Оспаривание (действий) бездействия судебных приставов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание (действий) бездействия судебных приставов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Заявление, составленное для передачи в суд, должно соответствовать требованиям ГПК РФ. Важно, чтобы заявитель подал документ в соответствии с правилами подсудности и подведомственности дел. За предъявление иска в отношении действий судебного пристава гражданам не нужно оплачивать государственную пошлину.

Можно ли обжаловать действия пристава

Как и любые государственные служащие, судебные приставы умышленно, либо в силу своей некомпетентности допускают просчеты в работе. Они могут затрагивать как интересы должника, так и взыскателя.

В связи с этим у заинтересованной стороны возникает проблема, как обжаловать неправомерные действия, или наоборот, бездействие судебного пристава?

Существующее законодательство позволяет оспорить те или иные шаги судебного пристава двумя способами.

Первый заключается в подаче жалобы на имя непосредственного начальника исполнителя. На ее подготовку и оформление отводится 10 дней с того момента, когда гражданам и предприятиям стало известно о нарушении своих прав.

Например, вы обратились с заявлением о розыске имущества должника, а пристав бездействует.

Если претензии обоснованы, то по результатам рассмотрения жалобы выносится постановление, в котором будет указано, какие меры надлежит принять для восстановления прав заявителя.

Однако существует и второй вариант, при котором те или иные поступки или бездействие пристава можно обжаловать в суде.

Порядок рассмотрения заявления в суде

Подавать заявление следует в судебные органы, в районе деятельности которых пристав исполняет свои должностные обязанности, как это регламентировано ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Заявление необходимо передать в суд не позднее 10 дней с момента вынесения постановления пристава или момента, когда лица узнали о нарушении прав.

Общие принципы и особенности обжалования постановлений пристава

Постановлениями оформляются решения пристава при возбуждении исполнительного производства и в его рамках. Поэтому такие решения затрагивают, прежде всего, права и интересы двух сторон: в пользу которой ведется производство, например, кредитора, и в отношении которой осуществляются меры ограничения и принуждения, призванные обеспечить исполнение решения суда и (или) исполнительного документа. Если же постановлением, реализацией предусмотренных им мер, последствиями этого решения нарушаются права и интересы других лиц, то и они получают возможность обжалования.

Обжаловать можно любые незаконные постановления пристава, но, как правило, речь идет о тех, которые:

  • нарушают права, интересы, свободы граждан и юрлиц либо создают барьеры для их реализации;
  • в нарушение установленных законами норм, без наличия оснований возлагают на граждан и юрлиц какие-либо обязанности, ограничения;
  • порождают необоснованное, незаконное привлечение к ответственности или создают иные негативные последствия, например, влекут имущественный ущерб.

Если исходить из практики, то наиболее часто обжалуются решения, касающиеся:

  1. возбуждения, прекращения, приостановления или окончания производства, возврата исполнительного документа;
  2. применения ограничительных мер – в частности, запрета на выезд за рубеж, ареста счетов, имущества и других активов;
  3. применения принудительных мер – например, списания денежных средств со счетов, изъятия имущества.

Порядок судебного оспаривания постановления пристава

Рассмотрение жалоб на постановления приставов отнесено к компетенции судов, действующих на территории, где работает соответствующее структурное подразделение ФССП и пристав, принявший решение. Принимают и рассматривают жалобы арбитражные и общей юрисдикции суды согласно правилам подсудности.

Обращаться в арбитраж необходимо, если:

  • дело возбуждено по исполнительному документу, выданному арбитражем;
  • исполнительный документ выдан контрольно-надзорным органом или по административному делу и предписывает осуществить действия (решения) в отношении лица, занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • постановление вынесено в отношении лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, и касается взыскания исполнительного сбора и расходов, связанных с исполнительными процедурами;
  • производство ведется в отношении лица, занимающегося коммерческой деятельностью, и в связи с такой деятельностью.

Для правильного определения подсудности первично необходимо установить, не следует ли подавать жалобу именно в арбитражный суд. Если жалоба арбитражу не подсудна, то она направляется в суд общей юрисдикции.

В зависимости от подсудности жалоба составляется либо по правилам АПК (заявление в арбитраж), либо по правилам КАС (административный иск в суд общей юрисдикции) с учетом требований ГПК.

В административном иске должны присутствовать:

  • наименование суда;
  • данные об истце и ответчике;
  • описание нарушения;
  • требования, основания и доводы в их подтверждение;
  • информация о результатах рассмотрения жалобы в порядке подчиненности, если такой порядок был соблюден;
  • список документов-приложений к иску;
  • иные сведения, указанные в ст. 125 КАС РФ.

Досудебный порядок обжалования

Порядок обжалования не изменился и определяется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Жалоба подается в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган ФССП. При этом судебный пристав-исполнитель, который занимается конкретным исполнительным производством, вправе исправить только допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ч. 3 ст. 14 Закона). Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (ст.ст. 8-10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах», ч. 5 ст. 14, ч. 9 ст. 47, ч. 4 ст. 108, ст. 123 Закона «Об исполнительном производстве») (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).

Рассмотрение жалобы прокуратурой

Если предпочитает гражданин обращаться с заявлением в прокуратуру, то разбирательство реализуется в последующих действиях:

  • передается в прокуратуру правильно составленная жалоба;
  • она рассматривается в течение 30 дней;
  • изучаются все документы, имеющие отношение к конкретному делу;
  • выявляется факт незаконных действий или бездействия со стороны конкретного пристава;
  • если обнаруживается, что действительно были нарушены права или интересы заявителя, то привлекается исполнитель к ответственности;
  • дополнительно сотрудник прокуратуры может вносить представления, отменять решения пристава, требовать от него выполнения конкретных действий или объявлять предостережения;
  • устраняются прокурором нарушения.

Не имеют права судебные приставы-исполнители не удовлетворять требования прокурора. О результатах принятых мер сообщает пристав прокуратуре. На основании полученной информации составляется письменный ответ на заявление. Поэтому за счет обращения в эту организацию можно ожидать, что в течение месяца будут выполнены многочисленные действия, обеспечивающие защиту прав заявителя.

Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

Оспаривание постановлений, действий судебных приставов-исполнителей

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит, в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нём денежные средства (ст. 160.1 БК РФ).

Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ).

В защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в ст. 46 ГПК РФ, ст. 40 КАС РФ и ст. 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.

Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание, либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления, либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

По заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», ч. 5 ст. 14, ч. 9 ст. 47, ч. 4 ст. 108, ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчинённости, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Арбитражные суды рассматривают указанные выше вопросы в соответствии с положениями ч. 6 и 8 ст. 219 КАС РФ по аналогии закона (ч. 5 ст. 3 АПК РФ).

По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (ч. 4, 5 ст. 38, гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.

Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и ч. 3 ст. 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными гл. 7 КАС РФ или гл. 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ).

При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 2 ст. 358, ч. 3 ст. 359 КАС РФ, ч. 2 ст. 324, ч. 3 ст. 327 АПК РФ).

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные ч. 1–6 ст. 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Читайте также:  Как получить 4 млн. от государства на покупку квартиры

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учёбе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (ч. 4 и 5 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 4 и 5 ст. 10 КАС РФ, ч. 4 и 5 ст. 6.1АПК РФ).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Обжалование постановления судебных приставов в суд — образец 2022 года

Постановления судебного пристава выносятся с целью начала определённых действий, например, возбуждения производства, ареста имущества и так далее.

Однако, по мнению участников производства и третьих лиц, такие действия могут быть незаконными или необоснованными.

Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя реализуется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в частности, статьями 121–128.

Когда возможно оспаривание

На любое постановление сотрудника ФССП может быть подана жалоба. Обратиться за защитой своих прав может как непосредственный участник производства, так и третье лицо, которое считает, что его законные права нарушаются. Например, если арест накладывается на имущество, фактически находящееся у нового собственника, который считает, что его права нарушены.

На практике, основания обращения могут быть самими разными:

  • пристав вынес постановление, которое прямо нарушает действующее законодательство;
  • в постановлении имеются формальные ошибки или противоречия;
  • исполнение постановления нарушает законные права и интересы третьего лица.

Законодательством РФ установлено, кто имеет право подать заявление на оспаривание. К ним относятся:

  1. Взыскатель средств в случаях, когда действия пристава не приносят нужный итог.
  2. Должник, против которого направлено делопроизводство. Он может оспорить, если деятельность исполнителя нарушает его права.
  3. Прокурор в случае выявления им нарушений действующего законодательства.
  4. Организации и прочие третьи лица, кто является получателем взыскиваемых средств.

Данный список лиц может быть расширен на основании того, что обжаловать деятельность исполнителя и его решений могут все лица, которых касается данное делопроизводство.

Порядок обжалования установлен следующий:

  1. Прочтение вынесенного постановления. Его копии обязательно должны быть направлены заинтересованным лицам.
  2. Определение претензий, которые имеют обоснование и обязательно ссылаются на конкретные пункты закона.
  3. Решение, в какую инстанцию будет подана жалоба. Здесь есть несколько вариантов. Это может быть старшее должностное лицо, которое обязано контролировать деятельность исполнителя, либо арбитражный суд.
  4. После определения всех важных пунктов составляется сама жалоба с учетом всех требований к ней.
  5. Подача документа в определенную инстанцию и получение ответа от компетентного лица по поводу дальнейших действий по данному делу.

В зависимости от выбранной инстанции порядок действий будет различаться.

Какова процедура обжалования действий судебного пристава?

Федеральным законом от 08.03.2015 N 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ), в соответствии с главой 22 которого стали рассматриваться требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России. Вследствие этого стал недействительным порядок обжалования, установленный в подразделе 3 ГПК РФ. Помимо КАС РФ рассмотрение дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц регулируется главой 24 АПК РФ.
В соответствии с положениями КАС РФ, стороны в административном деле стали называться административный истец и ответчик (ст. 38 КАС РФ). К участию в административном деле привлекается территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель (ч. 2 ст. 221 КАС РФ). Введены меры предварительной защиты по административному иску (например, приостановление действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя) (гл. 7 КАС РФ). Эти меры аналогичны мерам по обеспечению иска в гражданском процессе. В отличие от ст. 168 ГПК РФ ст. 120 КАС РФ предусматривает применение привода не только в отношении свидетелей, но также и в отношении сторон административного дела, если участие обязательно в силу закона или признано обязательным судом.

Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности

1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

11. Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов подается судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, по которому вынесено такое постановление. В случае обжалования постановления Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства жалоба подается старшему судебному приставу указанного в таком постановлении подразделения судебных приставов.

2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

21. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.

3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.

4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Читайте также:  Расчёт крупной сделки на 2022 год в бюджетных учреждениях по балансу

7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст.

5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.

Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.

В силу ч. 1, 8 ст.

30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.

Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.

  • Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.
  • Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:
  • — пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

— отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении требований по указанному основанию.

При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.

2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

  1. — отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  2. — обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.
  3. Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.

Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству.

В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *