Что такое фонд капитального ремонта и для чего он нужен?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое фонд капитального ремонта и для чего он нужен?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Программа реформирования жилищного фонда в РФ предусматривает функционирование системы региональных операторов, которые регистрируются в качестве юридических лиц. По организационно-правовой форме региональный оператор является некоммерческой организацией, а предпринимательской деятельностью вправе заниматься только для достижения основных профильных целей.

Кто освобожден от взносов

Не уплачивают взносы на капремонт собственники:

  • аварийных домов, включенных в программу расселения;
  • многоквартирных домов, земля под которыми изымается для муниципальных или государственных нужд, а граждане подлежат переселению;
  • квартир в закрывающихся населенных пунктах.

Законодательством установлен перечень лиц, которым предоставлены 50-% льготы на уплату взносов на капремонт:

  • инвалиды и ветераны ВОВ, боевых действий;
  • инвалиды 1-2 групп, дети-инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов;
  • Герои РФ и СССР, полные кавалеры орденов Славы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и члены их семей.

Региональные законы могут устанавливать льготы в размере 50 % или предоставлять субсидии на уплату взносов:

  • для многодетных и малообеспеченных семей;
  • одиноко проживающих граждан старше 70 лет, не имеющих работы;
  • собственников старше 70 лет, если в семье только неработающие инвалиды 1-2 групп или пенсионеры.

Граждане, достигшие возраста 80 лет, освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт.

Кому подчиняется Фонд

Региональный оператор капремонта многоквартирных жилых зданий формируется субъектами РФ. Но по законодательству в одном субъекте возможно создание нескольких регоператоров. ФКР не может создавать отдельные филиалы или другие организации.

При неисполнении своих обязательств или плохом исполнении он должен отвечать перед собственниками жилплощади. В этом случае Фонд обязан выплатить им компенсацию в виде суммы, равной той, которую они уже внесли на капремонт.

Ответственность за невыполнение обязанностей ложится в равной степени на регионального оператора и субъект РФ. Они вынуждены нести перед владельцами квартир субсидиарную ответственность.

Деньги, полученные региональным оператором от собственников недвижимости, могут быть использованы только на осуществление капремонта дома. Организация не может тратить эти средства на личные нужды.

Деятельность организации

Полная расшифровка НКО «ФКР» – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта». Компания занимается ремонтными работами в жилых и коммерческих помещениях. Перечень базовых направлений деятельности компании имеет следующий вид:

  • монтаж и постоянное обслуживание лифтовых систем;
  • покрасочные мероприятия;
  • кровельные работы;
  • капитальный ремонт строений на основании официального запроса от органов государственной/региональной/муниципальной власти;
  • отправка жильцам уведомлений о необходимости оплаты взносов на ежемесячной основе;
  • применение законных мер взыскания долговых обязательств с физических лиц, допустивших пропуск очередного платежа (самостоятельно, через судебные органы или через службу судебных исполнителей);
  • перевод поступающих денежных средств на побочные финансовые инструменты с целью получения прибыли (список инвестиционных каналов ограничивается актуальным законодательством Российской Федерации);
  • привлечение к работе подрядчиков для проведения операций капитального ремонта и оплата их профессиональной деятельности из средств Фонда;
  • наложение штрафов на недобросовестных партнёров с учётом перечисления взысканных сумм на специальные счёта.

Региональные органы власти могут устанавливать новые тарифы на капитальный ремонт и изменять перечень услуг, предоставляемых региональным оператором.

Термины и определения

  • Взносы на капитальный ремонт – обязательные ежемесячные платежи собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
  • Капитальный ремонт — оказание услуг и (или) выполнение работ в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества и обеспечения соответствия общего имущества установленным требованиям безопасности, санитарии и иным требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
  • Лица, обязанные вносить взносы на капитальный ремонт — собственники жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных домах, за исключением, собственников помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или в отношении которых исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления приняты решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены эти многоквартирные дома, и об изъятии каждого жилого помещения в этих многоквартирных домах, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Челябинской области или муниципальному образованию.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт — размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее — минимальный размер взноса) устанавливается Правительством Челябинской области. Минимальный размер взноса определяется на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, входящих в установленный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов.

Цели и задачи Фондов капитального ремонта

Основной целью каждого регионального оператора по капремонту является осуществление необходимого капремонта, то есть:

  • осуществление необходимых работ по замене и ремонту лифтов;
  • ремонт внутридомовых инженерных систем (систем водоснабжения и водоотведения, электросетей, теплосетей, газового оборудования);
  • ремонт фасадов, подвалов, чердаков, крыш и фундаментов зданий.

Для обеспечения непрерывного финансирования и проведения требуемых работ, фонды капремонта осуществляют финансово-хозяйственную детальность. Это некоммерческие организации, то есть целью их деятельности является не получение прибыли, а лишь выполнение намеченных работ.

Для этого НКО ФКР осуществляют следующее:

  • формируют средства и имущество, требуемые для обеспечения организации и планового проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в жилых многоквартирных зданиях того региона, к которому они относятся;
  • осуществляют сбор взносов на капремонт;
  • осуществляют открытие специальных расчетных счетов, на которые поступают денежные средства собственников, выбравших фонд получателем таких взносов;
  • аккумулируют бюджетные средства, выделенные на капремонт зданий;
  • реализуют существующие региональные программы по реформе жилищно-коммунального хозяйства своего региона;
  • оказывают услуги по консультации, информированию и работе с населением по вопросам проведения и организации капремонта;
  • осуществляют контроль за целевым использованием денежных средств граждан и бюджетных средств;
  • проводят работу по формированию адресной программы объектов нуждающихся в первоочередном капремонте.

В структуру НКО ФКР входит финансово-хозяйственный, аналитический отделы, отдел по работе с населением, а также по надзору за качеством выполняемых работ.

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.
Читайте также:  В марте 2022 изменится отчетность НКО

История возникновения взноса

Во время СССР все жилые помещения находились на балансе у государства, которое занималось обслуживанием многоквартирных домов. После начала приватизации жилищный фонд активно становился частным. Именно тогда власти начали задумываться о снятии с себя обязанности выделять денежные средства. Достаточно продолжительное время к этому вопросу не возвращались, планируя бюджет на 2015 год правительство осознало возможность экономии государственных средств.

Началось все с того, что законодательный орган нашего государства принял решение о введении нового вида платежа под названием капремонт. Программа быстро вступила в законную силу, начала свое действие с 1 января 2015. Разгорелись споры о правомерности введения. Когда ввели плату за капитальный ремонт, недовольных было гораздо больше чем согласных с нововведением, устраивались митинги, владельцы жилья протестовали. До 1 августа 2015 года необходимо принять решение о выборе фонда. Владельцы жилья, не принявшие решение, автоматически соглашались на региональный фонд, создаваемый субъектом.

Правда и мифы о фондах капитального ремонта

Пользователи интернета относительно ФКР представляли следующие позиции:

1) Участие в Фонде может быть только добровольное. В обоснование позиции самые продвинутые даже приводили ссылку на ФЗ «О некоммерческих организациях» и предлагали бланк заявления в адрес Регионального оператора, который позволял официально отказаться от уплаты взносов на капитальный ремонт.

2) Мы сами ремонтируем свой дом, а потому никому платить не будем.

3) Взносы на капитальный ремонт не являются обязательными.

4) Платят только бабушки, потому что они всего боятся.

Недавно ко мне поступило такое обращение от жительницы Самарской области: «Все квартиры в нашем доме приватизированы. Мы всегда осуществляли ремонт за счёт собственных средств. Теперь нам стали поступать квитанции на оплату капитального ремонта. Мы их не оплачиваем. Как многодетная мама я получала субсидию на квартплату. А теперь в соц. защите мне сообщили из-за того, что у нас задолженность по капитальному ремонту, нам эту субсидию выплачивать не будут. Законно ли всё это?»

Пришлось во всём обстоятельно разобраться.

Эта история началась 20 апреля 2012 г., когда в ГД РФ рядом депутатов был внесен законопроект № 59728-6.

Из анализа пояснительной записки к законопроекту, можно сделать следующие выводы:
1) должен быть создан механизм финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет вовлечения в финансирование собственников помещений;
2) вводится обязательный ежемесячный платёж за капитальный ремонт, уплачиваемый всеми собственниками помещений в многоквартирных домах;
3) субъекты Российской Федерации определяют минимальный размер платы за капитальный ремонт;
4. предполагается, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не более 5 лет назад, не платят за капитальный ремонт;
5. создаются две системы аккумулирования накоплений: централизованная и децентрализованная;
6. децентрализованная система – управляющая компания или ТСЖ открывают счёт в банке и аккумулируют собранные средства на нём;
7. собственники помещений должны получить ряд гарантий:
а) по решению общего собрания собственников помещений предусмотрен порядок отказа от участия в централизованной системе;
б) предусмотрено государственное и муниципальное софинансирование капитального ремонта (не всё за счёт собственников).

Федеральный закон N 271 был принят 12 декабря 2012 г.
Вступил в силу 26 декабря 2012 г.

Теперь посмотрим, как работает механизм ФКР на примере Самарской области. Система взимания взносов на капитальный ремонт установлена ЖК РФ (раздел 9) и Законом Самарской области от 21 июня 2013 года N 60-ГД «О системе капительного ремонта…». Согласно статье 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение, которая возлагается на собственника помещения.

Областным Правительством утверждена региональная программа капитального ремонта (указаны адреса многоквартирных домов, определен вид предстоящего ремонта и срок его проведения).
Для реализации данных программ требуются средства, которые аккумулируются в ФКР.
При этом ЖК РФ предусмотрено два способа формирования ФКР:
1) ФКР на счете Регионального оператора;
2) ФКР на специальном счете.
При этом первый способ выбирается автоматически, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбрали второй способ (считаю, что модель общего собрания сегодня почти не работает).
Формирование фонда на специальном счёте подразумевает следующее:
1. Жильцы дружно проведут общее собрание и решат:
а) каким будет размер взноса на капительный ремонт (но не ниже, чем установлен в законе субъекта РФ);
б) кто будет владельцем специального счёта (например, ТСЖ, управляющая компания или Региональный оператор);
в) в какой кредитной организации (только крупнейшие банки с капиталом от 20 млрд) будет открыт данный счёт.

Средства ФКР могут использоваться только для оплаты работ и услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома. Подразумеваются затраты на:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

Специальный счет для фонда

Между счетом РО и специальным есть существенные различия, поэтому к выбору способа накопления средств нужно отнестись ответственно.

Специальный счет, в отличие от счета регоператора:

  • позволяет накапливать банковские проценты на средства собственников;
  • доступен для запроса информации о состоянии счета;
  • при достижении минимальной суммы, закрепленной в законах субъектов, собственники могут приостановить сбор средств на капремонт;
  • заключение договора с подрядчиком на проведение работ возможно на более выгодных условиях, поскольку для спецсчета отсутствует требование на максимальный размер аванса в размере 30 %, обязательное для РО.

👉 Способы формирования фонда

Имеется два основных варианта формирования фонда капремонта (часть 3 статьи 170 ЖК) — можно накапливать средства либо на специальном счёте, либо на счёте регионального оператора. Это определяется общим собранием собственников квартир дома. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50% от общего числа голосов.

Читайте также:  5. Информация для абонентов по ВДГО/ВКГО

При выборе спецсчёта, на общем собрании определяется размер ежемесячного взноса на капремонт. Однако величина взноса не должна быть ниже минимально установленного в регионе. Кроме того, выбирается владелец спецсчёта и банк, в котором будет открыт спецсчёт. Владельцем спецсчёта может быть ТСЖ, ЖСК, управляющая компания. А банк должен соответствовать определенным требованиям.

Можно работать и с региональным оператором капитального ремонта (РО). РО — это юридическое лицо, которое организует и проводит капитальные ремонты домов. РО создается администрацией того региона, на территории которого будет функционировать.

РО собирает взносы; открывает спецсчета и совершает операции по ним; является заказчиком и финансирует расходы по капремонту; взаимодействует с местными властями (статья 180 ЖК РФ). Полный перечень обязанностей РО приведен в части 2 статьи 182 ЖК РФ.

РО предпочтительней, если капремонт дома нужно провести в ближайшее время, а для накопления средств на спецсчете потребуется длительный срок. И очень возможно, что накопленных денег на спецсчете на все запланированные работы может не хватить. А РО может использовать средства других домов, которые потом можно будет возвратить за счет будущих взносов данного дома.

Контроль за фондом капремонта производится в соответствии со статьей 172 ЖК. И при выборе РО, и при спецсчете контролирующим органом фонда является региональный государственный жилищный надзор, который передает данные соответствующим региональным Министерствам и Департаментам.

НКО ФКР – что это, пришло с номера 900

В квитанции на оплату в пользу ФКР суммы платежа достигают значительных размеров, так как взнос на капремонт рассчитывается исходя из размеров жилплощади. Каждая региональная организация ФКР вправе устанавливать тарифы самостоятельно, поэтому сумму в квитанциях у жителей разных регионов будут отличаться.

На величину платы влияет также качество жилого здания и наличие инженерных сетей, коммуникаций, лифтов.

В 2020 г. средний размер взноса на капремонт колеблется в пределах 6-10 руб. за 1 кв. м. Если площадь квартиры составляет 100 кв. м и больше, то плата за капремонт будет весьма существенной.

В начале XXI в. жилой фонд в Российской Федерации начал ветшать с огромной скоростью, а средств на то, чтобы привести жилые здания в порядок, в региональных бюджетах просто не было. Государство решило возложить на жильцов финансовое бремя по оплате ремонта зданий. Для этого в каждом регионе были учреждены свои НКО ФКР, называемые также региональными операторами системы капитального ремонта многоквартирных домов.

Их деятельность регулируется нормативными актами региональных правительств. Ежегодно принимается постановления Правительства того или иного региона об установлении размера минимального взноса на капремонт.

Основной целью каждого регионального оператора по капремонту является осуществление необходимого капремонта, то есть:

  • осуществление необходимых работ по замене и ремонту лифтов;
  • ремонт внутридомовых инженерных систем (систем водоснабжения и водоотведения, электросетей, теплосетей, газового оборудования);
  • ремонт фасадов, подвалов, чердаков, крыш и фундаментов зданий.

Для обеспечения непрерывного финансирования и проведения требуемых работ, фонды капремонта осуществляют финансово-хозяйственную детальность. Это некоммерческие организации, то есть целью их деятельности является не получение прибыли, а лишь выполнение намеченных работ.

Для этого НКО ФКР осуществляют следующее:

  • формируют средства и имущество, требуемые для обеспечения организации и планового проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в жилых многоквартирных зданиях того региона, к которому они относятся;
  • осуществляют сбор взносов на капремонт;
  • осуществляют открытие специальных расчетных счетов, на которые поступают денежные средства собственников, выбравших фонд получателем таких взносов;
  • аккумулируют бюджетные средства, выделенные на капремонт зданий;
  • реализуют существующие региональные программы по реформе жилищно-коммунального хозяйства своего региона;
  • оказывают услуги по консультации, информированию и работе с населением по вопросам проведения и организации капремонта;
  • осуществляют контроль за целевым использованием денежных средств граждан и бюджетных средств;
  • проводят работу по формированию адресной программы объектов нуждающихся в первоочередном капремонте.

В структуру НКО ФКР входит финансово-хозяйственный, аналитический отделы, отдел по работе с населением, а также по надзору за качеством выполняемых работ.

Собственнику помещения порой кажется, что плата за ЖКХ является непомерной, а услуги не оказываются в полном объеме. Если это действительно так, то следует обратиться с заявлением в соответствующие органы, но ни в коем случае не отказываться от оплаты квитанции.

Следует знать, что неуплата взносов за капремонт в должный срок может повлечь за собой серьезные последствия.

Несложно догадаться, что Фонд Капитального Ремонта занимается обеспечением ремонтных и монтажных работ в жилых и коммерческих постройках. В список основных направлений деятельности некоммерческой организации входит:

  • Установка, ремонт и техническое обслуживание лифтовых систем.
  • Кровельные и покрасочные работы.
  • Капитальные ремонты зданий в случае официального запроса со стороны государственных органов, инициативы жителей, закреплённой документально (в последнем – при наличии независимого заключения по необходимости проведения срочного ремонта).

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов (ФКР)

Фонд капительного ремонта многоквартирных домов предназначен для проведения ремонтных работ. Основным отличием капительного ремонта от текущего является тип и объем работ. Кроме того они различаются источником финансирования.

За проведение текущего ремонта отвечает УК или ТСЖ. Он проводится на средства, перечисленные собственниками. А капитальный ремонт организуется региональным оператором на средства из ФКР.

Фонд капительного ремонта можно назвать своеобразной «копилкой», в которую собираются средства на проведение полного ремонта в многоквартирном здании. Для каждого дома создается отдельный фонд.

В 2021 году в ФКР входят:

Фонд капитального ремонта обязан выполнять следующие действия:

  1. Сбор и хранение взносов на капремонт от собственников жилья.
  2. Открытие банковского счета для хранения накопленных денежных средств и осуществление операций, если владельцы решили сформировать ФКР на спецсчете.
  3. Выполнение обязанностей заказчика при проведении ремонтных работ.
  4. Финансирование капремонта из накопленных средств и привлечение для этих же целей различных бюджетных средств.
  5. Взаимодействие с местными властями.

Согласно действующему законодательству, если в фонде на капремонт определенного дома не хватает средств, то они могут быть взяты с фондов на другие здания, но исключительно с дальнейшим возвратом.

Обязанности ФКР:

Значительная часть жилого фонда РФ пребывает в изношенном состоянии. Для осуществления их ремонта с собственников жилых помещений собираются ежемесячные денежные взносы. Но иногда жильцам приходится самостоятельно организовывать устранение возникших неполадок в доме, собирая для этого новые суммы.

И тогда возникают вопросы: зачем платить в ФКР, если при необходимости приходится делать все самим? И некоторые собственники решают перестать платить за капремонт. Впоследствии им приходят письма от НКО.

Подобные «письма счастья» присылаются только при неуплате. Ваше нежелание платить не ведет к разрыву контракта с Фондом, поэтому они будут регулярно присылать подобные уведомления.

Но что делать, если дом находится в ужасном состоянии, а к его ремонту так никто и не планирует приступать? Как реагировать на постоянные платежки от ФКР при невыполненном ремонте здания?

В таких ситуациях многие отказываются продолжать платить за капремонт, но необходимо понимать, что подобные задолженности могут привести к судебным разбирательствам.

Письма от ФКР с требованиями заплатить долг считаются неправомерными, если организация не выполняет своих обязанностей, т.е. не проводит ремонт дома. Некачественно выполненные работы или их полное отсутствие дают повод направить в Фонд встречную претензию с требованием предоставления отчета о проделанных работах.

Если вы твердо решили больше не платить за капремонт, то следует расторгнуть договор с фондом. При этом не следует забывать, что уже образовавшийся долг никуда не денется.

При отказе от услуг ФКР вы не обязаны дальше оплачивать ненужные вам услуги, но погасить имеющуюся задолженность все же придется.

Встречная претензия отправляется непосредственно в свой Фонд капитального ремонта. В ней необходимо указать:

Не уплачивают взносы на капремонт собственники:

  • аварийных домов, включенных в программу расселения;
  • многоквартирных домов, земля под которыми изымается для муниципальных или государственных нужд, а граждане подлежат переселению;
  • квартир в закрывающихся населенных пунктах.

Законодательством установлен перечень лиц, которым предоставлены 50-% льготы на уплату взносов на капремонт:

  • инвалиды и ветераны ВОВ, боевых действий;
  • инвалиды 1-2 групп, дети-инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов;
  • Герои РФ и СССР, полные кавалеры орденов Славы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и члены их семей.
Читайте также:  Членские взносы в СНТ по новому закону 2023

Региональные законы могут устанавливать льготы в размере 50 % или предоставлять субсидии на уплату взносов:

  • для многодетных и малообеспеченных семей;
  • одиноко проживающих граждан старше 70 лет, не имеющих работы;
  • собственников старше 70 лет, если в семье только неработающие инвалиды 1-2 групп или пенсионеры.

Граждане, достигшие возраста 80 лет, освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт.

7 правил выбора ремонтной бригады

Смотреть

Аварийное и ветхое жилье и переселение из него

Перейти

Данная аббревиатура расшифровывается как Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта». Она является официально зарегистрированной на территории Российской Федерации и ведет свою деятельность на всей территории страны. Функции организации связаны с проведением ремонтно-монтажных работ в жилых помещениях и коммерческих постройках. Основные направления работы компании:

  • монтаж и обслуживание лифтовых систем;
  • кровельные работы;
  • покраска фасадов и внутренних помещений;
  • проведение капитального ремонта в соответствии с распоряжением государственных органов или официально оформленным запросом жильцов.

Если собственники решат изъять свои средства у РО и захотят разместить их на спецсчете, им необходимо:

  1. Принять такое решение на общем собрании 2/3 голосов.
  2. Направить РО копию Протокола в течение 5 дней после собрания.
  3. В течение следующих двух лет средства по-прежнему будут накапливаться у оператора, при этом у собственников не должно быть задолженности перед подрядчиками за выполненные работы или банками за выданные кредиты на капремонт.

Если собственники решат передать средства со специального фонда в управление РО, такое решение также должно быть закреплено Протоколом. В отличие от первого варианта, этот вступает в силу через 30 дней после общего собрания.

Смена способа накопления ФКР может быть вызвана необходимостью сэкономить средства собственников или возможностью контролировать расходование накопленных взносов.

Между счетом РО и специальным есть существенные различия, поэтому к выбору способа накопления средств нужно отнестись ответственно.

Специальный счет, в отличие от счета регоператора:

  • позволяет накапливать банковские проценты на средства собственников;
  • доступен для запроса информации о состоянии счета;
  • при достижении минимальной суммы, закрепленной в законах субъектов, собственники могут приостановить сбор средств на капремонт;
  • заключение договора с подрядчиком на проведение работ возможно на более выгодных условиях, поскольку для спецсчета отсутствует требование на максимальный размер аванса в размере 30 %, обязательное для РО.

В начале XXI в. жилой фонд в Российской Федерации начал ветшать с огромной скоростью, а средств на то, чтобы привести жилые здания в порядок, в региональных бюджетах просто не было. Государство решило возложить на жильцов финансовое бремя по оплате ремонта зданий. Для этого в каждом регионе были учреждены свои НКО ФКР, называемые также региональными операторами системы капитального ремонта многоквартирных домов.

Их деятельность регулируется нормативными актами региональных правительств. Ежегодно принимается постановления Правительства того или иного региона об установлении размера минимального взноса на капремонт.

Важно! Даже если помещение, принадлежащее собственнику, является нежилым, тот все равно обязан платить взносы на капремонт, так как пользуется общедомовой инфраструктурой.

Фонд капительного ремонта многоквартирных домов предназначен для проведения ремонтных работ. Основным отличием капительного ремонта от текущего является тип и объем работ. Кроме того они различаются источником финансирования.

За проведение текущего ремонта отвечает УК или ТСЖ. Он проводится на средства, перечисленные собственниками. А капитальный ремонт организуется региональным оператором на средства из ФКР.

Фонд капительного ремонта можно назвать своеобразной «копилкой», в которую собираются средства на проведение полного ремонта в многоквартирном здании. Для каждого дома создается отдельный фонд.

Актуальность темы судебных разборок СРО и региональных Фондов капитального ремонта растет вместе с суммарным размером исковых требований. И сколько бы не появлялось на эту тему публикаций, всегда останется пара дел, о которых хочется рассказать отдельно. Что и сделал наш постоянный эксперт.

Новая для руководителей саморегулируемых организаций строительной сферы тема возмещения вреда, причиненного при проведении капитального ремонта, требует не только осмысления с точки зрения юридической, но и известной консолидации с точки зрения формирования единообразной арбитражной практики. В этой связи хочу обратить внимание постоянных читателей Правды о СРО на два дела.

Первое дело № А40-219528/2020. Фабула проста — ФКР города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (СРО-С-020-22072009) в порядке регресса 125 712 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2021 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме. Не согласившись с принятым по делу решением, ФКР обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. Однако, постановлением от 31 марта 2022 года Девятый арбитражный апелляционный суд оставил первоначальное решение в силе, а жалобу — без удовлетворения.

В данном деле стоит отметить, что сумма требований в общем не значительная, но ФКР Москвы всё равно идет в суд! И не просто идет, а даже получив мотивированный отказ в первой инстанции, идёт в апелляцию, и, возможно, пойдет дальше. Это говорит о том, что ФКР активно ведет работу по формированию судебной практики по взысканию средств с СРО. Можно сказать, что данная планомерная работа уже начала приносить плоды, так как сейчас примерно 50% подобных судебных дел решается в пользу ФКР г. Москвы.

Суть дела: между ФКР г. Москвы и ООО «АРИН» заключен договор № КР-001456-17 от 28.08.2017 на выполнение работ по капительному ремонту общего имущества МКД по адресу г. Москва, ВАО, ул. Молдагуловой, д. 18. к.2. Решением Мещанского районного суда города Москвы от 10.09.2019 по делу № 2-8650/2019, в порядке части 6 статьи 182 ЖК РФ, с ФКР Москвы в пользу гр. Вдовиной Л.П. взыскан ущерб, причинённый в результате залива её квартиры в размере 125 712 руб. 10 коп. При этом суд установил, что залитие квартиры произошло по вине подрядной организации ООО «АРИН».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что требование истца о взыскании убытков основано на ненадлежащем исполнении ООО «АРИН» условий договора № КР-001456-17 от 28.08.2017. При этом, в силу пункта 6.1.28 указанного договора ООО «АРИН» самостоятельно несет ответственность в случае предъявления каких-либо требований вследствие выполнения генподрядчиком работ и возмещает в полном объеме ФКР Москвы суммы штрафов в случае их наложения на последнего административными органами за нарушения, допущенные при производстве работ ООО «АРИН».

На основании части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемые организации отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ. Между тем, правила статьи 60 ГрК РФ предусмотрены для случаев, когда ответственность указанных в ней лиц возникает не вследствие нарушения договорных обязательств, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорный характер.

Поскольку в рассматриваемом случае затраты на возмещение убытков не относятся к вреду, подлежащему возмещению в порядке статьи 60 ГрК РФ, оснований для привлечения ответчика к солидарной ответственности по возмещению причиненных ООО «АРИН» убытков у суда, применительно к положениям частей 1, 2, 4, 5 статьи 71 АПК РФ, не имелось.

Данная позиция находит свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Московского округа № Ф05-13362/2020 от 13.10.2020 по делу № А40-301551/2019 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-16158/2020 от 21.04.2020 по делу № А40-240715/2019.

Доводы, изложенные ФКР в апелляционной жалобе, были отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права, а также поскольку норма ст. 60.1 ГрК РФ применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежит.

В этой связи отмечу второй момент, на который нужно обратить внимание: ФКР нацелен на получение денег по любой статье – 60 или 60.1. И только при внимательном рассмотрении исковых требований в заявлениях ФКР, СРО может успешно защитится от выплат.

Теперь несколько слов о втором деле № А40-248021/2019. По нему в пользу ФКР г. Москвы решением от 22 апреля 2022 года с Ассоциации «Объединение подрядных организаций» (СРО-С-185- 26012010) было взыскано 1 446 274 рублей 89 копеек.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *