Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной документ, регламентирующий наличие и проведение предрейсового осмотра техники автомехаником – это федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В нем указаны требования и приведены рекомендации по организации техконтроля.
Как заполняется Журнал регистрации
Заполнением Журнала занимаются уполномоченные медицинские специалисты. Как правило, данную обязанность выполняет медик, с компанией которого предприятие заключает договор на проведение предрейсовых осмотров. В документе, фиксирующем прохождение проверки здоровья водителей, указываются следующие сведения:
- Дата и время проведения предрейсового медосмотра;
- Данные о водителе;
- Полученные значения давления, пульса, температуры, пробы на наличие алкоголя;
- Заключение по результатам осмотра;
- Подпись медработника;
- Подпись водителя.
Основные требования к организациям и ИП по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Чтобы исключить риск использования технически неисправного транспорта, организации и предприниматели, осуществляющие автомобильные перевозки, должны проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (п. 4 ст. 29 Федерального закона № 196-ФЗ).
С 26.02.2017 дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства должны обязательно указывать в путевом листе организации и предприниматели, эксплуатирующие: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи. Эту информацию вносит контролер технического состояния автотранспортных средств (п. п. 2, 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).
Нарушение требований о проведении предрейсового контроля грозит штрафом (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ):
- должностному лицу – в размере 5 000 рублей;
- организации или предпринимателю – в размере 30 000 рублей.
Нормативные и правовые документы
Кроме того, в любой фирме в трудовую политику вносят внутреннее Положение по БДД и охране труда. За его разработку отвечает работник по безопасности, документ утверждается приказом руководства фирмы.
Для фиксации данных регулярных проверок ведут отчеты – лист регистрации дорожного порядка предрейсового контроля.
В перечень необходимой документации также входит «путевик». В него дублируют метку механика о проверке контроля. Перед новой поездкой (длительной) водителю выдают новый «путевик».
Журнал предрейсовых медосмотров водителей у кого хранится
По пятнадцатому пункту Порядка журнал допустимо вести как на бумажном, так и на электронном носителе. Пять советов кадровикам о медосмотрах В том случае, если отдается предпочтение бумажному журналу, его листы должны быть формата А4, все их следует пронумеровать и скрепить шнуровкой.
Выявление документов с истекшим сроком хранения Архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению (п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.4 Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). К таким документам в том числе относятся и документы по личному составу, ответственность за хранение которых, как правило, несет кадровая служба организации (п. Обложка переплета изготавливается из плотной бумаги плотностью 160 г/м2, по Вашему желанию обложку можно заламинировать.
Таким образом, по нашему мнению, журналы предрейсовых медицинских осмотров водителей вполне можно отнести к пункту 914, а соответственно и хранить данный журнал 3 года. Также отметим, что архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению.
Коммерческим организациям соблюдать все требования к оборудованию специальных помещений для хранения документов необязательно (абз. 3 введения к Правилам, одобренным решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г., п. 1.1 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19).
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.
Журналы находятся в распоряжении тех лиц, которые непосредственно принимают участие в ежедневных осмотрах. На крупных предприятиях имеются отдельные кабинеты, где на постоянной основе трудятся врачи или фельдшеры. На них и лежит обязанность заполнять документ.
Если со стороны водителя будут систематически допускаться такие нарушения режима, как употребление спиртных напитков, либо состояние здоровья не позволяет своевременно совершать поездку, то руководство должно принять решение о замене персонала.
Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.
Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально.
Ответственность за отсутствие журнала в организации
Журнал – это главный документ отчета, доказывающий наличие осмотров. За проверку отвечают несколько госслужб. Это Госавтонадзор, ГИБДД, Росздравнадзор (территориальное подразделение), Госинспекция по труду. Выявлять нарушения может каждый орган. Они вправе проверить лицензию, осмотреть кабинет (когда осмотры проходят на базе компании). На основании проверок составляются акты.
Если у организации не окажется журнала, то подтвердить факт проведения врачебного обследования будет сложно. На фирму наложат финансовые взыскания за нарушение регламента проведения контроля.
Штрафы солидные: должностные лица заплатят до трех тысяч рублей, юридические – до пятидесяти тысяч.
Если же проверка выявит случаи, когда к выезду был допущен нетрезвый сотрудник, с компании потребуют оплатить 100 000 рублей штрафа.
За выпуск шофера на линию без осмотра придется отдать до ста тридцати тысяч рублей.
Для кого обязательна предрейсовая экспертиза
Предрейсовая процедура имеет целью повысить безопасность грузоперевозок и пассажиров. Она предусматривает тестирование состояния техники перед выходом на дорогу. Имеются в виду не только механические безрельсовые транспортные аппараты для перевозки людей, но и грузовые машины. К данной категории относится и легковые таксомоторы. Последние также подлежат такому освидетельствованию и без его заключения их выезд на дорогу воспрещается.
Результаты проверки заносятся в путевой лист. Документ обязателен для всех видов пассажирского и грузового автотранспорта, находящегося в компании. Запись подтверждается оттиском штампа контролёра технического обследования передвижных средств.
Штамп служит для упрощения регистрации сведений о техническом освидетельствовании перед выездом с основной стоянки. Министерство транспорта разработало типовую форму штампа, однако частные компании вправе иметь индивидуальный вариант, который можно легально приобрести. Шаблон содержит сведения о наименовании предприятия, его реквизиты, прочие атрибуты.
Новый реквизит путевого листа
26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).
По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.
Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.
Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.
Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей
Согласно ч. 1 ст. 23 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ все работники — водители транспорта должны проходить проверку состояния здоровья перед каждой сменой или рейсом, а также по их окончании. Результаты медицинских исследований фиксируются в специальном журнале, ведение которого — обязанность работодателя, установленная Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (далее — Порядок).
Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296 вступает в силу с 21 декабря 2018 года
3 декабря Минюст зарегистрировал приказ Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».
Этот Порядок определяет требования к организации и проведению контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств (далее ТС).
Приказ вступает в силу с 21 декабря 2018 года, а требование к наличию тахографа и его проверке вступит в силу с 1 января 2019 года.
Предрейсовый и предсменный контроль проводятся до выезда ТС с парковки, предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.
Для чего нужен журнал, его значение
Прежде чем допустить транспортное средство до работы, специалисты предприятия должны убедиться в том, что его техническое состояние соответствует установленным нормам, что в машине отсутствуют повреждения, поломки и неисправности, которые могут привести к внештатным ситуациям на дороге, авариям и т.д.
ФАЙЛЫ
При осуществлении этой процедуры проверяются комплектность, технические узлы, элементы и детали автомобиля, осматривается его внешний вид. Обязательно обследуется рулевое управление и тормозная система, а также система оптики и зажигания. Только при условии, что все вышеозначенные параметры находятся в удовлетворительном состоянии, автомобиль может выйти на линию, в противном случае его отправляют либо на станцию технического обслуживания, либо в гараж на восстановление.
В журнале учета отмечается техническое состояние машины, время ее выхода и возврата с линии, показания спидометра и т.д.
Благодаря данному документу в компании осуществляется аналитика работы транспортных средств, включающая в себя информацию о расходовании горючего, контроль за соблюдением режима труда водителя, правильность эксплуатации автомобиля, проводимые ремонтные работы и т.д. Таким образом, в первую очередь этот журнал является документом, на основе которого (в числе прочих) осуществляется организация безопасности правил дорожного движения на предприятия.
Кроме того, в случае каких-то аварий, произошедших по вине водителя автомобиля, журнал позволяет обосновать взыскание с него нанесенного ущерба, поскольку в нем указывается состояние машины как в момент выхода на линию, так и во время возврата в гараж.
Особенности оформления бланка
Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.
Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.
На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.
Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.
В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:
- ее порядковый номер;
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.
Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.
Основные сведения о журнале
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г.
, регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Как и любая другая документация, журнал предрейсового осмотра должен заполняться в соответствии с существующими правилами. На титульном листе указывается наименование организации и ее адрес, а также дата начала заполнения журнала. После того как журнал заканчивается, на титульном листе проставляют дату окончания и сдают его в архив.
Внутри журнала обязательно заполняются следующие графы:
- дата и время проведения медицинского осмотра;
- пол и дата рождения осматриваемого;
- ФИО водителя;
- артериальное давление, частота пульса, температура тела, а также результат проверки на наличие алкогольного опьянения;
- если имеются отклонения от нормы или жалобы на плохое самочувствие водителя, то на рейс он не выпускается, а в соответствующей графе делается отметка о его направлении к более узкому специалисту;
- если состояние водителя в норме, то в соответствующей графе делают отметку о допуске на смену;
- подпись медицинского работника, который проводил осмотр.
Если во время заполнения журнала возникает необходимость внести исправления, нужно руководствоваться следующими правилами:
- неверные данные аккуратно зачеркиваются, а верные указываются рядом;
- пишется фраза «исправленному верить»;
- исправления обязательно заверяются двумя подписями: водителя и медицинского работника.
О пользе дистанционных медицинских осмотров
1. Они снижают вероятность мошенничества. Видеофиксация позволяет подтвердить факт прохождения процедуры каждым водителем.
2. Отсутствует возможность подкупа медика и возможность фальсификации результатов осмотра — система не позволяет вносить изменения.
3. Значительно снижается стоимость осмотров.
4. Отпадает необходимость лицензировать и оборудовать медицинский кабинет, нанимать медработников в штат предприятия.
5. Сервис экстерриториален. Для проведения осмотров нужен только интернет.
6. Отсутствует бумажная волокита (журналы и протоколы осмотров, путевые листы): вся документация генерируется автоматически и хранится не менее пяти лет.
Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Отличия в проведении медосвительствований заключаются в следующем:
- Предрейсовые обязательно проходить для каждого водителя, состоящего в компании. Исключение составляют работники АПТ, уходящие в рейс немедленно, которых вызывают службы по устранению аварий. Время устанавливается ранее, но при этом важна каждая секунда, чтобы успеть на место, где произошло непредвиденное событие.
- Послерейсовые обязательны для прохождения водителями авто, задействованными на перевозках грузов или пассажиров.
Тот и иной вид осмотра проводится в соответствие с регламентом. Вид выполняемой работы устанавливает необходимость проведения. В связи с этим, если даже ИП будет выполнять функции водителя самостоятельно, то ему тоже нужно проходить медиков.
Организация, проводившая это мероприятие должна иметь свидетельство, в котором прописывается разрешение на данный вид деятельности. За проведенные работы ответственность лежит на работодателях, поэтому у них имеются варианты проведения:
- Привлечение сотрудников из поликлиник, но при этом стоит проверить наличие лицензии.
- В штат организации вводить сотрудника, ответственного за проведение МО. Организация кабинета зависит от количества работающих, организации кабинета в медпункте. В должностные обязанности специалиста стоит включить не только проведение медосвидетельствования, но и оказание первой медицинской помощи.