Что изменится с введением новых Правил эксплуатации электроустановок в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится с введением новых Правил эксплуатации электроустановок в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечень работ по эксплуатации электроустановок приведен в п. 7 Правил. В числе прочего нужно обеспечить обучение и проверку знаний работников, выполняющих работы в электроустановках, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796.
Главные изменения в ПТЭЭП-2023
7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Это огромное потрясение для всех, кто связан с электроустановками, так как по предыдущим ПТЭЭП специалисты работали без малого 20 лет. Но уже в 2023 году им придется перестраиваться. На первый взгляд, Правила значительно «отощали», но не потому, что стало меньше требований к потребителям электроэнергии. Просто чиновники в документе дали отсылки на изданные нормативные правовые акты.
Мы сравнили два документа и нашли 22 важнейших изменения в ПТЭЭП, которые придется учитывать руководителям компаний и специалистам по охране труда. Каждому из них дали экспертную оценку, а также по пунктам рассказали, что учесть, что изменилось, какие дополнительные документы подготовить. Всю эту информацию найдете в таблице. Скачайте ее в конце статьи.
«Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих энергоустановок согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 551н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2015 г., регистрационный N 39138);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 703н «О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 551н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2019 г., регистрационный N 53322).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.
Министр
А.О. КОТЯКОВ
9. К выполнению работ по эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок допускаются работники, прошедшие обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и стажировку на рабочем месте.
К самостоятельному выполнению работ по эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок работники допускаются после проверки знаний.
Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев — проверку знаний требований охраны труда.
Перечень профессий работников и видов работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя.
Допуск к самостоятельной работе по эксплуатации тепловых энергоустановок оформляется организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением).
10. При организации проведения работ, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
11. К выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок допускаются работники, имеющие профессиональную подготовку, соответствующую характеру выполняемых работ, включая обучение по охране труда.
12. Работники, занятые техническим обслуживанием и ремонтом объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, должны обеспечиваться необходимым комплектом инструмента и приспособлений, который должен быть определен работодателем в соответствии с требованиями технических документаций, входящего в их состав оборудования.
13. Работы по техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок с применением инструмента и приспособлений должны осуществляться в соответствии с Правилами, требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями, а также инструкциями заводов-изготовителей, применяемых инструментов и оборудования.
14. Запрещается загромождать проходы и проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств.
15. Входные двери помещений, в которых установлены объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, без постоянно находящегося в помещении обслуживающего персонала должны закрываться на замок.
Устройство замка должно обеспечивать выход персонала из помещения при аварийной ситуации без использования ключей.
Порядок хранения и выдачи ключей от помещений, в которых находятся объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, без постоянно находящегося в помещении обслуживающего персонала, а также от газоопасных помещений, определяется распоряжением руководителя организации (обособленного подразделения).
Выдача и возврат ключей должны фиксироваться в журнале произвольной формы, предусматривающей дату, время выдачи и возврата ключей, номер или наименование ключа, наименование помещения, подпись работника, выдавшего ключ, а также подпись работника, получившего ключ.
16. У входов в газоопасные помещения должны вывешиваться предупреждающие знаки безопасности.
17. Опасные зоны (проемы в перекрытиях, стационарных площадках, приямки, котлованы, незакрытые люки колодцев и тепловых камер) должны ограждаться по всему периметру. Элементы временных ограждений должны надежно закрепляться и на них должны вывешиваться таблички «Осторожно! Опасная зона».
18. В камерах и каналах подземных теплопроводов должна быть организована регулярная откачка воды из приямк��в и не допускается загромождение проходов. Приямки должны содержаться в технически исправном состоянии без засорения.
19. Запрещается хранить в производственных помещениях бензин, керосин, спирт, лакокрасочные материалы, растворители, разбавители и другие легковоспламеняющиеся материалы в количестве, превышающем суточную норму расхода.
20. При обслуживании арматуры и иных элементов объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, расположенных на высоте более 1,8 м от уровня пола (рабочей площадки), должны предусматриваться металлические площадки с лестницей и ограждением (перилами) высотой не менее 1,1 м со сплошной металлической зашивкой по низу (бортиком) высотой не менее 0,1 м.
Ширина площадок, предназначенных для обслуживания арматуры, контрольно-измерительных и регулирующих приборов, должна составлять не менее 0,8 м, а остальных площадок — не менее 0,6 м.
Применять гладкие площадки и ступени лестниц, а также изготавливать их из прутковой (круглой) стали запрещается.
Ширина лестниц должна составлять не менее 0,6 м.
Лестницы высотой более 1,5 м, предназначенные для систематического обслуживания оборудования, должны иметь угол наклона к горизонтали не более 50°.
Лестницы должны оборудоваться площадками, расстояние между которыми не должно превышать 4 м.
Для ремонта и технического обслуживания арматуры и иных элементов объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, расположенных выше 1,8 м от пола и не требующих постоянного обслуживания, в случаях, предусмотренных технической документацией организации-изготовителя, допускается применение переносных лестниц-стремянок, передвижных площадок, лесов и подмостей.
21. На каждом предприятии должен быть составлен список всех газоопасных мест, а также помещений с наличием вредных веществ, утверждаемый работодателем, и вывешен на рабочем месте персонала, эксплуатирующего тепловые энергоустановки, а также в цехе (районе, участке) на видном месте. Персонал цехов (районов, участков) должен быть ознакомлен со списком под роспись.
22. Расстояние от пола до низа площадок обслуживания и коммуникаций в местах проходов под ними должно быть не менее 2 м.
Если расстояние составляет менее 2 м, то опасные места должны быть обозначены в соответствии с требованиями по маркировке опасных зон.
Согласно действующим нормативным актам в Российской Федерации, а именно «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденными приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 г. и «Правилам работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ», утвержденными приказом Минэнерго России № 796 от 22.09.2020 г., а также требованиями приказа Минтруда России от 17.12.2020 № 924н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» и «Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей» (РД 34.03.201-97) обучение специалистов, связанных с работами на котло- и тепло потребляющих агрегатах, тепловых сетях и пунктах, насосных оборудованиях и других сооружений аналогичного значения должно проходить в объеме занимаемой должности (профессии) с учетом, следующих категорий персонала:
- Руководящие работники и руководители структурных подразделений;
- Управленческий персонал и специалисты, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (ТЭУ) и их заместителей;
- Персонал и специалисты по охране труда;
- Оперативный, ремонтный и оперативно-ремонтный персонал.
АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:
Наименование образовательной программы | Срок обучения, ак.ч. | Стоимость обучения, руб. |
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок для обслуживающего персонала | 72 | 6 000 |
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок для ответственных за безопасную эксплуатацию | 72 | 6 000 |
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок — для управленческого персонала и специалистов, оперативных руководителей, оперативного, ремонтного и оперативно-ремонтного персонала | 72 | 6 000 |
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением «Интернет»-технологий.
Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
1.4. Устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
1.3.9. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливает руководитель предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом отраслевых требований и исходя из характеристики профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.
6.2.20. Заполнение трубопроводов тепловых сетей, их промывка, дезинфекция, включение циркуляции, продувка, прогрев паропроводов и другие операции по пуску водяных и паровых тепловых сетей, а также любые испытания тепловых сетей или их отдельных элементов и конструкций выполняются по программе, утвержденной техническим руководителем организации и согласованной с источником теплоты, а при необходимости – с природоохранными органами.
Для кого обязательны Правила технической эксплуатации
ПТЭЭП распространяются на всех потребителей электрической энергии — владельцев электроустановок, кроме физических лиц, которые используют ЭУ напряжением менее 1000 В для личных или бытовых нужд. Это значит, что если гражданин использует свои ЭУ для предпринимательской деятельности, то он должен выполнять ПТЭЭП.
В новых Правилах расширен круг лиц, которые попадают под их требования, поскольку исключены границы действия в части владения ЭУ напряжением от 1000 В до 220 кВ включительно.
Эксплуатация электроустановок по ПТЭЭП должна включать:
- ввод в работу новых или реконструированных, модернизированных капитальных объектов, оборудования и технических устройств;
- использование ЭУ по назначению;
- формирование и ведение комплекта документации по Правилам;
- оперативно-технологическое управление;
- ремонт и техническое обслуживание ЭУ;
- консервацию, реконструкцию, техперевооружение электроустановок в той части, в какой это не регулируется Градостроительным кодексом.
В какие сроки организовать внеочередную проверку знаний
ПТЭЭП не содержат указаний, когда нужно проводить внеплановое обучение и экзамен для работников. Они дают отсылку к Приказу № 796, в котором точные сроки также не установлены.
Внеочередная проверка знаний проводится:
- по решению руководителя — при вступлении в силу новых отраслевых актов в сфере электроэнергетики, знание которых обязательно по должности, в объеме новых требований;
- при переводе работника на новую должность (для рабочих — на новое рабочее место), в другой филиал (представительство), структурное подразделение в пределах одной организации, если должностные обязанности (трудовые функции) работника требуют дополнительных знаний;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников — в объеме изменений;
- по решению руководителя — при установлении фактов нарушений работниками требований к обслуживанию и эксплуатации оборудования, требований охраны труда и пожарной безопасности;
- если необходимость проведения внеочередной проверки знаний указана в качестве противоаварийного мероприятия в акте расследования причин аварии в электроэнергетике или предусмотрена актом расследования несчастного случая на производстве;
- на основании предписания Ростехнадзора;
- при перерыве в работе по данной должности (рабочему месту) более 6 месяцев.
В каждом случае объем и порядок проведения внеочередной проверки знаний определяет председатель комиссии по проверки знаний.
Обратите внимание, что новые Правила обучения по охране труда № 2464 не распространяются на обучение по требованиям нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора) — п. 5 Правил № 2464. Установленные в них сроки в 60 дней не обязательно соблюдать при внеочередной проверке знаний по ПТЭЭП.
Мы рекомендуем руководствоваться тем, что ПТЭЭП относятся к обязательным требованиям по ст. 3 № 247-ФЗ от 31.07.2020. С момента их официального опубликования до вступления в силу дано три месяца, чтобы потребители электроэнергии могли провести все подготовительные мероприятия.
Мы считаем, что внеочередную проверку знаний по ПТЭЭП № 811 нужно завершить до 7 января 2023 года. В этих целях:
- Руководитель издает приказ о внеочередной проверке знаний. В нем он создает комиссию, определяет контингент (список работников).
- Председатель комиссии утверждает график внеочередной проверки знаний и ее объем.
- Результаты проверки знаний оформить протоколом и записью в удостоверении по Приказу Минэнерго № 796.
Структура и объём ПТЭЭП
Первое, что замечаешь при сравнении старых и новых ПТЭЭП – это объем. Он сократился на 90%! В старых Правилах было 274 страницы, а в новых их всего 27.
Кроме того, новые Правила меньше приложений и они менее объёмные. В старых ПТЭЭП большую 146 страниц занимали именно приложения, а сами Правила всего 128.
Второе – структура. Новые ПТЭЭП проще по структуре – в них есть только главы, тогда как в старых были не только главы, но и разделы и более трёх десятков приложений, на которые приходился больший объем документа.
В новые ПТЭЭП не включены требования, рассматриваемые в ПОТЭУ, ПТЭЭС, Правила работы с персоналом, Правила переключений в электроустановках и прочих.
Так, в новые ПТЭЭП не вошли требования всех 12 глав раздела 2 старых ПТЭЭП, регламентирующие требования по организации и осуществлению эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей:
- силовых трансформаторов и реакторов;
- распределительных устройств и подстанций;
- воздушных линий электропередачи и токопроводов;
- кабельных линий;
- электродвигателей;
- устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичных цепей;
- заземляющих устройств;
- защит от перенапряжений;
- конденсаторных установок;
- аккумуляторных установок;
- средств контроля, измерений и учёта;
- электрического освещения.
Эксплуатацию указанного оборудования следует выполнять в объёме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в ПТЭЭСС.
До минимума сокращены нормы, регламентирующие переключения в электроустановках, диспетчерское и оперативное управление, а также требования к персоналу, которые перекочевали в Правила работы с персоналом, где раскрыты глубоко и подробно.
Кроме ранее указанного раздела 2, в новые ПТЭЭП не вошли:
- главы 1.5 – 1.8 из раздела 1 старых Правил;
Глава 1.5. Управление электрохозяйством |
Глава 1.6. Техобслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция |
Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований |
Глава 1.8. Техническая документация |
Управление электроустановками
В новых ПТЭЭП управление электроустановками это не есть только назначение ответственного лица. Сделана попытка прописать его именно, как процесс управления, введена норма, регламентирующая управление электроустановками.
Организационно-распорядительным актом потребителя должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя – юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя (п. 8).
Организационно-распорядительная документация (ОРД) – это обширный пласт документов, фиксирующих права и обязанности работников и их работодателей, их задачи, цели и функции. Они оформляются по определённым требованиям, которые сведены в ГОСТ по оформлению ОРД 7.0.97-2016 (ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (с Изменением № 1), утв. Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст). Несоблюдение этих требований влечёт недействительность организационно-распорядительных документов.
Организационные документы необходимы для регламентирования деятельности организации. Именно с их помощью фиксируются права и обязанности работников и работодателей, закрепляется их взаимная ответственность.
Организационная документация – это уставы, штатные расписания, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, многие другие документы, создаваемые внутри компании на основании действующего законодательства.
Распорядительные документы создаются при постановке конкретных задач внутри организации. В эту категорию входят распоряжения, решения, приказы, постановления и другие документы, издаваемые для решения тех или иных практических задач.
Ниже приведён перечень распространённых видов организационно-распорядительной документации. В него входят:
- приказы о назначении;
- положения;
- руководства;
- правила;
- должностные инструкции персонала;
- регламенты;
- описания технологических процессов;
- трудовые договоры и дополнения к ним;
- инструкции по обеспечению охраны помещений;
- объяснительные записки;
- приказы о премировании и депремировании;
- распоряжения о мерах, необходимых для непрерывности технологических процессов;
- расписания несения дежурства на объектах.
Нормативные правовые и правовые акты
Обучение по технической эксплуатации тепловых энергоустановок в соответствии с п.п. 2.3.15., 2.3.20 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» проводится в следующем порядке:
- для обслуживающего персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях и для ответственных за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок очередная проверка знаний проводится 1 раз в год.
- для руководителей и специалистов — членов комиссий и для инженеров по охране труда очередная проверка знаний проводится 1 раз в 3 года.
Вопрос:
В Перечне областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, введенном в действие в сентябре 2020 г., отсутствует область аттестации по тепловым энергоустановкам. Где и по каким вопросам будет проводиться аттестация ответственного персонала по тепловым энергоустановкам?
Ответ:
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики определен Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 (далее – постановление Правительства № 1365).
Постановление Правительства № 1365 разработано в соответствии с федеральными законами от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Аттестация работников, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере теплоснабжения, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» не предусмотрена.
Приказом Ростехнадзора от 09.02.2021 № 54 признан утратившим силу с 15.02.2021 приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Вступившим в силу приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» аттестация работников организаций по тестовому заданию «Эксплуатация тепловых энергоустановок и тепловых сетей» не предусмотрена.
При этом исключение указанной области аттестации не отменяет обязательной проверки знаний в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Аттестация специалистов по энергоустановкам – это обучение или инструктаж, за которыми следует комплексная проверка знаний и навыков специалистов, работающих с энергоустановками и присвоение им соответствующей их уровню квалификации (выдача свидетельства).
Периодичность проведения процедуры зависит от того, какие именно функции выполняет специалист (П.п. 2.3.15-2.3.20 Правила технической эксплуатации энергоустановок):
- Основной персонал, который принимает непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок (отладка работы, испытания, регулирование, эксплуатация, ремонт) – 1 раз в год;
- Административный и инженерно-технический персонал, осуществляющий функциональные обязанности на энергоустановках – 1 раз в 3 года.
Важный момент! Ростехнадзор строго следит за тем, чтобы к работам по проектированию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок допускались только те сотрудники, которые прошли обучение и проверку знаний (Приказ Ростехнадзора №37 от 29.01.2007).
Существует три вида аттестации специалистов, обслуживающих тепловые энергоустановки:
- Первичная аттестация проводится в течение 1 месяца после того, как специалиста назначают на должность, переводят с другого рабочего места или предприятия, а также принимают на прежнее место трудовой деятельности после длительного отпуска (по болезни, уходу за ребенком);
- Очередная аттестация – проверка знаний, которую регулярно проворят все специалисты обслуживающие энергоустановки раз в 1-3 года;
- Внеочередная аттестация проводится по решению Ростехнадзора в тех организациях, в которых имели место аварии и несчастные случаи со смертельным исходом.
Проверке знаний в рамках аттестации по тепловым энергоустановкам подлежат такие специалисты профильных компаний, как:
- Руководители организаций и структурных подразделений;
- Инженеры и техники, которые управляют процессом использования тепловых энергоустановок;
- Производственные работники, которые занимаются установкой, отладкой работы, использованием и ремонтом тепловых энергоустановок.
Первые две категории специалистов проходят аттестацию раз в три года, а рабочие – раз в год, ввиду высокой ответственности в вопросе обращения с тепловыми энергоустановками.
Любой специалист может рассчитывать на получение свидетельства о прохождении аттестации, в том случае, если он способен:
- поддерживать тепловые энергоустановки в работоспособном состоянии в полном соответствии с Правилами технической эксплуатации;
- соблюдать тепловые и гидравлические режимы работы;
- проводить своевременные ремонты и экспертизы установок и трубопроводов;
- выдавать допуски к работам обслуживающего персонала по итогам обучения и инструктажа;
- следить за наличием на рабочих участках спецодежды;
- вводить техническую документацию, касающуюся регистрации параметров работы установок и иных требований;
- нести персональную ответственность за безаварийную работу тепловых энергоустановок.
Для того чтобы пройти аттестацию по тепловым энергоустановкам потребуется представить в комиссию по проверке знаний такие документы:
- паспорт гражданина РФ или иной удостоверяющий личность документ с фото (водительское удостоверение и т.п.);
- СНИЛС и ИНН;
- оригинал протокола предыдущей процедуры аттестации;
- письмо от владельца энергоустановки (гражданин или организация) с просьбой о проведении проверки знаний данного работника.
К пакету документов обязательно прилагается квитанция об уплате госпошлины, а также 2 фотографии 3х4.
Аттестация специалистов по работе на тепловых энергоустановках в России предусматривает прохождение таких обязательных этапов:
- Подача онлайн-заявки на сайте;
- Обсуждение с представителями аттестующей стороны графика и условий процедуры;
- Представление документов;
- Заключение договора на оказание услуг и оплата аттестации;
- Прохождение подготовки по программе «Требования к работе на тепловых энергоустановках (Г.2.)»;
- Заполнение анкеты для проверки Ростехнадзора;
- Комплектование группы на аттестацию знаний и прохождение процедуры проверки.
Государственная пошлина оплачивается до представления документов; сделать это можно через сайт Госуслуг.
Аттестация по тепловым энергоустановкам – важная процедура обучения специалистов и проверки их знаний, которая гарантирует сокращение вероятности аварий, ЧС и несчастных случаев на производстве. Периодичность процедуры – раз в 1-3 года в зависимости категории персонала (основные рабочие, ИТР, административный персонал).
1.9.1. На каждом энергообъекте должен выполняться комплекс мероприятий, обеспечивающий единство и требуемую точность измерений. Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению, выполняемый каждым энергообъектом, должен включать:
своевременное представление в поверку средств измерений (СИ), подлежащих государственному контролю и надзору;
проведение работ по калибровке СИ, не подлежащих поверке;
использование аттестованных методик выполнения измерений (МВИ);
обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых СИ требованиям к точности измерений технологических параметров и метрологическую экспертизу проектной документации;
обслуживание, ремонт СИ, метрологический контроль и надзор.
1.9.2. Выполнение работ по метрологическому обеспечению, контроль и надзор за их выполнением должны осуществлять метрологические службы АО-энерго, энергообъектов и организаций или подразделения, выполняющие функции этих служб.
1.9.3. Оснащенность энергоустановок СИ должна соответствовать проектно-нормативной документации и техническим условиям на поставку.
Объем оснащения электроустановок СИ должен обеспечивать контроль за техническим состоянием оборудования и режимом его работы; учет прихода и расхода ресурсов, выработанных, затраченных и отпущенных электроэнергии н тепла; контроль за соблюдением безопасных условий труда и санитарных норм; контроль за охраной окружающей среды.
1.9.4. Все СИ, а также информационно-измерительные системы (ИИС) должны быть в исправном состоянии и находиться в постоянной готовности к выполнению измерений.
1.9.5. До ввода в промышленную эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации основного оборудования энергообъектов измерительные каналы ИИС, в том числе входящих в состав АСУ ТП и АСДУ, должны подвергаться поверке и калибровке.
1.9.6. Использование в работе неповеренных или некалиброванных ИИС, в том числе входящих в состав ДСУ ТП и АСДУ, запрещается.
1.9.7. Поверке подлежат все СИ, используемые в качестве образцовых при проведении поверки и калибровки СИ, рабочие СИ, относящиеся к контролю параметров окружающей среды, обеспечению безопасности труда, используемые при выполнении операций коммерческого учета (расчета) электрической, тестовой энергии и топлива, а также при геодезических работах.
1.9.8. Конкретный перечень СИ, подлежащих поверке, должен составляться на каждом энергообъекте и направляться в орган Государственной метрологической службы, на обслуживаемой территории которого находится энергообъект.
1.9.9. Средства измерении должны своевременно представляться на поверку в соответствии с графиками, составленными энергообъектом и утвержденными органом Государственной метрологической службы, производящим их поверку.
1.9.10. Результаты поверки СИ должны удостоверяться поверительным клеймом и свидетельством о поверке, форма которых и порядок нанесения устанавливаются Госстандартом России.
1.9.11. Калибровке подлежат все СИ, не подлежащие поверке, но используемые на энергообъектах для контроля за надежной и экономичной работой оборудования, при проведении наладочных, ремонтных и научно-исследовательских работ.
1.9.12. Калибровку СИ должны проводить метрологические службы энергообъектов в соответствии с графиком калибровки, утвержденным техническим руководителем энергообъекта.
1.9.13. При отсутствии возможности проведения работ по калибровке СИ метрологической службой энергообъекта калибровка должна выполняться базовой организацией метрологической службы АО-энерго или другого предприятия, аккредитованного на право выполнения калибровочных работ.
1.9.14. Периодичность калибровки СИ должна устанавливаться метрологической службой энергообъекта по согласованию с технологическими подразделениями, и утверждаться техническим руководителем энергообъекта.
1.9.15. Результаты калибровки СИ должны удостоверяться отметкой в паспорте, калибровочным знаком, наносимым на СИ, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.
1.9.16. Результаты калибровки СИ, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы энергообъектом в качестве доказательства при рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления и т.п.
1.9.17. Порядок аккредитации метрологических служб энергообъектов на право выполнения калибровочных работ, выдачи сертификата или нанесения калибровочного знака устанавливается отраслевыми нормативными документами.
1.9.18. При необходимости метрологические службы энергообъектов могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ органами Государственной метрологической службы. В этом случае метрологическая служба энергообъекта имеет право выдачи сертификата о калибровке СИ от имени органа, который ее аккредитовал.
1.9.19. На энергообъектах измерения технологических параметров должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке МВИ.
1.9.20. Порядок разработки и аттестации МВИ определяется Госстандартом России и устанавливается государственными и отраслевыми нормативными документами.
1.9.21. Выбор СИ и их точностных характеристик должен осуществляться на стадии проектирования на основе действующих государственных и отраслевых нормативных документов, устанавливающих требования к точности измерения технологических параметров, и МВИ.
1.9.22. Проектная документация в составе рабочего проекта должна подвергаться метрологической экспертизе, выполняемой метрологической службой проектной организации или метрологической службой других энергообъектов и организаций в соответствии с требованиями отраслевых документов.
1.9.23. В процессе эксплуатации энергооборудования при необходимости организации дополнительных (не предусмотренных проектом) измерений технологических параметров выбор СИ должен осуществляться в соответствии с пп. 1.9.19 — 1.9.22.
1.9.24. Оперативное обслуживание СИ должен вести дежурный или оперативно-ремонтный персонал подразделений, определенных решением руководства энергообъекта.
1.9.25. Техническое обслуживание и ремонт СИ должен осуществлять персонал подразделения, выполняющего функции метрологической службы энергообъекта.
1.9.26. Ремонт первичных запорных органов на отборных устройствах, вскрытие и установку сужающих и других устройств для измерения расхода, защитных гильз датчиков измерения температуры должен выполнять персонал, ремонтирующий технологическое оборудование, а приемку — персонал, выполняющий функции метрологической службы энергообъекта.
1.9.27. Персонал, обслуживающий оборудование, на котором установлены СИ, несет ответственность за их сохранность и чистоту внешних элементов. Обо всех нарушениях в работе СИ должно быть сообщено подразделению, выполняющему функции метрологической службы энергообъекта.
1.9.28. Вскрытие регистрирующих приборов, не связанное с работами по обеспечению их нормальной записи, разрешается только персоналу подразделения, выполняющего функции метрологической службы энергообъекта, а СИ, используемых для расчета с поставщиком или потребителями, — совместно с их представителями.
1.9.29. Государственный метрологический контроль и надзор за состоянием и применением СИ, подлежащих поверке, соблюдением метрологических правил и норм осуществляет Госстандарт России.
1.13.1. Знание и выполнение настоящих Правил обязательно дня всех работников энергообъектов и АО-энерго, а также для работников наладочных, строительных, монтажных, проектных и научно-исследовательских организаций (вне зависимости от форм собственности) в объеме, обязательном дня соответствующей должности, профессии.
1.13.2. Ответственность за нормальную эксплуатацию энергообъектов несет собственник имущества (руководитель энергообъекта). На каждом энергообъекте положением о структурном подразделении и приказом руководителя должны быть распределены функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций между производственными подразделениями (цехами, районами, участками, лабораториями и т.д.), назначены лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию всех элементов энергоустановок, а также определены должностные обязанности всего персонала.
1.13.3. Лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений, должны обеспечивать эксплуатацию энергообъектов в соответствии с требованиями инструкций и других нормативно-технических документов, контроль за состоянием энергоустановки, расследование и учет отказов в работе установки и ее элементов, ведение эксплуатационно-ремонтной документации.
1.13.4. Каждый работник отрасли в пределах круга своих обязанностей должен обеспечивал» соответствие оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей правилам устройства и безопасной эксплуатации, ППБ и ПТБ, беречь и охранять имущество предприятий и организаций.
1.13.5. Руководители энергообъектов, организаций и их подразделений несут ответственность за соблюдение подчиненным персоналом настоящих Правил.
1.13.6. Нарушение настоящих Правил влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную должностными инструкциями для каждого работника и действующим законодательством.
1.13.7. При несоблюдении настоящих Правил, вызвавшем нарушение в работе энергоустановки, пожар или несчастный случай с людьми, персональную ответственность несут:
работники, непосредственно обслуживающие и ремонтирующие оборудование, здания н сооружения — за каждое нарушение, происшедшее по их вине;
начальники смен, а также дежурный и оперативно-ремонтный персонал, диспетчеры электрических и тепловых сетей, энергосистем, объединенных и единой энергосистем — за нарушения, допущенные ими или непосредственно подчиненным им персоналом, выполняющим работу по их указанию (распоряжению);
начальники, их заместители, мастера и инженеры цехов и отделов электростанций, отопительных котельных и ремонтных предприятий; начальники, их заместители, мастера и инженеры местных производственных служб, участков и ремонтно-механических служб электросетей; начальники, их заместители, мастера и инженеры районов тепловых сетей; начальники подстанций — за нарушения, допущенные ими или их подчиненными;
директора и технические руководители энергообъектов и организаций и их заместители — за нарушения, происшедшие на руководимых ими предприятиях;
начальники и инженерно-технические работники производственных служб АО-энерго — за допущенные ими нарушения и за нарушения, происшедшие по вине работников служб на закрепленных за ними участках или оборудовании энергообъектов;
руководители, технические руководители АО-энерго и их заместители — за нарушения, происшедшие на энергообъектах и в организациях энергосистемы;
руководители, а также инженерно-технические работники проектных, конструкторских, ремонтных, наладочных, исследовательских и монтажных организаций — за нарушения, допущенные ими и их подчиненными.
1.13.8. Руководитель подразделения, энергообъекта или организации несет личную ответственность за свое решение или распоряжение, принятое в нарушение настоящих Правил.
1.13.9. Руководители энергообъектов должны предъявлять в установленном порядке рекламации по всем заводским дефектам и случаям повреждения оборудования, зданий и сооружений, происшедшим по вине заводов-изготовителей, проектных, строительных и монтажных организаций.
1.13.10. В случае повреждения посторонними организациями и частными лицами воздушных и кабельных линий электропередачи, гидротехнических сооружений и их контрольно-измерительной аппаратуры, подземных коммуникаций и оборудования, находящегося в ведении энергообъектов, руководители этих энергообъектов должны составлять акты и передавать их местным правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности.
Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
1.4. Устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
Раздел 3 Электроустановки специального назначения
Потэтэ 2021 новые с изменениями
- на граждан — в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц — от 2 000 до 4 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 2 000 до 4 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 20 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПриказ от 24 марта 2021 г. № 115Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2021 г. № 4358 Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок
3. ТЕРРИТОРИЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК 3.1. Общие положения3.1.1. Территория для размещения производственных зданий и сооружений тепловых энергоустановок определяется проектом и паспортом тепловой энергоустановки.3.1.2.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством