Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Ее руководитель – одновременно и главный госинспектор труда РФ, поэтому управление федеральной инспекцией труда также ложится на его плечи. Федеральная инспекция организует деятельность региональных госинспекций труда. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется также госинспекциями. Например, в Иркутской обл. госэкспертизу УТ выполняет областное Министерство труда и занятости.
Комментарии к ст. 216 ТК РФ
1. Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации, определенными Конституцией РФ. Федеративное устройство основано на государственной целостности России, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ).
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 110) возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).
2. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 утв. Положение о Федеральной службе по труду и занятости (извлечение) (см. п. п. 1 — 6.8 Положения — не приводятся).
Вопросы Федеральной службы по труду и занятости определены также в Постановлении Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156.
3. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 утв. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.
4. Государственное управление охраной труда на территории субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.
Органы исполнительной власти субъектов РФ принимают законы об охране труда, создают собственные системы управления охраной труда на своей территории, рабочие органы управления: органы по труду, координационные советы по условиям и охране труда или межведомственные комиссии по охране труда, подразделения государственной экспертизы условий труда, соответствующие центры охраны труда.
Функции органов управления охраной труда на территории субъекта РФ утверждаются соответствующим законом или решением администрации органа исполнительной власти субъекта РФ.
В большинстве субъектов РФ, в которых приняты федеральные законы об охране труда, органам местного самоуправления переданы отдельные полномочия на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований.
В чем заключается государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда — это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:
- утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
- разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
- формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
- поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.
Структура государственных органов, занимающихся охраной труда
На территории РФ действует следующая иерархия государственного управления охраной труда на российских предприятиях:
Ступень иерархии госуправления | Функции |
Федеральный уровень (общегосударственный уровень) | Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управление деятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе. |
Региональный уровень (уровень субъекта РФ) | Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ. |
Муниципальный уровень (местный уровень) | Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах. |
Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень) | Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов. |
Что может Минтруда в отношении безопасности работ?
Минтруда России относится к федеральным органам исполнительной власти. Правительство РФ поручило ему разрабатывать, внедрять и курировать исполнение:
1) порядках:
• назначения компенсационных выплат трудящимся, которые работают во вредных для здоровья условиях, расчета сумм этих выплат;
• осуществления госэкспертизы УТ;
• обучения по ОТ трудящихся рабочих профессий и ИТР;
• определения уровней профрисков;
• расследования НС и ПЗ;
2) типовых инструкций;
3) перечней:
• факторов, за работу под действием которых трудящимся положено выдавать молоко;
• ежегодных мероприятий по ОТ (типовой);
• работ, которые не могут выполнять женщины, лица младше 18 лет;
• услуг, которые могут выполнять только аккредитованные организации;
4) норм, по которым:
• выдается молоко или выплачиваются компенсации за него, выдаются моющие, обезвреживающие средства, спецодежда, спецобувь, СИЗ;
• организовывается перемещение тяжелых предметов лицами младше 18 лет, женщинами;
5) правил:
• безопасной организации разных видов и категорий работ;
• финансового обеспечения трудоохранных мероприятий, лечения трудящихся в санаториях, на курортах страны;
6) критериев оценки возможности работника трудиться после травмы или заболевания;
7) реабилитационных программ для травмированных либо заболевших при выполнении производственных заданий лиц.
Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда
В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:
• выявление фактического состояния условий труда;
• выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;
• оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.
Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.
Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:
• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ;
• осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий;
• поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;
• наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.
Эти лица обязаны:
• выполнить работы в срок;
• гарантировать конфиденциальность;
• сделать обоснованные и объективные выводы;
• составить заключение;
• направить его заявителю и заинтересованным лицам;
• обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;
• предъявлять удостоверение.
В чем заключается государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой
. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:
- утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
- разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
- формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
- поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.
Понятие государственного управления охраной труда
Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий. Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.
Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:
- формирование государственной политики в области трудовых отношений;
- разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
- содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
- устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.
Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку. В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса. Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.
Что представляет собой охрана труда
Под охраной труда подразумевается ряд действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить нормальные безопасные условия труда. Для этого разработаны и существуют типовые положения о системе управления охраны труда.
В общие вопросы государственного управления охраны труда входит обеспечение рабочих определенными условиями во время пребывания их на рабочем месте. Помещение должно соответствовать санитарным нормам. Необходимо также обеспечить гигиену труда на производстве, пожарную и электробезопасность. Работодатель за свой счет обязуется проводить регулярный медицинский осмотр рабочих, обеспечивает уборку и санитарную обработку рабочих помещений. Он также должен предоставлять своим рабочим оплачиваемый или неоплачиваемый (в зависимости от стажа) отпуск по болезни.
Проблемы обеспечения безопасности
К сожалению, в Российской Федерации дело с обеспечением охраны труда обстоит не очень хорошо. Несмотря на жесткий контроль со стороны Минтруда и целевые программы улучшения и охраны труда, в стране существуют серьезные проблемы в области обеспечения безопасности на производстве. Ежегодно тысячи россиян погибают вследствие несчастных случаев на производстве.
Из-за того, что основные фонды на большинстве предприятий в течение длительного времени не обновлялись, работать на таком оборудовании стало опасно. Поэтому даже те, кем осуществляется государственное управление охраной, не могут приостановить работу таких предприятий, так как эта проблема существует повсеместно. Даже производства, которые формально относятся к безопасным, по сути относятся к вредным. В стране растет число нетрудоспособного населения, получившего инвалидность на якобы безопасной работе. Несмотря на принимаемые государством меры, условия безопасности труда в течение ближайших несколько лет не улучшатся, так как для замены устаревшего оборудования нужны не только средства, но и время.
Структура органов государственного управления охраной труда
Задачи исполнительных институтов Государственное управление охраной труда в РФ – деятельность, предполагающая привлечение различных ведомств, министерств и учреждений. Особая роль ней отведена федеральным исполнительным институтам.
Скачать Положение по охранетруда и технике безопасности Кто осуществляет государственное управление охраной труда? На практике каждое из указанных направлений реализуется в конкретных мероприятиях уполномоченных органов.
Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).
Скачать Положение по охранетруда и технике безопасности Кто осуществляет государственное управление охраной труда? На практике каждое из указанных направлений реализуется в конкретных мероприятиях уполномоченных органов.
Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.
Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является одной из функций государства. В статье мы расскажем, что такое государственное управление охраной труда, какие есть уровни управления, как они взаимодействуют между собой.
Общий подход государственного управления
Отношения нанимателя и сотрудника регулирует Трудовой кодекс РФ. Он представляет собой собрание основных нормативных положений в трудовой сфере. ТК РФ устанавливает ряд приоритетных для страны направлений в данной отрасли.
Что регулирует ТК РФ
Направление | Пояснение |
Сохранение здоровья и жизни трудоспособного населения | Жизнь человека признана высшей ценностью. И на этом положении основаны другие нормы законодательства. |
Профилактика травматизма на производстве | Положения трудового законодательства направлены на предотвращение:
|
Контроль исполнения установленных нормативов | Разработанные механизмы позволяют вовремя выявлять и устранять факты нарушений законодательства |
Одним из ключевых вопросов трудовой отрасли выступает государственное управление охраной труда с использованием конкретных механизмов, установленных статьей 216 ТК РФ для федерального и регионального уровней.
Комментарий к ст. 216 ТК РФ
1. Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и на уровне отдельной организации.
В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Государственное управление охраной труда на уровне Российской Федерации осуществляется непосредственно Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
2. Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, который осуществляет регулирование отношений в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В целях государственного управления охраной труда ч. 5 комментируемой статьи Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению разработки нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, координации научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда и др.
Ответы на распространенные вопросы про государственное управление охраной труда
Вопрос №1: Согласовывают ли федеральные органы исполнительной власти свои действия в сфере трудовой охраны с другими уполномоченными органами власти?
Ответ: Да, федеральные органы исполнительной власти согласовывают принятые ими решения с Министерством труда и социального развития РФ.
Вопрос №2: В чем разница между государственными трудовыми инспекциями и муниципальными структурами по охране труда?
Ответ: Государственные инспекции по труду — это территориальные представительства Роструда, посредством которых федеральная трудоохранная служба осуществляет администрирование и контроль. А муниципальные структуры необходимы для того, чтобы данный контролирующий орган мог осуществлять взаимодействие с частными работодателями регионов.
Общий подход государственного управления
Отношения нанимателя и сотрудника регулирует Трудовой кодекс РФ. Он представляет собой собрание основных нормативных положений в трудовой сфере. ТК РФ устанавливает ряд приоритетных для страны направлений в данной отрасли.
Что регулирует ТК РФ
Направление | Пояснение |
Сохранение здоровья и жизни трудоспособного населения | Жизнь человека признана высшей ценностью. И на этом положении основаны другие нормы законодательства. |
Профилактика травматизма на производстве | Положения трудового законодательства направлены на предотвращение:
|
Контроль исполнения установленных нормативов | Разработанные механизмы позволяют вовремя выявлять и устранять факты нарушений законодательства |
Одним из ключевых вопросов трудовой отрасли выступает государственное управление охраной труда с использованием конкретных механизмов, установленных статьей 216 ТК РФ для федерального и регионального уровней.
Статья 216 ТК РФ – Государственное управление охраной труда
На этой странице представлена статья 216 Трудового кодекса Российской Федерации в последней редакции.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
С помощью Блог—Инженера™ можно: пройти обучение — оценить профессиональные риски — сыграть в настольную игру — обсудить вопрос
- обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
- разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
- устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
- разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
- обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
- координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
- исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
- обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
- осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
- организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
- исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесённые к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.