Постановление Верховного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-АД20-2

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление Верховного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-АД20-2». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Протокол – это первичный документ, на основании которого строится всё дело об административном деянии. Его нельзя оспорить! Но у обвиняемого есть право дать свои замечания по делу, не согласиться с изложенным в документе. Все пометки необходимо делать письменно, заверять их своей подписью, рядом ставить дату, когда они были сделаны. Это нужно для того чтобы сократить риски фальсификации сведений.

Как составить жалобу на протокол об административном правонарушении?

В жалобе необходимо указать адресата – суд или должностное лицо, которому направлена жалоба. В тексте указывается номер обжалуемого постановления. Необходимо указать причины незаконности вынесенного постановления об административном правонарушении:

  1. Неверно составлен протокол, не учтены некоторые обстоятельства
  2. Лицо, в отношении которого рассматривалось дело, не было уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
  3. Событие правонарушения отсутствовало
  4. Состав правонарушения отсутствует
  5. Лицо действовало в состоянии крайней необходимости
  6. Отмена нормы, устанавливающей ответственность
  7. Истечение сроков давности привлечения
  8. Недоказанность обстоятельств нарушения
  9. Существенное нарушение процессуальных требований к порядку рассмотрения
  10. Иные основания, которые найдет наш адвокат в деле при защите Ваших прав

Основания для обжалования административного протокола

  • Неправильное оформление материалов административного производства. Это могут быть нарушения при составлении протокола, несоблюдение процедурных моментов при сборе доказательств. Например, если водителю вменяется управление авто в состоянии алкогольного опьянения, но по делу не проведено медицинского освидетельствование, это отличный повод для обжалования постановления.
  • Отсутствие события правонарушения. Настаивая на позиции, что лицо не совершало правонарушения, стоит позаботиться о сборе собственных доказательств: видео, фото, очевидцы, независимые экспертизы.
  • Малозначительность совершенного проступка или совершение нарушения в условиях крайней необходимости. Например, если водитель выехал на встречную полосу только для того, чтобы предотвратить аварийную ситуацию.
  • Лицо привлечено к ответственности за пределами сроков давности. В законе сказано, что с момента составления протокола постановление выносится не позднее двух месяцев. Если дело рассматривает суд, то трех.

Нарушения обеспечения безопасности дорожного движения

В этой ситуации протокол является несколько отличным. Его образец также можно скачать самостоятельно.

Различия в протоколе заключаются в дополнительных графах, связанных с автомобилем и дорожным движением:

  1. сведения о тс;
  2. нарушен пункт ПДД;
  3. временно изъятую документацию;
  4. точная дата и время рассмотрения административного дела.

Также ПоАП дополняется

  1. акт осмотра и временного задержания автомобиля (в случае осуществления его задержания);
  2. акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (в случае проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения).

Способы отмены протокола об административном правонарушении

  1. Ситуации, в которых административный орган не принимает никаких действий для оповещения правонарушителя, довольно редкое явление, но если такое происходит, то протокол, конечно, считается недействительным, а вот правонарушения государственных органов в порядке оповещения на практике зачастую способствуют перевороту ситуации в пользу гражданина, в отношении которого ведется дело.

Стоит сказать, что ПоАП также считается недействительным, если на момент его оформления у госоргана не было подтверждений оповещения, даже если данные подтверждения проявились позже.

  1. В документе также должна быть описана конкретное правонарушение, которое совершил гражданин, и обстоятельства этого правонарушения.

Вс напомнил, когда протокол признают недействительным

Вопросы о том, когда можно вносить изменения в протокол, а когда это приведет к отмене штрафа, несмотря на кажущуюся простоту, приходится разбирать Верховному суду. В очередном деле, затрагивающем этот вопрос, коллегии по административным спорам пришлось уточнить, может ли административный орган в одностороннем порядке сам составить протокол или внести в него изменения.

В феврале 2019 года ночью инспектор ГИБДД остановил автомобиль Сергея Травникова* в центре Москвы. Он управлял машиной «Инфинити РХ56» в состоянии опьянения, указал инспектор. В присутствии двух понятых составили протокол, но при рассмотрении дела в суде оказалось, что в документе скорректировали время ДТП. Исправления в дате оказались и в акте медосвидетельствования.

Чтобы разрешить противоречия, мировой судья, на рассмотрение которого попало дело, допросил инспектора ГИБДД. Тот дал пояснения об изменениях, и суд признал Травникова виновным в нарушении ст. 12.8 КоАП («Вождение в состоянии алкогольного опьянения»), водитель должен был оплатить 30000 руб. штрафа и лишился прав на 1 год 9 месяцев.

Читайте также:  Пенсионерам в СССР платили до 120 руб. в месяц - 39 840 нынешними рублями

При этом одного понятого в суд никто не вызывал и не допрашивал, а в вызове второго судья отказал без указания мотивов. Другими словами, судья вообще не стал выяснять вопрос о внесении изменений в протокол и акт освидетельствования в присутствии понятых.

Кроме того, оказалось, что в протоколе не было подписи Травникова в графе о том, что ему разъяснили его права и обязанности. Не было и расписки, в которой содержались бы эти сведения.

На это указывал представитель Травникова — но в двух инстанциях доводы не восприняли.

Но в Верховном суде Коллегия по административным спорам под председательством судьи Сергея Никифорова на рассмотрение которой в итоге попал спор, нашла в актах нижестоящих судов сразу несколько нарушений, которые привели к отмене постановлений нижестоящих инстанций (дело № 5-АД20-2). Первое замечание касалось непосредственно протокола. ВС напомнил, что вносить изменения в него можно только в присутствии лица, в отношении которого он был составлен — или при наличии надлежащего извещения.

Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в протоколы, говорится в постановлении ВС.

Раз доказательства — протокол — получены с нарушением закона, то они признаются недопустимыми. То есть использовать протокол суду нельзя.

Что касается понятых, ВС также обратил внимание на то, что они вообще не привлекались к делу. Суд сослался на практику ЕСПЧ **, согласно которой прежде чем признать лицо виновным, все доказательства должен изучить суд в его присутствии в ходе публичного заседания.

Это должно обеспечить состязательность процесса. А право на защиту требует, чтобы обвиняемому была предоставлена адекватная и надлежащая возможность оспорить показания свидетеля и произвести его допрос, уточнил в постановлении ВС.

При этом никакой мотивировки по ходатайству допросить понятых в деле нет, указал ВС.

Суд указал и на еще одно нарушение. Травникову должны были разъяснить его права и обязанности — но никакого подтверждения тому, что это было сделано, в деле не нашлось. То, что его не поставили в известность об объеме предоставленных ему процессуальных прав, нарушает право на защиту, заключил Верховный суд.

Если в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, есть сомнения, то их трактуют в пользу привлекаемого, напомнил ВС и прекратил производство в отношении Травникова на основании п. 4 ч.2 ст. 30.17 КоАП — обстоятельства, ставшие основанием для постановлений, не удалось доказать.

Комментарий к статье 28.2 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Читайте также:  Льготы РЖД для пенсионеров в 2023 году

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Оспаривание протокола об административном правонарушении

Согласно российскому законодательству, гражданин имеет право обжаловать составленный на него документ или протокол только в том случае, если он ущемляет права и интересы гражданина, а также возлагает га гражданина дополнительные обязанности, которые никто не имеет права на него возлагать, или же лишает гражданина каких-либо прав, положенных ему по закону. Поскольку административный протокол является доказательством вины гражданина в совершении какого-либо административного проступка, процедуры его оспаривания в российском законодательстве нет, но гражданин может превратить составленный на него административный протокол из неоспоримого доказательства его вины в простую бумажку, не таящую в себе для него никаких плохих последствий. О том, как это сделать, мы и поговорим в данной статье.

После того, как составлен протокол об административном правонарушении, составляется следующий процессуальный документ, такой как постановление по делу об админправонарушении. В нем указывается вид и размер наказания.

Если такое наказание предусмотрено в виде штрафа, то помимо этих двух документов еще выписывается квитанция с номером счета и банковскими реквизитами, куда должны быть перечислена указанная сумма назначенного штрафа.

Но помимо штрафа, виновный может быть лишен прав, либо на него может быть наложен административный арест. Это решение принимает только мировой судья. Все материалы правонарушения направляются в суд.

Туда же и будет повесткой вызван потенциальный правонарушитель. В некоторых случаях, если дело необычное, повышенной сложности, его рассматривает районный судья.

Так вот, и в первом случае, если решение выносит сотрудник ГИБДД, и во втором случае, когда решение принимает судья, у водителя есть 10 дней на их обжалование.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Стоит отметить, что, кроме ГИБДД, постановления об административном правонарушении могут выносить еще и сотрудники Роспотребнадзора.

Если дорожный патруль встречается довольно часто, а виновные лица, как правило, знают, что они нарушают статьи главы 12 Кодекса об административных правонарушениях, то при проверках Роспотребнадзора знаний обнаруживается гораздо меньше.

Читайте также:  Установка газовых счетчиков бесплатно за 2023 год: закон, особенности

Данная организация действует на основании Административного регламента и Закона №249-ФЗ «О защите прав юридических лиц» от 26 декабря 2008 года. Так как закон имеет большую силу, чем регламент, на распоряжение о проверке, которое не содержит все необходимые реквизиты, предписанные в законе, владелец, например, бизнеса, может ответить отказом. При этом он поступит совершенно правомерно.

В том случае, если сотрудниками Роспотребнадзора соблюдены все необходимые формальности, они приступают к проверке. Стоит отметить, что плановые проверки ни в коем случае не проводятся внезапно – об этом юридические лица должны быть уведомлены общедоступным способом или через СМИ. В противном случае можно произвести обжалование протокола об административном правонарушении, или же выданное предписание, если таковые будут иметь место.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно. Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ

Разрешить правонарушение зачастую бывает еще сложнее, чем расследовать и доказать преступление.

Связано это с множеством самых разных деталей и элементов, которые могут присутствовать при нарушении закона.

Российский КоАП устанавливает ряд признаков, особых обстоятельств и доказательств по делам об административных правонарушениях. Именно об этих элементах будет подробно рассказано в статье.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, правонарушение может иметь две формы: действие и бездействие. В совокупности эти виды именуются деянием.

Что характерно для деяния, противоречащего закону? Во-первых, противоправность. Бездействие или действие может быть допущено вопреки законным установкам. Во-вторых, для правонарушения характерна виновность.

При этом вина может иметь несколько видов, в числе которых умысел и неосторожность.

Умышленное нарушение право характеризуется осознанием виновного лица происходящего. Нарушитель прекрасно понимает, что нарушает закон, однако не желает останавливаться. В случае же с правонарушением по неосторожности виновное лицо могло предвидеть последствия незаконных действий, однако никак не имело возможности повлиять на их предотвращение.

Кому нужно подавать жалобу

Вначале нужно, прежде всего, определиться, что будете обжаловать— действия инспектора или сумму штрафа. Если не устраивает размер денежного взыскания, то адресовать жалобу нужно служащему сотруднику в ИАЗ (исполнение административного законодательства). Неправомерные действия инспектора оспариваются в 2 этапа:

  • Необходимо подать жалобу вышестоящей администрации—лицам из командного состава службы инспекции правил на дорогах.
  • Если результат первичного обращения к начальству инспектора не устраивает, то следует идти в суд.
  • Но можно и сразу заявить о своем оспаривании полученного постановления прямо в судебные инстанции.

Для обращения нужно написать заявление, кратко изложив суть и акцентировав внимание на особо важных фактах. Из документа должно быть понятно следующее:

  • кто написал жалобу
  • причины, по которым его обвиняют
  • с чем или какими действиями он не согласен
  • ссылки на действующие законы, подтверждающие его правоту
  • цель прошения: отменить решение,снизить сумму выплаты
  • какие материалы имеются для доказательства правоты нарушителя

Свои права необходимо подтверждать ссылками на законодательные акты. Обратите внимание, чем больше выдержек из КоАП РФ и других действующих нормативов вы используете для защиты своих прав, тем больше будет вероятность того, что решение примут в вашу пользу.

Постановлениеи отсутствие события административного правонарушения

4.

Событие административного правонарушения является недоказанным при отсутствии в деле протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд удовлетворил требование Общества об отмене постановления по делу об административном правонарушении исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Материалы, полученные при осуществлении осмотра, а именно акт осмотра был положен в основу принятого постановления по делу об административном правонарушении и использован в качестве доказательства по делу.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *