Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.
Как разработать план мероприятий по охране труда для бюджета организации на очередной финансовый год
Как разработать план мероприятий по охране труда для бюджета организации
на очередной финансовый год
Для планирования затрат на охрану труда на следующий год, специалист по охране труда или руководитель службы охраны труда:
1) анализирует расходы на охрану труда за предыдущие три года;
2) составляет план мероприятий по охране труда;
3) составляет смету расходов на мероприятия по охране труда;
4) согласовывает и утверждает смету у руководителя.
Анализ расходов на охрану труда за предыдущий год
Для проведения анализа расходов на охрану труда за предыдущие года используются:
— расшифровка расходов на охрану труда и сумме затрат на производство продукции, услуг, которая запрашивается в бухгалтерии за соответствующий период;
— карты спецоценки условий труда;
— мероприятия по устранению причин несчастного случая;
— предписания надзорных органов;
— иные документы: договоры на закупку средств защиты, на проведение медосмотров и специальной оценки условий труда; расходы на обучение сотрудников в учебных организациях за прошлые годы, план обучения на очередной год.
Смета расходов по охране труда
На основании анализа расходов на охрану труда составляется смета, в которой указываются конкретные мероприятия, расходы на единицу учета и общая стоимость.
Внимание: минимальная сумма расходов на мероприятия по охране труда – не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции, работ услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ).
Таблица. Бюджет на охрану труда
Номер мероприятия |
Вид мероприятия по охране труда |
Сумма (руб.) |
1. |
Специальная оценка условий труда |
|
2. |
Мероприятия по улучшению условий труда по итогам спецоценки |
|
3. |
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры |
|
4. |
Обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда работников |
|
5. |
Обучению оказанию первой помощи пострадавшим на производстве |
|
6. |
Обучение работников, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов |
|
7. |
Оснащение кабинетов и учебных классов по охране труда, проведение конкурсов по охране труда |
|
8. |
Издание инструкций по охране труда |
|
9. |
Приобретение профессиональных изданий для специалиста по охране труда |
|
10. |
Приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты |
|
11. |
Приобретение смывающих и обезвреживающих средств |
|
12. |
Хранение и уход СИЗ |
|
13. |
Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеваниями |
Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии
Исчерпывающий перечень действий, которые планируется направить на улучшение условий труда, закрепляется нормами законодательства России. Среди наиболее значимых выделяют следующие:
- процедура оценивания текущих условий труда;
- модернизация производственного оборудования;
- установка (монтаж) системы защиты оборудования от воздействия внешних факторов;
- модернизация (совершенствование) системы оповещения наемного персонала и сигнализации;
- обеспечение всех сотрудников специальными индивидуальными и коллективными средствами защиты – спецодежда обязательно изготавливается на территории России и только из отечественных материалов;
Расчёт размера финансирования мероприятий по охране труда
В соответствии с нормами федерального российского законодательства, периодом для расчета выступает отчетный календарный год. Законодательством установлен порядок определения системы определения суммы, которая способна дать положительный результат, в том числе экономический (рост производства и пр.) после реализации поставленных целей и задач.
Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, указано в законодательстве РФ. Трудовым законодательством предусмотрена сумма финансирования, которая является минимальной (0,2 от суммы производственных затрат). При несоблюдении правил предусматривается административная ответственность со всеми вытекающими последствиями.
Финансирование мероприятий – ключевой этап для улучшения условий охраны труда. Порядок расчет необходимого объема средств регулируется нормами российского законодательства. При нецелевом использовании наступает административная ответственность.
Можно ли учитывать траты на воду?
В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.
Что думает по этому поводу Минфин? В его письме №03-03-04/1/408 от 2 декабря 2005 года указано, что траты на покупку питьевой воды принимаются в снижение размера доходов при обложении прибыли только при исполнении ряда условий. В частности, это наличие заключения от эпидемиологической службы о том, что водопроводная вода не может применяться для питья.
В письме Минфина №03-11-04/2/19 указано, что приобретение воды и техники для обогрева не прописано в статье 346.16 НК РФ. Поэтому они не принимаются во внимание при определении базы по налогу, используемому при УСН.
Финансирование мероприятий по повышению безопасности производства работ, улучшению условий труда всегда было проблемой. Как правило, средства на них отчислялись в последнюю очередь и их не хватало даже для первоочередных мероприятий. В то же время значительно большие средства постоянно тратятся на выплату компенсаций и льгот работающим на тяжелых работах и во вредных и опасных условиях производства. По данным исследований эти выплаты в четыре раза превышают затраты на мероприятия по охране труда.
В Трудовом кодексе РФ впервые введена специальная норма, определяющая основной состав источников финансирования мероприятий по охране труда и устанавливается размер отчислений на эти цели.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законом, иными нормативно-правовыми актами и актами органов местного самоуправления, ст. 226 ТК РФ.
Для этого создаются специальные фонды охраны труда, которые формируются на трех уровнях (рис. 5.1): Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды и фонды охраны труда предприятий. Кроме того, предусматривается, что фонды с этой целью могут создавать также общественные организации.
Фонды предприятий формируются за счет собственных средств, определяемых коллективными договорами, соглашениями по охране труда между работодателем и трудовым коллективом.
Территориальные фонды создаются за счет ассигнований из бюджета этих территории, а также из части средств фондов охраны труда предприятий, которые расположены в данном регионе. Сюда же зачисляются добровольные вклады отдельных лиц и организаций, заинтересованных в повышении безопасности производств.
Третий уровень – это федеральный фонд охраны труда. Кроме ассигнований из бюджета Российской Федерации, части средств фондов предприятий и добровольных поступлений, в федеральный фонд направляются штрафы, налагаемые на работодателей и должностных лиц предприятий за нарушение законодательства об охране труда, а также отчисления из фонда социального страхования РФ, который, как известно, оплачивает временную нетрудоспособность (больничные листы), санаторно-курортное лечение и т.п.
Второй комментарий к Статье 226 Трудового кодекса
1. Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете РФ, в бюджетах субъектов РФ, городских, районных бюджетах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятия не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий, организаций.
Новая редакция комментируемой статьи указывает, что финансирование мероприятий по охране труда может производиться также и за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
2. Предприятия ежегодно по коллективным договорам или соглашениям выделяют на охрану труда необходимые средства. Они должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.
Закон устанавливает, что размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением унитарных предприятий и федеральных учреждений) составляет не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
3. Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда.
Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.
4. Работник никаких расходов на охрану труда и улучшение условий труда не несет.
Другой комментарий к статье 226 ТК РФ
1. Комментируемой статьей предусмотрено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет следующих средств:
— бюджетных источников;
— внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетные источники формируются за счет:
— федерального бюджета;
— бюджетов субъектов РФ;
— местных бюджетов.
Структура бюджетной системы Российской Федерации определена ст.10 БК РФ. Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
2. Минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями установлен комментируемой статьей в размере 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Данный уровень, однако, не распространяется на государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н. В действующей редакции Типовым перечнем предусмотрено 31 мероприятие.
Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
3. В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда.
Так, например, решением Совета Колосовского муниципального района Омской области от 19 февраля 2007 года N 991 был создан внебюджетный фонд охраны труда Колосовского муниципального района Омской области. Согласно Положению об указанном фонде он создается для целевого финансирования мероприятий по охране труда на территории муниципального района.
Что учесть при подготовке плана
К наиболее важной процедуре принято относить правильное составление и утверждение сметы расходов на следующий отчетный календарный год. Размер затрачиваемых средств напрямую зависит от следующих факторов:
- специфика деятельности предприятия;
- наличие либо отсутствие предписаний от государственного контролирующего органа;
- целесообразность и необходимость проведения специальной оценки;
- комплекс мер, который направлен на модернизацию производственного оборудования.
При разработке стоит уделять внимание реальной сумме финансирования
При составлении специально утвержденной рабочей группой комплекса мер с целью определения конкретного перечня мероприятий и одновременной их оптимизации необходимо:
- Тщательно анализировать тот комплекс мер, который был реализован в прошлом отчетном периоде с целью правильной оптимизации.
- Анализировать имеющиеся расходы.
- Составить подробный план проведения процедуры – прописать все особенности. Каждый работник (его место) обязательно берется во внимание – могут рекомендовать специалистам комплекс мер.
- Подготовить структурированную смету финансовых затрат.
- Согласовать и утвердить смету с вышестоящим руководством и начальниками структурных подразделений компании. При необходимости вносится изменение. Финансироваться в таком случае предстоит по-другому.
Прежде чем приступить к процедуре планирования и заполнить форму, необходимо подробно анализировать:
- затраты на охрану труда и производство товаров и услуг или прочей продукции;
- карту специальной оценки условий труда;
- 8-ого раздела акта о расследовании ранее возникших несчастных случаев;
- всех без исключения имеющихся предписаний уполномоченного государственного надзорного органа;
- подписанных договоров на закупку специальных средств индивидуальной и комплексной защиты;
- установленного графика проведения медицинских осмотров;
- процедуры обучения наемного штата сотрудников.
Как производят финансирование
Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС.
Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.
За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):
- закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
- проведение СОУТ
- проведение оценки профрисков
- устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
- установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
- затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п
Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии
Исчерпывающий перечень действий, которые планируется направить на улучшение условий труда, закрепляется нормами законодательства России. Среди наиболее значимых выделяют следующие:
- процедура оценивания текущих условий труда;
- модернизация производственного оборудования;
- установка (монтаж) системы защиты оборудования от воздействия внешних факторов;
- модернизация (совершенствование) системы оповещения наемного персонала и сигнализации;
- обеспечение всех сотрудников специальными индивидуальными и коллективными средствами защиты – спецодежда обязательно изготавливается на территории России и только из отечественных материалов;
Источники финансирования охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете РФ, бюджетах субъектов РФ, городских и районных бюджетах, прибыли предприятий, а также их фондов охраны труда. Работники не несут никаких расходов на финансирование охраны труда.
Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда, фонды охраны труда предприятий.
Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Правительством РФ и правительствами субъектов РФ, части средств фонда охраны труда предприятий, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования, добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.
Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях, добровольных отчислений предприятий и прочих поступлений.
Фонды охраны труда предприятий формируются за счет прибыли предприятий в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда между работодателем и трудовым коллективом.
Помимо перечисленных фондов могут создаваться общественные фонды охраны труда.
Средства фондов охраны труда могут использоваться только на оздоровление работников и на улучшение их условий труда. Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства фондов и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере 100 % средств, затраченных не по назначению.
Состояние условий охраны труда существенно влияет на технико-экономические показатели работы предприятий.
Источники финансирования мероприятий по ОТ
Источники финансов, выделяемых на проведение мероприятий по ОТ, обозначены в ст. 226 ТК РФ.
- Средства федерального бюджета
- Средства бюджетов субъектов РФ
- Средства местных бюджетов
- Средства внебюджетных источников
- Добровольные взносы организаций и физических лиц
Чтобы выполнить требования по финансированию, нужно определить:
- Перечень мероприятий по ОТ;
- Сумму расходов;
- Источники финансирования;
- Обязанности по ОТ должностных лиц (в Положении о СУОТ (система управления охраной труда), в их должностных инструкциях);
- Должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных мероприятий по ОТ.
Финансирование мероприятий по охране труда
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
В соответствии с законодательством РФ об охране труда установлена типовая сводная номенклатура мероприятий по ОТ. Согласно этому постановлению ежегодно на предприятиях заключаются коллективные договоры о взаимных обязательствах администрации и коллектива рабочих и служащих по многим вопросам труда, быта и культуры. Обязательства по охране труда оформляются в виде номенклатуры мероприятий, которые прилагаются к коллективному договору и включают в себя мероприятия:
1. по предупреждению несчастных случаев, заболеваний;
2. по общему улучшению условий труда.
Затраты на номенклатурные мероприятия по охране труда относят к цеховым и общезаводским расходам, которые включают в себя такие работы как: установка предохранительных защитных приспособлений, блокировок, автоматических отключателей, сигнальных устройств, механизация разлива ядовитых и легко воспламеняемых веществ, устройство новых и реконструкция действующих вентиляционных систем, воздушных завес, установка систем контроля воздушной среды, освещения, душевых, гардеробных, прачечных, химчисток, оборудование кабинетов и уголков ОТ.
Что учесть при разработке плана на 2022 год
В положении о системе управления охраной труда (СУОТ) необходимо определить, как будет проходить планирование.
Есть ежегодно организуемые мероприятия, например покупка СИЗ, обучение по охране труда или оказанию первой помощи для работников рабочих профессий. В ближайшие годы начнут действовать единые нормы выдачи СИЗ — придется увеличить или уменьшить расходы.
Пример. В одной организации документы развозит экспедитор, а в другой — офисный работник. Когда вступят в силу единые типовые нормы, СИЗ для офисника выдавать будет не нужно. Это сэкономит бюджет, если в отчете об оценке профрисков напротив должности указан низкий риск травмирования, а в инструкции по ОТ будет отметка об отсутствии других опасностей, кроме ПЭВМ, оргтехники и бытовой техники.Есть мероприятия, которые проводятся раз в три-пять лет, например СОУТ. На них не нужно планировать затраты ежегодно. Но если в результате СОУТ были установлены вредные условия труда и стаж работы в таких условиях приближается к пяти годам, нужно запланировать медосмотр работников в центре профпатологии (Порядок проведения периодических медосмотров № 29н, вступивший в силу 1 апреля 2021 года).