязанности граждан в сфере занятости населения — это особые этапы процедуры, которые позволяют в дальнейшем трудоустроить безработное лицо.

Права лиц, которые находятся на особом статусе у государства:

  • 1. Являться в указанный период времени в территориальные органы центра занятости, не реже 3 раз в месяц.
  • 2. Лица обязуются своевременно оповещать об изменениях в своей жизни работников службы занятости, ответственных за трудоустройство.
  • 3. В случае неудачного прохождения собеседования или предоставления неподходящей работы, безработному человеку необходимо явиться в территориальное отделение службы занятости для получения специальной отметки.
  • 4. В случае, если срок согласно которому человек должен был явиться в указанное место работы нарушен, то в обязательном порядке должна быть указана уважительная причина неявки – бумага из медицинского учреждения или же другое.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *