Действие уголовного закона во времени обратная сила уголовного закона
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действие уголовного закона во времени обратная сила уголовного закона». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В результате изменения правовых норм уголовного законодательства, преступность отдельных деяний, ранее признававшихся преступлением, может быть устранена. Данное основание является безусловным поводом для освобождения лиц от применения мер уголовного наказания на любой из стадий уголовного процесса. Данное правило позволяет освободить от уголовного преследования, как лицо, в отношении которого не избрана мера наказания, так и тех субъектов преступления, которые уже отбывают наказание.
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
Принцип гуманизма — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
В современной отрасли уголовного права существует два вида обратной силы, применяемой к уголовному закону.
Под простой обратной силой понимается применение нового, смягченного законодательного акта к тем преступлениям, приговор по которым не получил еще законной силы.
Полная декриминализация дел влечет их прекращение.
При смягчении наказания, судебные и правоохранительные органы, обязаны осуществлять свою деятельность в отношении лица, совершившего преступное деяние, с учетом более гуманного закона.
Правила, которые включены в ст. 54 Конституции РФ, обеспечивают реализацию международно-правовой практики о действии закона во времени. В силу ч. 1 ст.
54 Конституции РФ закон обратной силы не имеет, однако это касается только законов, отягчающих ответственность граждан, юридических и должностных лиц.
Нормы статей Конституции обязательны для всех отраслей права, даже если в отраслевом кодексе или ином акте вопрос действия его норм во времени не регламентирован.
Закон высшей силы закрепляет возможность применения обратной силы в статье 54. Данная норма говорит о том, что закон, который отягчает ответственность либо вновь её устанавливает, обратной силы не имеет.
Что касается смягчения ответственности, то здесь действует совершенно противоположное правило: юридические нормы применяются несмотря на то, что правонарушение может быть совершено ещё до момента «рождения» нового закона. Это значит, что лицам, виновным в противоправных деяниях, улыбнулась удача.
Так, была упразднена уголовная статья за спекуляцию, соответственно, все лица, которые отбывали наказание в местах заключения, а также у имевших судимость, все правовые последствия уголовного преследования прекращались.
Конституционное право РФ также основано на многочисленных принципах, которые были утверждены всенародным анием, среди которых важное место отводится принципу гуманизма.
Какой закон имеет обратную силу, а какие нормы лишены такой привелегии, решает законодатель. Ярким пример — ГК РФ. В ст. 4 прямо указано на то, что данный акт обратной силы не имеет.
Единственное исключение реализуется лишь в том случае, когда возможность применения опубликованного закона к предыдущим общественным отношениям прямо предусмотрена в статье.
Закон об уголовной ответственности имеет огромное количество особенностей и дополнений, одни из них утяжеляют положение виновного, а другие напротив, улучшают его.
Согласно основополагающим нормам права, привлекать к ответственности человека можно только по существующим на момент совершения преступления, законам, хотя в преступлениях, исключающих ответственность, действует обратная сила уголовного закона. Регламентирует данное положение статья 10 УК РФ.
- Что такое обратная сила
- Особенности применения обратной силы
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
Комментарий к Ст. 54 КРФ
1. Правила, содержащиеся в комментируемой статье, возводят на конституционный уровень гуманные нормы о действии закона во времени, которые до этого содержались только в уголовном законодательстве, а с принятием в 1980 г. Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях появились и в этой отрасли законодательства.
Для названных отраслей регламентирование действия законов во времени имеет особое значение, поскольку они касаются наиболее острых вопросов, нередко затрагивая основные права и свободы человека и гражданина, включая право на жизнь. Но нормы, закрепленные в комментируемой статье, имеют всеобщий характер и касаются любых законов, устанавливающих юридическую ответственность за правонарушения.
В гражданском законодательстве вопросы обратной силы закона часто решаются во вводных законах к гражданским кодексам. Так было при введении в действие ГК РСФСР 1922 г. и двух последующих гражданских кодексов.
ФЗ от 30 ноября 1994 г. “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (СЗ РФ. 1994. N 32. ст. 3302) также содержит ряд норм, касающихся обратной силы закона. В частности, в ст. 10 Закона содержится такое правило: “Установленные частью первой Кодекса сроки исковой давности применяются к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли до 1 января 1995 года”, а в ст. 11 этого же Закона сказано: “Действие ст. 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса”.
Под законом, о котором говорится в комментируемой статье, имеется в виду федеральный закон, федеральный конституционный закон, а также закон субъекта Федерации. Применительно к уголовным и гражданским законам, в соответствии со ст. 71 Конституции, это могут быть законы, принятые только на федеральном уровне, а к законам о дисциплинарной и административной ответственности – также и на уровне законодательных органов субъектов Федерации (см. комм. к п. “о” ст. 71, п. “к” ст. 72).
Ответственность – это обязанность отвечать за противоправные действия (или бездействие), причинившие физический, материальный или моральный вред.
Комментируемая статья содержит требования, обязательные для всех отраслей права. Поэтому в тех случаях, когда соответствующий закон в необходимых случаях не регламентирует вопрос о времени его действия или отклоняется от требований конституционной нормы, она действует непосредственно.
Общим правилом для всех отраслей права является ответственность за совершенное правонарушение по закону, действующему в момент его совершения. Это значит, что закон принят в установленном порядке и вступил в законную силу. В соответствии с требованиями Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу законов России определен ФЗ от 14 июня 1994 г. “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” (СЗ РФ. 1994. N 8. ст. 801).
Под законом, устанавливающим ответственность, понимается закон, которым вводится та или иная ответственность за правонарушение, до того не существовавшая.
Под законом, отягчающим ответственность, имеется в виду закон, устанавливающий более строгий вид ответственности (например, вместо административной – уголовную) либо более строгое наказание в рамках одного и того же вида ответственности (например, за нарушение трудовой дисциплины законом расширена возможность применения увольнения в качестве взыскания).
Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу. Если закон обратной силы не имеет, это значит, что он не распространяется на деяния, совершенные до его вступления в силу. Комментируемые конституционные нормы носят общеобязательный характер и не допускают исключений. Это важно отметить, ибо в прошлом сплошь и рядом нарушались общепринятые принципы действия законов во времени. Это приводило к тому, что те или иные деяния объявлялись тяжкими преступлениями и им еще придавалась обратная сила.
Так, например, было с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. “Об объявлении вне закона должностных лиц – граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР” (СЗ РФ. 1929. N 76. ст. 732). Этот Закон, известный как “Закон о невозвращенцах”, рассматривал лиц, отказавшихся вернуться в СССР, как перебежчиков в лагерь врагов, квалифицировал их действия как измену, влекущую объявление вне закона, последствием чего были конфискация всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности. В ст. 6 было сказано: “Настоящий закон имеет обратную силу”.
В начале 60-х годов недоумение юридической общественности вызвало придание уголовному закону обратной силы по делу о валютных операциях, совершенных Рокотовым и Файбишенко. В отношении них был применен закон, по которому за валютные операции допускалась смертная казнь, и они были расстреляны, хотя в момент совершения преступления санкция закона не содержала наказания ни в виде исключительной меры наказания – смертной казни, ни даже в виде предельного срока лишения свободы, установленного законом.
Положения, содержащиеся в ч. 1 комментируемой статьи, изложены в УК и КоАП в формулировках, отражающих специфические особенности этих отраслей законодательства. Так, в ч. 2 ст. 10 УК записано: “Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, или усиливающий наказание, или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет”, а в ч. 2 ст. 1.7 КоАП сказано: “Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет”.
Поскольку уголовное наказание может применяться только к лицам, совершившим преступление, в качестве закона, устанавливающего наказуемость деяния, может рассматриваться закон, объявляющий то или иное противоправное деяние преступным и устанавливающий за его совершение уголовное наказание, основное либо основное и дополнительное, из числа предусмотренных в УК. Это может быть дополнением Особенной части УК путем включения в нее новой статьи или включения в уже имеющуюся статью нового состава преступления, ранее не рассматривавшегося в качестве преступления, в том числе под каким бы то ни было иным наименованием. Точно так же актом, устанавливающим ответственность за административное правонарушение, является как новый акт, предусматривающий новый административный проступок и взыскание за него, так и у действующий акт, дополняющий включенные в него проступки новыми.
Закон может рассматриваться как усиливающий наказание, если в нем увеличивается максимальная или минимальная санкция, вводится более строгое основное наказание, вводится дополнительное наказание, преступлению дается иная квалификация, хотя и не влекущая изменение уголовных наказаний, но приводящая к иным отрицательным уголовно-правовым последствиям, например к признанию преступления тяжким, сокращению возможности условно-досрочного освобождения, что отягчает ответственность.
Для административных проступков актом, усиливающим ответственность, является акт, включающий в санкцию новое, более строгое взыскание, либо увеличивающий размер уже имеющегося взыскания, либо включающий дополнительное взыскание или отягчающие условия отбытия взыскания.
2. Положение, содержащееся в ч. 2 комментируемой статьи, распространяется на любые правонарушения. Ни одно из них не может рассматриваться в качестве такового, если об этом нет указания в законе. И ни одно лицо не может привлекаться к какой бы то ни было ответственности, если законом конкретно не определены признаки правонарушения и меры этой ответственности. Разумеется, при решении вопроса об ответственности должны соблюдаться и другие требования, а именно: наличие вины, достижение определенного возраста и др.
Конституция РФ об обратной силе закона
Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.
По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.
Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ. Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону. Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
Комментарий к статье 9 Уголовного Кодекса РФ
В ст. 9 УК РФ закреплено общее принципиальное положение, свойственное уголовному праву России, а также принятое уголовно-правовыми системами современных демократических правовых государств о том, что правовая оценка деяния должна осуществляться в соответствии с тем законом, который действовал на момент его совершения.
Такой подход к решению вопроса о действии уголовного закона во времени обусловлен принципами справедливости и гуманизма. Прежде всего в этом отношении следует отметить, что уголовный закон подлежит опубликованию, и в этой связи граждане могут и должны знать, какие уголовно-правовые запреты им установлены и какова ответственность за нарушение этих запретов. Поэтому, если гражданином совершено деяние, за которое не была установлена уголовная ответственность, на момент совершения деяния оно не являлось общественно опасным и основание для наступления уголовной ответственности отсутствует. Применение нового закона, установившего ответственность за такое деяние, противоречило бы основным постулатам уголовного права, поскольку на момент совершения преступления лицо не могло знать о последующем принятии указанного закона и не осознавало общественную опасность своего деяния, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава преступления. Применение к ранее совершенным деяниям закона, усиливающего ответственность, противоречило бы принципу справедливости, так как своевременное принятие решения по уголовному делу гарантировало бы виновному применение более мягкого закона, действовавшего на момент совершения преступления.
Рассматриваемые позиции уголовного закона являются исходными из конституционного положения о том, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ).
Поскольку и преступность, и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, правильное применение уголовно-правовых норм обусловлено необходимостью верного установления времени совершения преступления.
Согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Из приведенного положения закона следует, что основополагающим фактором определения времени совершения преступления является период совершения деяния. Если деяние совершено в период действия старого уголовного закона, должен применяться именно он, если нового — то положения нового закона. Данный подход не вызывает затруднений в тех случаях, когда начало совершения действия (бездействия) и момент его завершения приходятся на период действия какого-то одного закона. А если начало действия (бездействия) осуществлено в период действия старого закона, а завершено в период действия нового? Особенно это относится к продолжаемым и длящимся преступлениям. Каким образом в таких случаях определяется время совершения преступления? Думается, что, если объективная сторона состава преступления (хотя бы частично) выполнялась в период действия нового уголовного закона, например, длящееся преступление продолжает выполняться и после вступления в силу нового уголовного закона, или хотя бы один акт продолжаемого преступления совершен в это же время, временем совершения преступления следует считать время действия нового закона и применять его положения.
По действующему законодательству время наступления последствий деяния, в том числе и являющихся необходимым признаком состава преступления, не имеет значения для определения времени совершения преступления. Поэтому в случаях, когда деяние (действие или бездействие) совершается в период действия старого закона, а последствия наступают в период действия нового, следует считать, что преступление совершено во время действия старого уголовного закона.
Вместе с тем следует отметить, что положение о том, что временем совершения преступления является только время совершения действия (бездействия), с нашей точки зрения, находится в некотором противоречии с положением ст. 8 УК РФ о том, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Иными словами, в ст. 8 УК РФ установлено основание уголовной ответственности за оконченное преступление. При этом, как известно в УК РФ, составы преступлений конструируются как формальные и как материальные. Применительно к первым все признаки состава преступления будут иметь место при совершении деяния (действия или бездействия). Наличие же всех признаков материальных составов преступлений связано с наличием общественно опасных последствий. Более того, ряд составов преступлений сконструирован таким образом, что отсутствие последствий влияет не только на стадию совершения преступления, но и на само наличие уголовно противоправного деяния. К примеру, при наличии последствий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 264 «Нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств» УК РФ, деяние расценивается как преступление, а отсутствие этих последствий влечет за собой признание этого же деяния административным правонарушением. В этой связи может иметь место положение, когда в соответствии со ст. 9 УК РФ преступление совершено и определено время его совершения, а оснований для уголовной ответственности нет, поскольку отсутствуют все признаки соответствующего состава преступления. Поэтому следует признать, что применительно к материальным составам законодательное указание об определении времени совершения преступления находится в некотором противоречии с позицией закона об основании уголовной ответственности и требуется корректировка ст. ст. 8 и 9 УК РФ.
Частью 1 ст. 9 УК РФ устанавливается, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления. Но действие всех законов, в том числе и уголовного, ограничено во времени. Поэтому возникает необходимость установления времени (периода) действия уголовного закона. Это время определяется исходя из трех позиций: времени вступления уголовного закона в силу, времени прекращения его действия и обратной силы уголовного закона.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение говорит о том, что обязательным фактором вступления закона в силу является его официальное опубликование. Но этот фактор не единственный. Вступление закона в силу связано также с процедурой его принятия и установления конкретного времени вступления в силу. Перечисленные вопросы регулируются Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» .
——————————— СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.
В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Однако это не означает, что федеральный закон, во-первых, принят окончательно и, во-вторых, вступил в действие. Первое обстоятельство обусловлено тем, что в соответствии со ст. ст. 105, 107 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации, который вправе его отклонить, а одобренные направляются Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования в течение 14 дней. Но Президент РФ также вправе отклонить принятый федеральный закон. Лишь после прохождения всех необходимых процедур закон фактически будет являться принятым. Так, УК РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., а подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г. Но и принятие закона не означает моментального введения его в действие. Сначала он должен быть опубликован.
Комментарий к Статье 9 УК РФ
1. Глава 2 УК РФ посвящена регулированию важных вопросов действия уголовного закона во времени и пространстве.
Пространство и время — всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты. В настоящей главе, однако, эти термины употреблены в более узком, специальном значении.
2. Действие уголовного закона во времени основывается на таком важном положении, как применение к деянию закона, соответствующего времени его совершения. Время действия уголовного закона и время совершения преступления должны по общему правилу совпадать при решении вопроса о применении закона. Исключения из этого общего правила предусмотрены в ст. 10.
3. Действовавшим во время совершения деяния является закон, принятый в установленном порядке и вступивший в силу на момент окончания этого общественно опасного деяния. В случае, когда начало преступного деяния приходится на время действия прежнего закона, а окончание — на время после вступления в силу нового закона, применяется новый уголовный закон.
Действие во времени определенного уголовного закона связано с вступлением его в юридическую силу и моментом ее утраты. При этом следует иметь в виду закрепленные в ч. 3 ст. 15 Конституции предписания: Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Таким образом, время вступления закона в юридическую силу связано не только с его принятием компетентным законодательным органом, но и с его опубликованием.
Время совершения преступления
Особенности при определении момента совершения преступления имеются в продолжаемых преступлениях (состоящих из ряда тождественных действий) и длящихся преступлениях (суть которых заключается в длительном невыполнении лицом возложенной на него юридической обязанности). Обычно время совершения этих преступлений определяется в продолжаемых преступлениях — по моменту совершения последнего из действий или пресечения преступления, в длящихся — по моменту добровольного или принудительного прекращения преступления (по моменту фактического окончания преступления). Некоторыми учёными предлагается исходить при определении времени совершения таких преступлений из момента их юридического окончания — времени, когда в деянии виновного уже будут присутствовать все признаки состава преступления, которое он замыслил совершить.
Это интересно: Что можно узнать по номеру паспорта
Устранение преступности деяния
В результате изменения правовых норм уголовного законодательства, преступность отдельных деяний, ранее признававшихся преступлением, может быть устранена. Данное основание является безусловным поводом для освобождения лиц от применения мер уголовного наказания на любой из стадий уголовного процесса. Данное правило позволяет освободить от уголовного преследования, как лицо, в отношении которого не избрана мера наказания, так и тех субъектов преступления, которые уже отбывают наказание.
Необходимо понимать, что декриминализация отдельных деяний не говорит о правомерности совершенных ранее действий, а позволяет лишь освободить лицо от ответственности за их совершение.
Некоторые нормы, содержащиеся в Особенной части УК, постоянно конкурируют между собой, ввиду того, что часть из них является общими, а часть специальными. Декриминализация деяний является демонстрацией одновременного охвата деяний со стороны общих и специальных норм. Примерами могут послужить преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 286, 299 УК.
По общему правилу, устранение признаков преступления в деяниях, определенных специальными нормами и выводимых из УК, не может стать сделать невозможным привлечение лиц к уголовному наказанию в общем порядке и на основании наличия общих признаков состава преступления.
Виды обратной силы уголовного закона
В современной отрасли уголовного права существует два вида обратной силы, применяемой к уголовному закону.
Под простой обратной силой понимается применение нового, смягченного законодательного акта к тем преступлениям, приговор по которым не получил еще законной силы. Полная декриминализация дел влечет их прекращение. При смягчении наказания, судебные и правоохранительные органы, обязаны осуществлять свою деятельность в отношении лица, совершившего преступное деяние, с учетом более гуманного закона.
В качестве ревизионной обратной силы необходимо понимать процесс применения более мягких уголовных норм к тем преступлениям, по которым подозреваемые уже были осуждены и законная сила приговора уже установлена. Более мягкие уголовные нормы применяются также к судимости, которая является непогашенной или неснятой.
Единственным способом применения более мягких норм является пересмотр дел и ревизия приговоров.
Лица, которые были освобождены от отбывания наказания, признаются несудимыми. Закон обязывает применять более мягкие нормы ко всем без исключения субъектам преступлений, находящихся в местах отбывания наказаний.
Что такое обратная сила уголовного закона?
Понятие обратной силы уголовного закона предусмотрено статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
Если говорить по-простому об обратной силе уголовного закона, то это означает, что в случае выхода нового закона, ухудшающего положение лица, которое привлекается к уголовной ответственности, усиливающего его наказание, такой закон применяться не должен. Но если новый закон наоборот улучшает его положение, то он подлежит применению.
Это же правило установлено в Конституции Российской Федерации, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Кроме того, согласно ей никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.
Правило об обратной силе нового, более мягкого закона распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу. В том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Вопрос обратной силы закона
В нашей стране данный принцип выработан достаточно давно и изначально он направлен на защиту интересов граждан, невзирая на то, что тот или же иной человек, мог совершить преступление.
Все дело в том, что государство направляет человека на путь своего становления, и даже преступление рассматривается в контексте возможного исправления. Так что, обратная сила закона в нашей стране существует, хотя общественность, в своем большинстве, достаточно часто негативно отзывается о данном принципе.
Принцип обратной силы закона можно объяснить воздействие нового законодательства на преступления, которые были совершены в момент действия старого закона. То есть, другими словами, человек хоть и должен был бы осужден по принципу воздействия старого законодательства, но осуждается по новым принципам, так как они имеют более лояльное отношение к его провинности. Если же новый закон имеет более суровые и серьезные наказания, то в данном случае, его обратная сила не существует.
Все достаточно просто и понятно, принцип закреплен в уголовном кодексе по той причине, чтобы исключать возможные нюансы в процессе рассмотрения дела. Как вы понимаете, прокурор мог бы в таком случае требовать наказания по старому законодательству с более суровым наказанием, адвокат – по новому закону, это бы провоцировало ряд сложностей процессуального характера.
В каких сферах права могут приниматься законы с обратной силой
Обратная сила закона позволяет улучшить судебную систему
Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.
Наиболее активно законы с обратной силы применяются в сфере . Так, например, принятие закона, по которому необходимо посадить в тюрьму всех людей за то, что они совершили год назад, но тогда это было не противозаконно — просто недопустимо.
А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.
В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.
С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.
Обратная сила уголовного закона — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
Энциклопедия МИП » Уголовные дела — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Обратная сила уголовного закона — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
Обратная сила – бесплатные ответы юристов онлайн
Нормы, содержащие действие обратной силы, являются ревизионными. В уголовном законе закреплен принцип обратной силы, что относится к фундаментальной основе правосудия.
В первую очередь, применение обратной силы является принципом российского уголовного права.
Благодаря этому принципу, возможно применение вновь принятого уголовного законодательства по отношению к деяниям, совершенным до момента его введения.
Обратная сила уголовного закона наделена признаками гуманизма, который проявляется в процессе правоприменительной деятельности, несущей защитные функции.
Уголовные нормы, на основании которых устраняется преступность деяния, осуществляется смягчение наказания или улучшается положение преступника, распространяются на лиц, которые совершили противоправное деяние до момента их введения, а также на тех, кто уже фактически отбывает наказание.
Принцип обратной силы не может усиливать наказание или ухудшать положение лица, совершившего преступное деяние, до момента вступления в силу новой законодательной нормы. Такие положения определены ст. 10 УК.
Новинкой действующего УК является разрешение вопроса о применении обратной силы закона в отношении осужденных и отбывающих наказание лиц.
Смягчение наказания за совершенные деяния осуществляется исключительно в тех пределах, которые определены вновь принятыми нормами. На практике возникает сложность применения данного положения.