На расселение аварийного жилья в Иркутске в 2023 году заложили 1 миллиард рублей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На расселение аварийного жилья в Иркутске в 2023 году заложили 1 миллиард рублей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На государственном уровне продолжается реализация мер по стимулированию развития рынка жилищного строительства. К указанным мерам относится реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда ЖКХ.
Какие документы нужны для переселения
По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:
- заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Снос аварийного жилья
Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.
Регламентируются условия программы Постановлением правительства и 185 ФЗ. Скачать их вы можете на нашем сайте.
Изначально обеспечить людей жилой площадью было запланировано в течение 8 лет. Но за это время власти не успели в полной мере реализовать задачи программы. В связи с этим было принято решение о ее продлении до 2017 года. Но и дополнительные 7 лет не принести желаемого результата, поэтому она действует до сих пор и будет закончена в 2021 году.
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
- Помещение не соответствует нормам санитарии.
- Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
- Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
- Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
- Разрушены фундамент и стены.
- Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.
Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:
- Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
- Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
- Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.
Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.
Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.
На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.
Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.
Для признания аварийности или ветхости жилья требуется подготовить пакет документации.
В их список входит следующее:
- Заявление с просьбой провести оценку состояния квартиры или дома.
- Свидетельство, подтверждающее наличие у владельца права собственности на недвижимое имущество.
- Кадастровый паспорт.
- Поэтажный план.
- Проект реконструкции для тех случаев, когда нежилое помещение было переделано в жилое.
- Заключение экспертизы, удостоверяющее ветхость или аварийность жилья.
- Жалобы иных лиц, проживающих в доме, на невозможность проживать в нем с указанием причин этого.
Документацию разрешается передавать сотрудникам, как на личном приеме, так и через портал Госуслуг в электронном виде. Также можно воспользоваться услугами почтового отделения. При поступлении бумаг производится их регистрация.
Переселение жителей из аварийного и ветхого жилья происходит в несколько этапов:
- Жители или уполномоченный орган инициирует проверку жилого помещения для признания его аварийным или ветхим.
- Межведомственная комиссия производит оценку состояния жилого помещения.
- Выносится постановление о признании жилого помещения ветхим или аварийным.
- Жильцы дома встают в очередь на переселение (если дом включен в государственную программу) или получают выкупную стоимость изымаемого имущества (если дом не включен в государственную программу).
- Переселенцы изучают предложенные варианты квартир по смотровым ордерам.
- Если договоренность достигнута, происходит переселение или заключение нового договора социального найма (для лиц, проживающих на его основании в изымаемом жилье). Если договоренность не достигнута, одна из сторон обращается в суд.
Какое жилье может быть признано аварийным
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
- Помещение не соответствует нормам санитарии.
- Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
- Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
- Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
- Разрушены фундамент и стены.
- Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.
Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Иркутской области. В настоящее время дефицит жилых помещений в Иркутской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Проблема аварийного жилищного фонда — источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Такой жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографическую ситуацию. Проживание в нем понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в аварийном жилищном фонде практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.
Объем аварийного жилищного фонда, который необходимо расселить на территории Иркутской области в соответствии с перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, подлежащих сносу или реконструкции, представленным в приложении 1 к Программе (далее — аварийный жилищный фонд), составляет 398 804,14 тыс. кв. м, в том числе:
350 919,86 кв. м по Программе;
47 884,28 кв. м по иным программам Иркутской области, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда ЖКХ.
Масштабы проблемы велики, поскольку в период переходной экономики произошел спад как в строительстве новых жилых помещений, так и в поддержании в пригодном для проживания состоянии существующего жилищного фонда.
Наличие аварийного жилищного фонда повышает социальную напряженность в обществе, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, сдерживает развитие инфраструктуры, создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан.
Однако решение жилищной проблемы граждан не заканчивается только переселением из аварийного жилого дома в другое жилое помещение. Важно заменить существующий аварийный жилищный фонд новым, соответствующим стандартам качества жилищного фонда.
На государственном уровне продолжается реализация мер по стимулированию развития рынка жилищного строительства. К указанным мерам относится реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда ЖКХ.
Аварийный жилищный фонд расселяется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ) Программа утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 65/пр (далее — Методические рекомендации).
Разработка приложений к Программе осуществляется в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» (далее — Система).
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными», постановлением Правительства Иркутской области от 30 мая 2016 года N 325-пп «О реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области» Министерство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на ведение реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области (далее — Реестр аварийных домов).
Муниципальные образования Иркутской области обеспечивают достоверность сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения проверки многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее — аварийные дома), включенных в Реестр аварийных домов.
Министерство обеспечивает проверку достоверности сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома или жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», и включенного в Реестр аварийных домов.
В 2021 году планируется к запуску новая программа расселения аварийного жилья
По состоянию на 1 января 2019 года реестр многоквартирных домов жилищного фонда города Иркутска, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 17 мая 2017 года N 031-06-472/7, содержит 486 объектов, общей площадью 193,7 тыс. кв. м., в которых проживает 12,5 тыс. чел.
Согласно заявленному плану, дома 335 серии могут быть включены в обновленную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Программа стартует в 2021 году, однако следует понимать, что большинство домов 335 серии не являются ни ветхими, ни аварийными. Да, это старое и плохое жилье, но говорить о том, что все два миллиона квадратов стоят в планах под снос, явно преждевременно.
Работники оптом нужны в Иркутске. Кто в Иркутске может работать удаленно? Средняя зарплата врача-кардиолога в Иркутске составляет 44 тыс. Альфа-Банк: Клиент должен получать кредиты в онлайне за 10 минут. Игорь Мельников: страховаться надо не там, где сложно пройти, а там, где есть, куда упасть.
Программа разработана с учетом основных положений Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ) и региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 — 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2019 года N 270-пп.
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе.
Стратегической целью государственной жилищной политики, изложенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
- Жители или уполномоченный орган инициирует проверку жилого помещения для признания его аварийным или ветхим.
- Межведомственная комиссия производит оценку состояния жилого помещения.
- Выносится постановление о признании жилого помещения ветхим или аварийным.
- Жильцы дома встают в очередь на переселение (если дом включен в государственную программу) или получают выкупную стоимость изымаемого имущества (если дом не включен в государственную программу).
- Переселенцы изучают предложенные варианты квартир по смотровым ордерам.
- Если договоренность достигнута, происходит переселение или заключение нового договора социального найма (для лиц, проживающих на его основании в изымаемом жилье). Если договоренность не достигнута, одна из сторон обращается в суд.
В этой ситуации Сююз ожидаемо переходит в наступление через грамотный лоббизм глобальной реновации. Вероятно, происходить реновация будет по лекалам Москвы: деньги на расселение даст бюджет, а застройщики получают свою норму прибыли на дополнительной этажности. Расселять будут четырех- и пятиэтажные дома, а строить – от десяти этажей и выше.
До конца 2018 года по государственной программе происходит переселение жителей тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Переселение жителей из домов, признанных аварийными после этой даты, с 2019 года начало происходить по новой программе.
Актуальная информация о состоянии рынка недвижимости, об изменениях в жилищном и строительном законодательстве, о новых проектах застройки территорий — залог ваших выгодных сделок с недвижимостью. В данном разделе вы найдете новости от застройщиков и агентств недвижимости, банков и страховых компаний, других участников рынка недвижимости и строительства Иркутска и Иркутской области.
- Жители или уполномоченный орган инициирует проверку жилого помещения для признания его аварийным или ветхим.
- Межведомственная комиссия производит оценку состояния жилого помещения.
- Выносится постановление о признании жилого помещения ветхим или аварийным.
- Жильцы дома встают в очередь на переселение (если дом включен в государственную программу) или получают выкупную стоимость изымаемого имущества (если дом не включен в государственную программу).
- Переселенцы изучают предложенные варианты квартир по смотровым ордерам.
- Если договоренность достигнута, происходит переселение или заключение нового договора социального найма (для лиц, проживающих на его основании в изымаемом жилье). Если договоренность не достигнута, одна из сторон обращается в суд.
После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.
Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.
От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:
- Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
- Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
- Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.
Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.
Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе.
Проблема аварийного жилищного фонда — источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Указанный жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографическую ситуацию. Проживание в указанных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.
По состоянию на 1 января 2019 года реестр многоквартирных домов жилищного фонда города Иркутска, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 17 мая 2017 года N 031-06-472/7, содержит 486 объектов, общей площадью 193,7 тыс. кв. м., в которых проживает 12,5 тыс. чел.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации) аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2017 года, должен быть расселен до 1 сентября 2025 года.
Объем аварийного жилищного фонда, который необходимо расселить на территории города Иркутска в соответствии с Перечнем аварийных многоквартирных домов, представленным в приложении N 1 к Программе (далее — аварийный жилищный фонд), составляет 127,1 тыс. кв. м, в том числе:
— 66 403,00 кв. м — за счет финансирования переселения с участием средств областного бюджета и средств Фонда ЖКХ;
— 66 720,10 кв. м — в рамках реализации договоров о развитии застроенной территории и переселения граждан в жилые помещения, приобретенные в целях реализации муниципальной программы «Жилище на 2013 — 2021 годы», утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 11 октября 2012 года N 031-06-2031/12.
Применение всех механизмов позволит не только расселить, но и обеспечить создание нового жилищного фонда, соответствующего современным стандартам.
Программа разработана с учетом основных положений Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ) и региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 — 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2019 года N 270-пп.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными», постановлением Правительства Иркутской области от 30 мая 2016 года N 325-пп «О реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области» министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее — министерство) определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на ведение реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области (далее — Реестр аварийных домов).
Администрация города Иркутска представляет информацию о многоквартирных домах, признанных аварийными, в министерство путем внесения соответствующих сведений в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ».
При подготовке документации на проведение закупок в целях реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, уполномоченные органы администрации города Иркутска руководствуются рекомендуемыми требованиями к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, представленными в приложении 2 к методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 65/пр.
В случае заключения муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения на «вторичном» рынке уровень износа такого жилого помещения не должен превышать 40%. Уровень определяется по результатам обследования приобретаемого жилого помещения и на основании заключения, выданного органами по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства в срок не позднее 6 месяцев до даты приобретения жилого помещения. В случае заключения муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения, бывшего в эксплуатации менее 5 лет, определение уровня износа приобретаемого жилого помещения не требуется.
Цель Программы — обеспечение сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в городе Иркутске.
Для достижения указанной цели необходимо решить задачу по переселению граждан из многоквартирных домов аварийного жилищного фонда города Иркутска, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:
1. Количество кв. м расселенного аварийного жилищного фонда города Иркутска, признанного таковым до 1 января 2017 года — 127 123,10.
2. Количество человек, переселенных из аварийного жилищного фонда города Иркутска, признанного таковым до 1 января 2017 года — 8 250.
Перечень планируемых показателей переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, изложен в приложении N 4 к Программе.
Срок реализации Программы: 2019 год — 1 сентября 2025 года. Программа реализуется в 6 этапов:
первый этап — 2019 — 2020 годы;
второй этап — 2020 — 2021 годы;
третий этап — 2021 — 2022 годы;
четвертый этап — 2022 — 2023 годы;
пятый этап — 2023 — 2024 годы;
шестой этап — 2024 год — 1 сентября 2025 года.
В соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ окончание переселения граждан в рамках каждого этапа (за исключением шестого этапа) планируется осуществлять до конца года, следующего за годом принятия Фондом ЖКХ решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Шестой этап должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
Механизм реализации Программы включает следующие этапы:
1. Ежегодное заключение соглашений о взаимодействии между министерством и администрацией города Иркутска.
2. Заключение муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) на строительство и (или) приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также заключение соглашений с собственниками жилых помещений аварийного жилищного фонда о предоставлении возмещения за изымаемые жилые помещения аварийного жилищного фонда.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Иркутской области. В настоящее время дефицит жилых помещений в Иркутской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Проблема аварийного жилищного фонда — источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Такой жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографическую ситуацию. Проживание в нем понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в аварийном жилищном фонде практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.
Объем аварийного жилищного фонда, который необходимо расселить на территории Иркутской области в соответствии с перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, подлежащих сносу или реконструкции, представленным в приложении 1 к Программе (далее — аварийный жилищный фонд), составляет 398 804,14 тыс. кв. м, в том числе:
350 919,86 кв. м по Программе;
47 884,28 кв. м по иным программам Иркутской области, в рамках которых не предусмотрено финансирование за счет средств Фонда ЖКХ.
Масштабы проблемы велики, поскольку в период переходной экономики произошел спад как в строительстве новых жилых помещений, так и в поддержании в пригодном для проживания состоянии существующего жилищного фонда.
Наличие аварийного жилищного фонда повышает социальную напряженность в обществе, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, сдерживает развитие инфраструктуры, создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан.
Однако решение жилищной проблемы граждан не заканчивается только переселением из аварийного жилого дома в другое жилое помещение. Важно заменить существующий аварийный жилищный фонд новым, соответствующим стандартам качества жилищного фонда.
На государственном уровне продолжается реализация мер по стимулированию развития рынка жилищного строительства. К указанным мерам относится реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда ЖКХ.
Аварийный жилищный фонд расселяется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ) Программа утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ и с учетом Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 65/пр (далее — Методические рекомендации).
Разработка приложений к Программе осуществляется в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» (далее — Система).
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года N 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными», постановлением Правительства Иркутской области от 30 мая 2016 года N 325-пп «О реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области» Министерство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на ведение реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области (далее — Реестр аварийных домов).
Муниципальные образования Иркутской области обеспечивают достоверность сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения проверки многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее — аварийные дома), включенных в Реестр аварийных домов.
Министерство обеспечивает проверку достоверности сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома или жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», и включенного в Реестр аварийных домов.
Муниципальные заказчики при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, используют Рекомендуемый перечень характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, являющийся приложением N 2 к Методическим рекомендациям.
В случае заключения муниципальным образованием Иркутской области муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения на «вторичном» рынке уровень износа такого жилого помещения не должен превышать 40%. Уровень определяется по результатам обследования приобретаемого жилого помещения и на основании заключения, выданного органами по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства в срок не позднее 6 месяцев до даты приобретения жилого помещения. В случае заключения муниципального контракта на приобретение (договора купли-продажи) жилого помещения, бывшего в эксплуатации менее 5 лет, определение уровня износа приобретаемого жилого помещения не требуется.
Цель Программы — обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить задачу по созданию постоянно действующих механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.
Расселение ветхого жилья — публикации по теме
Точный перечень мероприятий по расселению аварийного жилфонда утверждают субъекты РФ. Приоритет в отселении по ст. 16 закона № 185-ФЗ имеют:
- жильцы дома, который был признан аварийным раньше других домов на территории района или квартала;
- жильцы дома, в отношении которого вынесен судебный акт о немедленном расселении ввиду угрозы обрушения.
Исходя из даты признания дома аварийным субъект РФ формирует перечень отселения. Этот документ направляется в федеральные органы власти, а также публикуется в общем доступе в сети интернет.
Регионы могут предусматривать следующие варианты расселения аварийных домов:
- предоставление маневренного (временного) фонда, если дом подлежит реконструкции с восстановлением характеристик;
- выкуп помещений у застройщика и передача их в собственность или социальный найм для переселения;
- выкуп помещений в аварийном доме у собственников по соглашению (используются методики с расчетом по рыночной цене кв. м в субъекте РФ или по кадастровой стоимости);
- приобретение квартиры на вторичном рынке за счет региональных бюджетов;
- участие в долевом строительстве, в том числе за счет средств граждан, если они хотят приобрести жилье больше социальной нормы.
При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.
Подать заявление о признании дома аварийным вправе собственник, ТСЖ, наниматель, госжилнадзор, Перед этим они нужно обратиться к независимому эксперту, который обследует жилье, установит все недостатки и отразит их в заключении. С 2019 года это делается обязательно. Потом оценка состояния жилья снова проводится, но уже с участием комиссии.
Расчет стоимости ветхого жилья
Как мы уже знаем, программа переселения из ветхого жилья после 2023 года предусматривает (по желанию собственника) денежную компенсацию, срок выплаты которой назначается в индивидуальном порядке по согласию сторон.
Выкупная цена квартиры, попавшей под снос, а также ветхого и аварийного жилья, исчисляется с учетом нескольких факторов:
- стоимость выкупаемого помещения с учетом степени износа;
- издержки владельца квартиры, связанные с процессом;
- затраты на переезд и поиск нового жилья с целью его предстоящего оформления;
- расходы собственника при досрочном прекращении обязательств с учетом необходимости возмещения потерянной выгоды.
В Иркутске расселят жильцов десятков аварийных домов
Ужесточение условий вызвано необходимостью остановить злоупотребления. Они связаны с приобретением «за копейки» аварийного объекта с последующим получением дорогостоящей благоустроенной недвижимости. Необходимость вкладывать деньги делает такую схему нерентабельной, но при этом позволяет действительно нуждающимся людям получить квартиру на выгодных условиях (за ипотечным кредитом в банк обращаться не придется). В остальном правила реализации программы остаются прежними. В соответствии с паспортом нацпроекта, в 2021 году расселению подлежит 1 млн. кв.м, новые квартиры получит около 55.8 тыс. человек. Несмотря на внушающие уважение цифры, темпы расселения превысят объемы аварийной недвижимости на 30 % лишь в 2023 году.
В случае с пенсионерами, инвалидами, малообеспеченными и многодетными семьями социальный найм с органом МСУ предусматривает льготы. Граждане улучшают свои жилищные условия без денежных вложений – платить придется только за коммунальные услуги. Те, кто не относится к льготным категориям, будут ежемесячно выплачивать коммуналку и арендную плату (размер устанавливается муниципальным органом – до 70% от рыночной ставки). За жильцами сохраняется право выкупа жилплощади. Если предложенные варианты решения проблемы не устраивают, то граждане имеют право потребовать денежную компенсацию. Для этого им придется подать заявление в органы местного самоуправления.
Подписать акт должны все члены комиссии, иначе он будет признан не имеющим юридическую силу. Принятие решения о недопустимости последующего проживания в жилом помещении принимается в течение двухнедельного срока; После принятия решения о ветхости или непригодности жилища, членами комиссии должна быть проинформирована об этом местная администрация не позднее истечения 5 дней; Местной администрацией выносится решение о включение жилища в список ветхого или непригодного для последующего проживания. Принимается решение о переселении заявителей или осуществлении процедуры реконструкции.
Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».
В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.
В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.
Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.
Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.
В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.
Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.
Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.
Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.
Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.
Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.
Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.
До завершения данного срока местная администрация обеспе��ивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.
Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.
Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.
Действующие схемы расселения
Переселение жителей ветхого жилья осуществляется по трем схемам:
- Если здание объявлено непригодным для проживания и подлежит сносу без реконструкции, расселение производится с учетом статуса жильцов. Отселение семьи квартиросъемщика сопровождается аннуляцией договора социального найма и оформлением нового соглашения на получение равноценной квартиры в этом же районе.
- Вместо сноса дом подлежит реконструкции и на этот период его обитателям выдается Жилое помещение из муниципального маневренного фонда.
- Собственник может взять вопрос поиска нового жилья на себя (например, если хочет переехать в другой регион) и получить денежную компенсацию в размере установленной комиссией рыночной стоимости старой квартиры.
Особенности расселения из аварийного жилья
Собственник аварийной квартиры получит жильё той же комнатности, такого же или большего метража. При этом учитывается не жилая площадь, а общая, что выгодно для собственника. Новая жилплощадь должна располагаться в том же районе, где и предыдущее жилье, если иное не согласовано с жильцами.
Если освобождается коммунальная квартира, её жильцам могут выделить как отдельную комнату, так и квартиру.
Программа по расселению предусматривает возможность получения не только новой квартиры, но и жилья вторичного фонда. Обычно, собственнику на выбор дается несколько вариантов. Если владельца не устраивает ни одна из предложенных квартир, он отказывается от переезда, его могут выселить в принудительном порядке на основании решения суда в Иркутске. При этом ему будет выплачена денежная компенсация, в соответствии с нормами российского законодательства.