Специальная оценка условий труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

Что проверяет комитет по спецоценке

Основными обязанностями комиссии по проведению специальной оценки условий труда являются:

  • утверждение перечня рабочих мест, которые подлежат процедуре, с выделением аналогичных рабочих мест;
  • принятие решения о применении результатов производственного контроля при осуществлении мероприятия (по представлению эксперта);
  • утверждение списка факторов, опасных и вредных для здоровья сотрудников;
  • подписание и утверждение отчета о процедуре;
  • принятие решения о неосуществлении процедуры в случае угрозы для жизни сотрудников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
  • формирование перечня факторов, несущих вред и опасность, которые подлежат испытаниям и измерениям организацией, проводящей процедуру;
  • принятие решения о снижении класса условий труда в соответствии с оценкой эффективности СИЗ, в соответствии с заключением компании, проводящей мероприятие;
  • принятие решения о декларировании или осуществлении исследований и оценки факторов, несущих вред и здоровье сотрудникам.

Порядок выполнения идентификации определяет Методика проведения СОУТ (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 33 от 24 января 2014 года). Методика СОУТ (гл. 2) регулирует перечень рабочих мест, в отношении которых не требуется проводить идентификацию. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, при идентификации должны теперь учитываться результаты производственного контроля за условиями труда и результаты осуществления санитарно-эпидемиологического контроля.

Процесс идентификации вредных и (или) опасных факторов включает:

  • выявление и описание факторов производственной среды, потенциальных источников вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов;
  • сравнение их с классификатором вредных и (или опасных) факторов, определенным законом 426-ФЗ.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Читайте также:  Какие налоги платит работодатель за работника

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Выявление вредных и опасных факторов

Когда все документы, графики и перечни рабочих мест утверждены, эксперты приступают к замерам и лабораторным испытаниям на рабочих местах.

Оценке подлежат следующие негативные факторы производственной среды для каждого рабочего места:

  • Физические: вибрации (локальные и общие), уровень шума, ультразвук, инфразвук, аэрозоли в воздухе, ионизирующие и неионизирующие излучения, тепловое облучение, температура, влажность и другие параметры микроклимата, особенности освещения.
  • Химические: наличие веществ, которые могут негативно воздействовать на органы дыхания или кожу работников.
  • Биологические: наличие живых клеток, спор, микроорганизмов-продуцентов, возбудителей инфекционных заболеваний и т. д.

Оценивают также особенности самого трудового процесса:

  • тяжесть (влияние на опорно-двигательный аппарат работника);
  • напряженность (влияние на нервную систему и органы чувств работника).

Полученные замеры сравнивают с нормативными. Все результаты заносятся в соответствующие протоколы и документы.

Это специальная оценка условий труда, необходимость ее осуществления закреплена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Спецоценку проводят все работодатели, кроме:

  • работодателей — физических лиц, не являющихся ИП;
  • работодателей — религиозных организаций;
  • работодателей, сотрудничающих с работниками дистанционно или нанимающих надомников, — в отношении таких сотрудников.
Читайте также:  Продление срока действий водительских удостоверений на 3 года

Все прочие работодатели, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить спецоценку, чтобы установить уровень влияния тех или иных опасных факторов на работника, трудящегося на рабочем месте, определить, подвергается ли опасности его здоровье, нуждается ли он в средствах индивидуальной защиты. В результате спецоценки рабочему месту присваивается определенный класс, что необходимо для:

  • предоставления работнику гарантий, соответствующих классу рабочих мест;
  • регулирования размера страховых выплат, которые перечисляются за работников;
  • разработки мер совершенствования условий работы сотрудников;
  • обоснования закупки средств защиты для сотрудников.

Спецоценку проводит комиссия по специальной оценке условий труда, назначаемая распоряжением руководителя. Спецоценка бывает:

  • плановой — проводится минимум один раз в пять лет;
  • внеплановой — проводится при наличие особых оснований, например, при введении в работу новых рабочих мест.

Можно ли включать в комиссию по соут представителей сторонних организаций

Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:  Перерасчет льготной пенсии при достижении пенсионного возраста: условия

5.1. Формирование нормативной документации и иных необходимых для проведения специальной оценки условий труда локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов.

5.2. Составление перечня рабочих мест (с выделением аналогичных), на которых проводится СОУТ.

5.3. Подготовка необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах:

— о действующих на рабочих местах факторах производственной среды и трудового процесса;

— о фактически предоставляемых гарантиях и компенсациях работникам, занятым работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— о фактической обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочих местах, на которых предусмотрено проведение измерений и исследований потенциально вредных и/или опасных производственных факторов;

— подготовка перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям и т.д.

5.4. Приведение наименований профессий и должностей работников в соответствие с квалификационными справочниками.

5.5. Разработка по результатам проведения СОУТ плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5.6. Рассмотрение предложений полномочных представителей работников (ППО или иного уполномоченного работниками представительного органа), жалоб, заявлений и предложений работников.

5.7. Письменное информирование полномочных представителей работников и работников о принятых комиссией решениях.

5.8. Обеспечение хранения и защиты материалов по проведению СОУТ, в том числе в электронном виде, во избежание их изменения, исправления, порчи либо хищения.

  • Статьи 92, 117, 210, 212, 217, 356, 357 Трудового кодекса РФ.
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ).
  • Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверж дении перечня рабочих мест в организациях, осуще ствляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
  • Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

В целях выполнения требований ст. 17 Закона о СОУТ внеплановая спецоценка должна проводиться при каждом выявлении профессионального заболевания, если причиной такового стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для данного рабочего места. Кроме того, внеплановая СОУТ должна быть проведена, если профессиональное заболевание выявлено на рабочем месте, в отношении которого работодателем подана декларация о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Внеплановую СОУТ можно и не проводить, если условия труда остались прежними, а изменилось только название должности, например: была должность «кассир», а стала «старший кассир», но объем работы тот же; или отдел продаж раньше был в структуре главного управления, а теперь входит в маркетинговую службу с сохранением названий должностей и профессий.

Специальная оценка условий труда – это совокупность действий, направленных на определение вредных и опасных производственных факторов и оценка их воздействия на сотрудников. До 2014 года предпринимателям нужно было проводить аттестацию рабочих мест.

С 1 января 2014 года на смену аттестации пришла СОУТ. Эту процедуру необходимо проводить всем работодателям (исключение – работодатель – физическое лицо, которое не является ИП). Об этом сказано в Федеральным законе от от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Что собой представляет СОУТ?

Определение СОУТ содержится в статье 3 ФЗ №426. Оценка представляет собой перечень мероприятий, в ходе которых устанавливается наличие вредных факторов на рабочем месте. По итогам оценки рабочему месту присваивается определенный класс. На его основании формируется план мер, нужных для улучшения условий труда. Кроме того, на основании класса назначается доптариф, по которому нужно уплачивать страховые взносы.

СОУТ должна осуществляться всеми работодателями. Это обязанность и ИП, и ЮЛ. Обязанность установлена статьей 4 ФЗ №426. Оценка актуальна для всех рабочих мест за исключением мест надомных сотрудников. До 2014 года, когда еще проводилась аттестация, в ходе мероприятия не исследовались места, предполагающие только работу с ПК. Однако сейчас проводится оценка и этих рабочих мест.

Спецоценка осуществляется не реже раза в 5 лет. Иногда назначается внеплановая СОУТ. Основания для ее осуществления содержатся в статье 17 ФЗ №426. В частности, это:

  • Появление новых мест.
  • Инспекция вынесла соответствующее предписание.
  • Произошло ЧП на рабочем месте.

То есть, основанием для СОУТ является появление каких-либо новых обстоятельств.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *