Как разрабатываются профессиональные стандарты?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разрабатываются профессиональные стандарты?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).
Ключевые направления профстандартов
В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.
-
Работа с персоналом на предприятии:
- кадровая политика;
- должностные инструкции и их изменение;
- тарификация сотрудников;
- аттестация;
- организация повышения профессионального уровня и др.
- Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
- Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.
Спорный момент: обязательно ли учиться?
Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.
В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.
Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.
О регламенте работы комиссии.
Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.
Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.
Положение – технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.
Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.
Созданная комиссия начинает работу над планом.
Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.
Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:
-
список профстандартов, подлежащих применению;
-
сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
-
этапы применения профстандартов;
-
перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.
В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.
Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:
-
Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
-
Актуализация нормативно-правовой базы.
-
Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
-
Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.
Как работает система профстандартов
Профстандарты (ПфСт, стандарты) раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследование, производство, проектирование, обслуживание).
Пока работодатели вынуждены пользоваться и профстандартами, и квалификационными справочниками.
К сведению. Согласно новой ст. 195.2 ТК РФ Правительство РФ должно принять:
- порядок разработки и утверждения ПфСт;
- порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС , наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профстандартах.
ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом ЕТКС и ЕКС (ст. 143 ТК РФ). На территории РФ действуют несколько выпусков ЕТКС и несколько выпусков ЕКС .
Например, Постановлением Минтруда России от 16.07.2003 N 54 утвержден ЕТКС, вып. 58, разделы «Общие профессии», «Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания», «Киносеть и кинопрокат», «Театрально-зрелищные предприятия».
Например, Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Применение профстандартов
Применение профстандартов обязательно:
-
с 01.07.2016 (только в части требований к квалификации, если такие требования предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 195.3 ТК));
Примечание: между тем в приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 высказана альтернативная точка зрения, согласно которой дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении № 584 (1 января 2020 г.), — это завершение организации работы по их применению.
-
в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими нормативными актами или локальными нормативными актами работодателя в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции.
При приеме на работу работника работодатель обязан руководствоваться профессиональными стандартами только в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Ответственность за неприменение профессиональных стандартов в иных случаях законодательством не предусмотрена, но если работодатель в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, он должен их соблюдать.
Частью 2 статьи 57 ТК установлено, что наименование должности (профессии, специальности) и квалификационные требования к ней должны соответствовать наименованию и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами должность (профессия, специальность) работника предполагает предоставление льгот (компенсаций) либо наличие ограничений. К примеру, льготой является досрочное назначение пенсии по старости в случае работы с вредными или тяжелыми условиями труда в соответствии со списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей.
Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ с 1 июля 2016 года вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами РФ.
В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Так в своем Письме от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 Минобрнауки России отметило, что:
-
обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена;
-
определяя должностные обязанности педагогических работников и наименования должностей, работодатель вправе использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники.
-
выбор между профстандартом и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих работодателю предоставляется в том числе в случае, если профстандарт содержит несколько наименований должностей, по которым полагаются льготы и преимущества. Это объясняется тем, что реализация образовательной программы не связана только с одной определенной должностью педагога.
Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка «Возможные наименования должностей», содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.
В то же время, если у работодателя есть виды профессиональной деятельности, по которым приняты профстандарты, то надо проверить, насколько работа по имеющейся должности соответствует данным профстандарта. Если окажется, что работа по такой должности предоставляет работнику право на компенсации или льготы, либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или квалификационных справочниках.
Такого же мнения придерживается и Общероссийский Профсоюз образования, который в своем Письме от 10.03.2017 № 122 в ответ на вопрос «Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?» пояснил следующее: на основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов. Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо). Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:
- письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);
- письмо не является нормативным правовым актом (перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьей 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается);
- противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ), а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).
Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.
С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:
- разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н;
- разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н.
В свою очередь, на основании статей 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ поручение работнику выполнения дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено ему с письменного согласия и за дополнительную оплату.
Созданная комиссия начинает работу над планом.
Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.
Однако требования к плану существуют — они перечислены в ч. 1 Постановления N 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:
- список профстандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- этапы применения профстандартов;
- перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.
В план могут быть включены и другие пункты — для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие — только переход на конкретные профстандарты.
Анализ наименований должностей и должностных инструкций на соответствие профстандартам
В каждом профстандарте указаны названия должностей, которые он охватывает. Но поскольку система профстандартов еще «молодая», названия должностей в учреждении не всегда могут совпадать с названиями из профстандарта. Например, в организации имеется должность «Инженер по охране труда». «На эту тему» существует профстандарт «Специалист в области охраны труда» , включающий трудовые функции данного «инженера». Однако в названном документе работник с теми же трудовыми функциями назван «Специалист по охране труда» (это прописано в разделе «Возможное наименование должностей», который имеется у каждой обобщенной трудовой функции, включенной в профстандарт).
Утвержден Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 N 524н.
Должностные инструкции тоже зачастую не совпадают. В каждом профстандарте они полностью перечислены. Но не всегда работник выполняет именно все функции, включенные в официальный документ. А при совместительстве, например, он может работать по другому профстандарту. Это надо работодателю тоже проанализировать.
И названия должностей, и трудовые обязанности отражены в ЛНА и других документах организации. При внедрении системы профстандартов названия должностей и трудовые функции необходимо привести в соответствие нормам.
После того как профстандарты, с учетом положений которых формируется штатное расписание или вносятся в него изменения, выбраны, можно составить таблицу, отражающую связь должностей (профессий), предусмотренных штатным расписанием, и профстандартов. Она пригодится для дальнейшей работы (например, корректировки штатного расписания).
Наименование должности (профессии) в соответствии со штатным расписанием |
Наименование выбранного профстандарта |
Название должности, как она указана в профстандарте |
Перечень трудовых функций работника по данному профстандарту |
Перечень трудовых функций работника по должностной инструкции |
В выбранных профстандартах следует провести анализ функциональной карты вида профессиональной деятельности. Это разд. 2 каждого профстандарта — описание трудовых функций, в него входящих. Поясним. Допустим, профстандарт «Врач-стоматолог» имеет только одну обобщенную трудовую функцию — «оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях». Она включает в себя шесть трудовых функций, в том числе «организационно-управленческая деятельность». В учреждении трудится начинающий стоматолог, которому организационно-управленческую деятельность доверять пока рано. Однако другие трудовые функции, указанные в профстандарте, он выполняет: «проведение обследования пациента с целью установления диагноза», «разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ» и т.д. В таблице следует прописывать только те трудовые функции, которые выполняет конкретный работник, занимающий конкретную должность. Значит, для нашего молодого стоматолога трудовая функция «организационно-управленческая деятельность» указана не будет.
С таблицей легче провести анализ наименований должностей и должностных инструкций на соответствие профстандартам.
Цели и задачи комиссии по внедрению профстандартов
Внедрением профстандартов на предприятии занимается специально созданная комиссия. В ее состав должно входить не менее трех человек из числа руководства фирмы или сотрудников отдела кадров. Все участники комиссии должны быть ознакомлены с нормой закона о внедрении профстандартов, а также теми условиями, которые обязаны соблюдаться при ее реализации. Кроме того, эту информацию они должны довести до сведения других работников, в особенности тех, кого внедрение профессиональных стандартов касается напрямую.
Основная задача комиссии – оценить образование, подготовку и профессиональные качества персонала для определения дальнейшей кадровой политики.
Процедура оценки уровня работников проводится при помощи аттестации через приказ о проведении аттестации работников и анализа внутренней документации предприятия. При этом закон не требует тестирования всех подряд сотрудников, вполне допускается внедрение как целой группы профстандартов, так и только некоторой их части.
Результатом деятельности комиссии может стать разработка новых трудовых договоров, и соглашений, корректировка действующих должностных инструкций, изменение условий труда и размера заработной платы, переобучение некоторых специалистов, повышение их квалификации, перевод на другие должности и т.д. Следует отметить, что несоответствие сотрудника профессиональным стандартам не может являться основанием для его увольнения.
План-график внедрения профстандартов: структура документа
План-график внедрения профстандартов можно оформить в виде таблицы. В ней, если следовать предписаниям постановления № 584, обязательно нужно будет отразить:
- перечень профстандартов, которые применяет учреждение;
- этапы внедрения соответствующих профстандартов;
- сведения о требуемых изменениях в локальных нормативах;
- сведения о необходимости организации обучения сотрудников, которые обязаны работать по профстандарту.
Также имеет смысл — хотя это и не предписано законодательством — отразить в таблице перечни сотрудников, ответственных за реализацию этапов внедрения профстандартов, а также сроки реализации данных этапов.
Каким образом можно оптимально соотнести указанные типы сведений?
В 1-м столбце таблицы можно перечислить непосредственно профстандарты, используемые в фирме, со ссылкой на нормативные акты, в которых они утверждены. Например, если внедряется профстандарт «Бухгалтер», то это будет приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.
Во 2-м столбце можно отразить перечни мероприятий, составляющих этапы внедрения профстандартов. Например, это могут быть такие мероприятия, как:
- издание приказа о подготовке и внедрении профессионального стандарта;
- изучение особенностей НПА, регулирующих применение профессионального стандарта;
- определение наличия потребности в прохождении работником дополнительного обучения в целях повышения его квалификации по требованиям профессионального стандарта;
- проведение (при необходимости) дополнительного обучения работника;
- заключение с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором учтены особенности применяемого профстандарта;
- осуществление мониторинга изменений в НПА, регулирующих применение профстандарта;
- инициирование новой серии реализации этапов внедрения профстандарта — в установленном порядке.
В 3-м столбце можно указывать сведения о лицах, ответственных за проведение тех или иных этапов мероприятий по практическому внедрению профстандартов. Сроки исполнения соответствующих этапов можно отражать в 4-м столбце таблицы.
В 5-м столбце будет удобно фиксировать сведения о требуемых изменениях в локальных нормативных актах — опять же, соотносительно с каждым мероприятием. Например, если по итогам обучения сотрудника перезаключается дополнительное соглашение с ним, то это может потребовать корректировки положений, к примеру, коллективного договора, подписанного фирмой-работодателем.
Как составить план график по внедрению профстандартов
Составление плана-графика профессиональных стандартов (профстандартов) является обязательным для государственных учреждений, образец такого плана мы предоставим ниже. Коммерческие организации должны составить его применительно к должностям, связанным с ограничениями по допуску или получением льгот. Для остальных специальностей профстандарты носят рекомендательный характер (ч.2 ст. 195.3 ТК РФ).
Для начала нужно выделить рабочую группу и определить ответственных. Затем составить перечень мероприятий в план-график внедрения профстандартов, руководствуясь основными задачами:
- Определить наличие в штатном расписании должностей, подпадающих под имеющиеся профстандарты. Причем наименование должности – не главное, важнее трудовая функция.
- Проверить соответствие уровня квалификации своих сотрудников требованиям профессионального стандарта.
- Спланировать обучение работников, если имеется необходимость.
- Определить, нужно ли внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры.
- Сравнить названия должностей в организации и профстандартов, при необходимости – переименовать.
- Обозначить даты для каждого пункта плана-графика по внедрению профессиональных стандартов.
Как видно, работа предстоит большая и длительная. План-график профстандартов лучше оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. Утвердить документ и состав рабочей группы нужно приказом по предприятию.
Важно: если в имеющемся перечне утвержденных профстандарты нет профессий вашей организации, никаких действий предпринимать не нужно до появления подходящих утвержденных профстандартов. Руководствоваться в этом случае нужно действующими ЕКТС или отраслевыми справочниками.
Государственные, муниципальные структуры, а также предприятия, которые им принадлежат, обязаны до 01.01.2020 сформировать и реализовать планы внедрения профстандартов. Для этого в данных организациях могут быть сформированы комиссии либо специальные рабочие группы. Главным локальным нормативным актом, посредством которого данные комиссии либо рабочие группы учреждаются, может быть приказ руководства о внедрении профессиональных стандартов. В виде приложений к нему могут быть оформлены: план по внедрению профстандартов, состав комиссии либо рабочей группы по внедрению профстандартов, а также положение о соответствующей комиссии либо рабочей группе.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.