Способы образования земельных участков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы образования земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье представлен анализ процедуры образования земельных участков из земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Установлены основные нововведения в данной сфере, обусловленные вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного Кодекса РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Если участки в муниципальной или государственной собственности
Рассмотрим способы и требования к образованию земельных участков из тех, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Стоит отметить, что формирование таких участков земли реализуется на базе решений исполнительных структур государственной власти или структур местного самоуправления. Данное положение предусмотрено статьей 29 действующего на территории Российской Федерации Земельного кодекса. Следует заметить, что решение касательно формирования любого из названных выше земельных участков (4 глава) может быть принято по заявлению землепользователей, арендаторов участков земли, землевладельцев. Оно должно содержать:
- Реквизиты правоудостоверяющих (правоустанавливающих) бумаг на участки земли, из которых в случае объединения или раздела формируются новые земельные участки (если такие документы имеются).
- Информацию об участках земли, из которых в случае объединения или раздела формируются новые, в том числе сведения о правообладателях этих участков, правах, разрешенном применении, целевом назначении, а также кадастровые номера как изначальных земельных участков, так и образуемых площадок (в случае их наличия).
- Помимо этого, в решении касательно формирования участков земли могут указываться полномочия их правообладателей.
Согласно законодательным актам некоторым землям присваивается особый статус. Примером таких наделов является земля, расположенная в пределах закрытых административно-территориальных образований. К таким территориям относятся те, которые:
- имеют собственные управляющие органы;
- на них расположены предприятия, имеющие направленность по созданию оружия массового поражения или радиоактивных веществ;
- объекты военного назначения, в которых введен режим гос.тайны.
Земли, расположенные в пределах в пределах рассматриваемых образований – считаются их территорией. Право собственности на них закрепляется за федерацией. При этом устанавливается возможность распоряжения наделами органами муниципалитета.
На основании достигнутого соглашения между местной и федеральной властью допускается:
- предоставление наделов местным жителям с целью использования как содового, хозяйственного или огородного хозяйства;
- введение особого режима.
Также имеются земельные наделы, которые созданы искусственным путем. Зачастую такие объекты создаются в непосредственной близости к водоемам. Относительно участков устанавливается что они могут иметь как изолированный, так и смежный характер по отношению к остальной территории.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Земельные участки образуются двумя методами — путем преобразования существующих участков и посредством формирования участков из государственных или муниципальных земель.
Под преобразованием участков понимается их раздел, объединение, перераспределение, выдел. Создать участки этими способами можно из земель, находящихся в федеральной, местной или частной собственности.
Под формированием земельных участков понимается, по сути, их кадастровый учет. Именно внесение информации об участке в ГКН свидетельствует о наличии определенного земельного участка с персональными характеристиками.
Во втором случае образование осуществляется не из какого-то конкретного участка, а из земель государства или муниципалитета в принципе, поэтому фактическое создание участка осуществляется впервые.
Образование земель из участков государственной или муниципальной собственности в основном производится по решению органов власти, однако есть и исключения:
- Раздел участков садоводства, огородничества или дач.
- Раздел земель, полученных на праве бессрочного пользования или наследуемого владения.
- Образование участков из земель комплексного освоения для жилищного строительства или из земель, расположенных в пределах застроенной территории, по которой принято решение об ее развитии и заключен договор об этом.
- Участки перераспределяются по статье 11.7 ЗК РФ.
- Другие предусмотренные законами случаи.
При образовании участков должны соблюдаться максимальные и минимальные пределы. Предельные размеры определяются градостроительными регламентами.
Если регламент по участку не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с Земельным кодексом и прочими законодательными актами.
Также надо учесть, что информация о возможности разделения участка может быть указана в его градостроительном плане.
Указывать размеры участков и сведения о документах, устанавливающих эти размеры согласно виду разрешенного использования земель должны кадастровые инженеры при осуществлении подготовительных работ для постановки образованного участка или участков на кадастровый учет. К таким работам относится разработка межевого, технического плана и т.п.
Также при подготовке документации к кадастровому учету, надо установить место расположения его границ. Определяются границы исходя из данных правоустанавливающего документа на землю или сведений, определявших границы участка при его образовании.
Для подготовки межевого плана используются также решение о предварительном согласовании мест размещения недвижимости, решение о предоставлении участков, документы, хранящиеся в государственном фонде данных, картографические материалы и т.п.
Право на участок возникает после получения соответствующего решения об его образовании, последующей постановки на кадастровый учет и регистрации права на участок в ЕГРП. Зарегистрировать право собственности или владения бывшей государственной или муниципальной землей, можно в Росреестре.
Документы, подаваемые в Росреестр для регистрации образуемого участка:
- Заявление о регистрации собственности.
- Документ о выплате госпошлины.
- Документ, устанавливающий личность заявителя. Для гражданина это паспорт, удостоверение военнослужащего, военный билет, заграничный паспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, удостоверяющий полномочия руководителя — например, протокол или приказ о назначении на должность.
- Нотариальная доверенность представителя, если пакет документации в Росреестр подает он.
- Документ, являющийся основанием для регистрации прав на образованный участок (решение органа власти).
Форма заявки для граждан утверждена Приложением № 1 к приказу Минэкономразвития № 722 от 2013 года. Скачать заявление можно здесь.
Форма заявки для организаций утверждена Приложением № 2 к приказу. Скачать заявление можно здесь.
Росреестр имеет право попросить у вас дополнительные документы, не указанные в списке.
Процесс регистрации права на участок в Росреестре выглядит следующим образом:
- Составление и подписание договора всеми его сторонами или получение другого документа, подтверждающего переход права.
- Подготовка заявления о регистрации права и сбор пакета документов, прилагаемых к нему.
- Оплата госпошлины (для граждан она составляет 2000 рублей, а для организаций — 22 000 рублей).
- Подача документов в МФЦ или Росреестр.
- По истечении десяти рабочих дней после этого — получение готового свидетельства о регистрации права собственности или владения.
Уточнить порядок образования участков из муниципальных и федеральных земель, а также последующей их регистрации можно у нашего специалиста. Приходите на консультацию, и наши сотрудники ответят на все ваши вопросы.
Установленные требования
Образование ЗУ путем перераздела, объединения или разделения имеющихся участков должно происходить при строгом соблюдении следующих условий:
- наличие согласия (зафиксированного в письменной форме) всех владельцев и пользователей участков;
- определение категории земель (при отличии целевого назначения исходного и создаваемого участков, необходимо приведение их к одному виду, а затем образование новых ЗУ);
- соблюдение предельно допустимых размеров участков (зависит от расположения участка и его назначения);
- новые ЗУ не должны становиться помехой в использовании имеющихся зданий, строений, мешать эксплуатации территории.
Нормы предоставления земельных участков
Нормы предоставления земельных участков для пользования граждан, предоставляемых для крестьянских хозяйств, садоводства и огородничества, животноводства или строительства дач из земель, не относящихся к муниципальной или государственной собственности, устанавливаются в законах субъектов РФ для каждого отдельного органа местного самоуправления.
Максимальные нормы предоставления земельных участков, разрешенные для бесплатного пользования гражданами, установленного в перечисленных правилах для определенных целей, регламентированы в:
- федеральных законах — из земли, находящейся в федеральной собственности;
- законах субъектов РФ — из земель, принадлежащей этим субъектам;
- нормативными актами местного самоуправления — из земель, отданным им в собственность.
Однако для целей, не указанных в специально отведенной для этого статье, земли отводятся согласно установленным для этого правилам: нормы предоставления земельных участков для таких случаев регламентированы в проектной, градостроительной или землеустроительной документации.
Осуществление государственного кадастрового учета и подготовка документов
При образовании нового участка:
- представитель муниципальных или государственных органов власти ставит свою подпись и печать (если необходимо) на заявлении с просьбой о выделении земли;
- потенциальные собственники или муниципальные службы приглашают геодезистов для измерения сформированной территории;
- геодезисты проводят нужные измерения, которые становятся частью нового межевого дела.
Вновь сформированный участок ставят на кадастровый учет, его наименование и основные данные появляются в государственном реестре недвижимости.
Занесение сведений о сформированном наделе в ГКН (Росреестр) происходит при наличии следующих документов:
- межевого дела, в том числе, акта о формировании границ;
- чертежа нового участка (осуществляют на местности профессиональные картографы);
- акта об установлении межи и знаков (в обязательном порядке присутствуют представители государственных органов власти).
Если все документы составлены правильно, то участок вносят в базу ГКН, а собственнику выдают кадастровый паспорт. Процедура выписки паспорта платная. Физическим лицам придется оплатить 200 рублей, а юр. лицам – 600 рублей.
Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ
ФЗ РФ №221-ФЗ обязывает собственника участка, который планируется измерить и сформировать по новому, уведомить о подобном действии владельцев всех соседних наделов. Порядок оперативного уведомления соседей определен в ст. 42.7 ФЗ РФ №221-ФЗ.
Согласно этой статье лицо, заключившее контракт на проведение кадастровых работ, обязано разослать всем соседям уведомление о таковых не позже, чем за 10 дней до появления на его участке геодезистов.
Если работы проводятся по заказу муниципальных органов власти, то информация о них размещается в официальных СМИ, на сайте конкретного ведомства или садового сообщества, на информационных щитах. Извещение должно содержать:
- информацию о субъекте РФ;
- сведения о муниципальном образовании и населенном пункте;
- номер кадастрового квартала (уникален);
- сведений о географическом положении территории, выбранной для проведения работ, а также о ее статусе (к примеру, название лесничества или поселка, номер лесного квартала или номер участка, по которому его можно разыскать на карте);
- адрес и контакты лица, заказавшего измерение участка;
- адрес и контакты исполняющей работы организации;
Что такое часть земельного участка в 2020 году
Чаще всего кадастровый паспорт содержит только формы В1 и В2. Кадастровый паспорт формы В3 выдается только тогда, когда в кадастровой базе имеются данные о части земельного участка. Причем частью земельного участка может быть как незастроенная часть участка, так и под сооружением, зданием или другим объектом, находящимся на нем.
Характеристики, указанные при формировании земельного участка, в дальнейшем определят его судьбу, налогообложение и разрешенные действия применительно к землепользованию (строительство, прописка). Основные характеристики земельного участка необходимые при образовании земельного участка:
- категория земель;
- разрешенное использование земельного участка;
- площадь;
- адрес;
- координаты земельного участка;
Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.
Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2022 года
После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель. Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью.
Суть их состоит в таких положениях:
- любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
- в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
- после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.
На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».
Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года
Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2021 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.
Перед изучением способов и условий образования земельных участков целесообразно разобрать актуальную в России ситуацию. Так, в результате реформы более 40 миллионов россиян получили участки земли, среди них – 12 миллионов дольщиков. Стоит отметить, что общее число обособленных площадей – 100 миллионов. Сегодня земельный рынок на территории РФ формируется в первую очередь в области передачи муниципальных и государственных земель в аренду. Следует учесть, что в 2007 году в обороте пребывало 4519093 участков земли с учетом актуальных договоров аренды муниципальных и государственных площадей. Общая площадь этого пространства составляла 115843,9 тысячи гектаров.
Сделки на рынке земли осуществляются в двух секторах: сделки с землей, которая находится в частной собственности, и сделки с землей, которая пребывает в муниципальной или государственной собственности. Необходимо заметить, что за 2007 год по стране в целом было реализовано 233706 муниципальных и государственных участков земли площадью 369,4 тысячи гектаров.
До разбора способов образования земельных участков целесообразно изучить категорию участка земли и ее основные свойства. Под земельным участком следует понимать часть земной поверхности, пределы которой определяются федеральными законами. Важно отметить следующие его особенности:
- Оборотность, иными словами, возможность свободным образом переходить от одного лица к другому или отчуждаться в соответствии со статьей 129 ГК РФ.
- Земельный участок – это недвижимое имущество.
- Участки земли могут быть делимыми или неделимыми.