Нормативные акты в сфере транспорта и логистики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативные акты в сфере транспорта и логистики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

С иском может обратиться само общество, например, когда сменится директор. Либо участники — если сделку одобряли.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов.

Кодексы Российской Федерации

Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом.

Если сделка не выходит за рамки обычной хозяйственной деятельности, но участники увидят в сделке нарушения своих прав, то они могут оспорить ее и признать недействительной. Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа.

Документ: Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утв. Президиумом Верховного суда 25.12.2019.

Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита с указанием национальности судна — «RUS».

Могут ли участники в уставе запретить выход из общества и одновременно установить, что другие участники вправе купить долю выходящего участника не по цене предложения, а по номиналу?

Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте.

По мнению Юниса Дигмара, эта правовая позиция направлена на ужесточение «исполнительской дисциплины» в банкротных спорах.

Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте.

Определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта. Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах. В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Читайте также:  Повышение зарплаты пожарным и работникам МЧС

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Договор аренды транспортного средства без экипажа

Заключая такой транспортный договор, арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование транспортное средство. Арендовать можно не только автомобильный транспорт, но и воздушный, водный, железнодорожный, специализированный. Услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации при этом не оказываются (статья 642 ГК РФ).

Это достаточно простой договор, к существенным условиям которого относят указание предмета договора и описание объекта аренды. Транспорт, который передается арендатору, должен быть описан подробно, с указанием индивидуальных признаков, которые отличают его от похожих транспортных средств. Описание объекта аренды должно включать в себя (на примере автомобиля):

  • марку, модель и цвет транспортного средства;
  • идентификационный номер (VIN);
  • номер и модель двигателя;
  • государственный регистрационный номер (знак).

Срок аренды транспорта без экипажа определяется общими положениями об аренде, поэтому если срок в договоре прямо не указан, то будет считаться, что он заключен на неопределенный срок.

Транспортные договоры относятся к возмездным договорам, поэтому размер и порядок оплаты за пользование транспортом должен быть указан в тексте. Если же условие об оплате не прописано, то она будет равна обычно применяемой при аренде аналогичного транспорта при сравнимых обстоятельствах.

И все же, пренебрегать указанием порядка и размера оплаты не стоит. Это может вызвать не только споры об исполнении сторонами своих обязательств, но и лишить их возможности указать выгодные для себя условия. Арендная плата за транспорт может выражаться не только в виде денежных сумм. Арендатор может рассчитаться с арендодателем и по-другому:

  • определенной долей доходов или продукции, полученных в результате использования арендованного транспорта;
  • оказать арендодателю какие-либо услуги;
  • предоставить арендодателю право пользования какой-либо вещью, находящейся в собственности;
  • передать арендодателю в собственность какую-нибудь вещь, товар, материалы;
  • обязаться улучшить за свой счет арендованное имущество (например, отремонтировать или заменить детали).
Читайте также:  Новое в законах и налогах: что изменится с 2023 года

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов. Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти. Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Федеральный закон № 259 — транспортный устав автомобильного транспорта РФ

Транспортная система России состоит из нескольких самостоятельных разновидностей транспорта. Один из видов — автомобильный.

Правоотношения, возникающие между сторонами (гражданами, организациями) в ходе предоставления услуг автотранспортом, регулируются таким транспортным уставом РФ, как закон «Устав автомобильного транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Помимо автотранспорта, положения транспортного устава автомобильного транспорта распространяются на электротранспорт, осуществляющий перевозки в городах над землей (троллейбусы, трамваи).

В рамках закона № 259-ФЗ Правительством утверждены правила перевозки:

  • багажа и пассажиров (постановление «Об утверждении Правил…» от 14.02.2009 № 112);
  • грузов (постановление «Об утверждении Правил…» от 15.04.2011 № 272).

Следует заметить, что перечисленные правовые акты распространяются только на перевозки внутри РФ, а при перемещении за рубеж действуют соответствующие международные договоры.

Сроки исковой давности подразделяются на общие сроки исковой давности и сокращенные сроки исковой давности.

По общему правилу добиваться защиты своих прав через суд гражданин или организация могут в пределах трех лет с момента, когда стало известно:

· о факте нарушения прав гражданина или организации;

· о том лице, к которому следует предъявить иск для восстановления своих прав.

Такой трехлетний период называется общим сроком исковой давности. Он применяется всегда, когда нормативным актом не установлен иной (более или менее длительный) период времени для судебной защиты (специальный срок). Таким образом, продолжительность общих сроков исковой давности установлена в три года. При этом общие сроки исковой давности распространяются на все требования, за исключением тех требований, для которых законом предусмотрены специальные сроки исковой давности.

Важный документ, осуществляющий функции подтверждение подписания контракта морской транспортировки багажа, акта приема багажа перевозчиком, директивного документа на багаж именуется коносамент. Он обязан обладать конкретными реквизитами, указанные в ст. 144 КТМ РФ.

Коносамент бывает трёх видов:

  • именной;
  • ордерной;
  • на предъявителя.

В момент передачи коносамента отдаются надлежащие права на груз.

В случае передачи другого документа на груз предоставляются бумаги, предусмотренные подходящим автотранспортным регламентом или сводом законов.

Стороны договора:

  1. грузоотправитель;
  2. перевозчик.

Физическое или правовое лицо, выступающее по соглашению транспортировки от собственного имени или от имени собственника багажа и отмечено в перевозочном акте именуется грузоотправитель (отправитель).

Правовое лицо или бизнесмен, принявшие на себя по соглашению транспортировки долг препроводить пассажира, доверенный им отправителем груз, вещи, грузобагаж из пункта отправления в места предназначения, а еще предоставить их ответственному на его прием человеку (получателю) считается перевозчик.

Помимо этого, членом контракта может быть грузополучатель, которым является физическое или правовое лицо, ответственного на принятие вещей, багажа, грузобагажа. В соглашении грузополучатель представляется в качестве третьего лица, которое имеет некоторые права, а временами и обязанностями, собственно что выливается из договорных отношений грузоотправителя и грузополучателя. Согласно ст. 430 ГК РФ.в определенных историях контракт по транспортировки багажа ориентируется в интерес третьего лица.

Права пассажира транспортного средства

Согласно контракту данного типа особое внимание уделяется правам пассажира. Они обозначены в Гражданском Кодексе Российской Федерации и транспортных кодексах.

Права пассажиров:

  • провозить бесплатно с собой ручной багаж в пределах установленных транспортным соглашением;
  • перевозить детей без взятия с них оплаты и на других различных условиях;
  • предоставлять к перевозке груз за плату по ставке;
  • приобретать проездные бумаги в различного рода поезда до необходимого места назначения;
  • занимать в пути следования свободное место в имеющемся вагоне более элитной категории;
  • производить остановку в пути следования с увеличением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток;
  • продлевать время действия проездного удостоверения если место указанное в проездном документе не предоставлено;
  • при наличии свободных мест воспользоваться услугами поезда, отходящим ранее того, на который куплен проездной документ.
Читайте также:  Общие вопросы по судебной экспертизе

Статья 786 ГК РФ. Договор перевозки пассажира

  1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
  2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
    Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
  3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
    перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
    провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
    сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Статья 795 ГК РФ. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

  1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
  2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

  1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
  2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
    в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
    в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
    в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
  3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
  4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *