Таможенный контроль ТК ЕАЭС, его проведение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный контроль ТК ЕАЭС, его проведение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Проведение таможенного контроля над товарами может длиться до трёх лет. Проверяют сведения об объектах, которые бы подтверждали их выпуск или нелегальное нахождение на территориях Союза (например, данные объекты нарушают соглашения или законодательство).

Цели таможенного контроля

Цели современного таможенного контроля заключаются в охране государства и общества, соблюдении игроками ВЭД законодательных норм, выявлении и предотвращении противоправных действий, защите общественного порядка, законных интересов, прав граждан и бизнеса, содействии в борьбе с международными террористическими организациями. Достижение необходимого результата напрямую зависит от выбранной формы, это может быть:

  • устный опрос;
  • проверка данных и документации;
  • досмотр и личный досмотр;
  • наблюдение;
  • получение объяснений;
  • исследование маркировки продукции;
  • осмотр территорий и помещений;
  • проверка системы учета и отчетности;
  • товарный учет.

Порядок таможенного оформления регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», административными регламентами ФТС, а также иными нормативными правовыми актами из перечня:

  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»;
  • Приказ ФТС России от 28.09.2010 № 1787 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом»;
  • Письмо Минфина России от 19.04.2019 № 03-07-08/28420 «О ставке НДС при оказании услуг по таможенному оформлению грузов»;
  • Решение КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»

Проверка на таможне – это процедура сопоставления сведений, предоставленных заявителем в декларации, и других данных, поступивших в таможенный орган относительно состава и характеристик товаров, имеющихся при себе у заявителя при пересечении границы. Например, такими данными могут стать сведения, содержащиеся в банковских счетах, платежных документах, организационной отчетности и проч. Основной целью выполнения проверки становится установление факта декларирования товаров, подлежащих этой процедуре, и исполнение их владельцем, перевозчиком или другим лицом, которому переданы полномочия по обращению с данным товаром, правил и обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.

Таможенные проверки делятся на два основных типа:

  • камеральная, в течение которой проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных документах. Максимальная длительность этой процедуры – 90 дней с момента направления проверяемому лицу обязательного уведомления о ее назначении;
  • выездная, в процессе которой работники таможни могут выехать в организацию или иное место, где заявитель осуществляет свою основную деятельность. Такая проверка может быть плановой и внеплановой, а ее максимальная длительность составляет 2 месяца.

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства. В соответствии со ст.

331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.

Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.

Главной целью, которую преследуют подобные проверки, является обеспечение безопасности. Например, если на данной территории планируется капитальная уборка или возведение здания, специалисты должны убедиться, что эти действия будут безопасными. Здесь учитывается как безопасность работников, так и окружающей территории. Не исключено, что в ходе проверки будут выявлены какие-либо факторы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих.
Как можно догадаться, под землей могут находиться различные предметы, несущие опасность. Например, это могут быть бьющиеся и легковоспламеняющиеся материалы. Однако наибольшую опасность несут боеприпасы, которые остались со времен войны. Ведь известны случаи, когда компании, пренебрегая осмотром территории, начинали строительные работы. При закладывании фундамента обнаруживались снаряды, которые взрывались при незначительном касании.

Состояние территории, в котором она находится на момент осмотра, фиксируется в документе. Если обнаружены какие-либо посторонние и опасные предметы или вещества, они максимально подробно описываются в акте. При этом ответственные лица обязаны предпринять необходимые меры для их безопасного извлечения, удаления, утилизации. В особых случаях сюда привлекаются соответствующие службы. Но в большинстве случаев компании обходятся своими силами. На основании этого акта выделяются денежные средства для приобретения оборудования и материалов, которые понадобятся для проведения необходимых работ.

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства. В соответствии со ст.

331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.

Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Обязательство или документ? // ВС выяснял, что такое гарантия производителя
  • О товарных чеках: заполнение, выдача
  • Какой штраф грозит за проезд по платной дороге без оплаты?
  • Виза в Испанию для россиян — 2021: как самостоятельно оформить
  • Отличие кредита и кредитной карты — чем кредитка отличается от кредита
  • Учет финансовых гарантий
  • О чем свидетельствует судебная практика по банкротству физических лиц?

В результате, из-за незнаний тенденций правового регулирования, а иногда и собственных прав, проведение проверки оборачивается значительными временными и денежных затратами.

Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2)

Правовое регулирование – ст.41 ТК ЕАЭС; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)»

Суть метода: если таможенная стоимость не может быть определена по методу 1, стоимостью определяется по стоимости сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.

Используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары, а в случае если такие условия продажи не выявлены, расчет производится с соответствующей поправкой. В случае если выявлено более одной стоимости сделки с идентичными товарами с учетом поправок, для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

При этом, идентичными считаются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации.

Пример. Одинаковая во всех отношениях хлопчатобумажная ткань одного и того же изготовителя ввозится на таможенную территорию Таможенного союза двумя покупателями в одинаковом количестве, но по разным ценам. При этом установлено, что один из покупателей заключил с изготовителем долгосрочный договор, предусматривающий неоднократные поставки товара, а второй покупатель — договор о разовой поставке товара. Учитывая эти обстоятельства, изготовитель установил разные цены для этих покупателей. Таким образом, разница в ценах на ввозимую хлопчатобумажную ткань обусловлена различием в коммерческих уровнях продаж.

В данном случае хлопчатобумажная ткань, ввозимая одним покупателем, будет идентична хлопчатобумажной ткани, ввозимой другим покупателем. При этом в соответствии стоимость сделки должна быть скорректирована с учетом различий в коммерческих уровнях продаж.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Нормативное регулирование

Таможенный осмотр является одним из видов таможенного контроля, который предполагает административные действия. Суть его сводится к визуальному осмотру груза и транспортного средства. Несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры с ее помощью можно обнаружить немало таможенных нарушений.

Регламентирует процедуру Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза:

  • ст. 327 – описывает суть и назначение процедуры, ее применение и возможные результаты. Здесь указывается, что при осмотре ввозимого товара выполнение осмотра подтверждается специальным актом. Личный багаж и груз осмотру подлежит, но документ при этом составляется только в том случае, если он требуется для каких-либо еще таможенных операций;
  • ст. 53 позволяет при необходимости привлекать к осмотру специалистов в разных областях для оказания содействия;
  • ст. 115 описывает поэтапно процедуру осмотра;
  • ст. 94 – осмотру товар подлежит выборочно. В статье декларируется этот принцип;
  • ст. 116 – оказывает, что таможенный досмотр – со вскрытием пломб и нарушением целостности упаковки, может выступать частью осмотра или являться самостоятельной операцией;
  • ст. 119 – приводит назначение и методы выполнения таможенного осмотра помещений и территорий.
  • ст. 358 – указывает, что таможенные операции могу выполнять только таможенные органы.
Читайте также:  Материнский капитал на третьего ребенка в 2023 году

Поводы таможенного контроля

  • Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
  • Прямые предписания (проверка документов и сведений при совершении таможенных операций: ст.345 ТК ЕАЭС «Учет товаров под таможенным контролем», ст.350 ТК ЕАЭС «Проверка наличия системы учета товаров и ведения учета товаров», Ст.177 311-фз «Проверка системы учета товаров и отчетности».
  • Отдельные обстоятельства в соотв с которыми ТКТС требует проведения проверки (ст.329 ТК ЕАЭС «Личный таможенный досмотр», ст.333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка»).
  • Риски (в соотв. с системой рисков или несоответствие в документах).

Согласно статье 327 ТК ЕАЭС

1. Таможенный осмотр — форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий.

2. Таможенный осмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, а также в целях проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации.

3. Таможенный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

4. Результаты проведения таможенного осмотра оформляются путем составления акта таможенного осмотра, форма которого определяется Комиссией, либо проставления отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах.

При проведении таможенного осмотра багажа физических лиц и (или) транспортных средств для личного пользования акт таможенного осмотра составляется только в случае, если он будет использоваться таможенными органами при совершении таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля.

5. В случае если результаты проведения таможенного осмотра оформлены путем проставления отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах, по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт таможенного осмотра:

  • при проведении таможенного осмотра в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза — не позднее 2 часов рабочего времени после проведения таможенного осмотра;
  • при проведении таможенного осмотра в иных местах — не позднее 2 часов с момента начала рабочего дня, следующего за днем проведения таможенного осмотра.

6. Акт таможенного осмотра составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если эти лица установлены.

Согласно статье 327 ТК ЕАЭС.

Отличия таможенного осмотра от таможенного досмотра

Таможенный досмотр Таможенный осмотр
Понятие
это полная проверка груза со вскрытием упаковки, вплоть до заводской. Может быть проверено транспортное средство на предмет наличия тайников. это визуальный осмотр внешнего вида и маркировки груза на соответствие товаросопроводительным документам
Кто назначает?
автоматической таможенной системой управления рисками на основе всех данных импортера, после подачи таможенной декларации.До принятия таможенной декларации досмотр может быть назначен таможенным инспектором в случае если:- поврежден тент или пломбы, установленные на границе;- имеется информация о нарушении таможенного законодательства. выпускающим инспектором
Основания для проведения
Алгоритм автоматической таможенной системы не разглашается, выявить точные причины назначения досмотра на данный момент невозможно. ввоз товара в Россию на компанию в первый раз;ввоз товара через таможенный пост на котором импортер не был ранее
Как проходит досмотр? Как проходит осмотр?
Уведомление о досмотреПосле автоматического срабатывания системы управления рисками таможенные органы уведомляют декларанта или грузовладельца о назначении таможенного досмотра.Возможная цель таможенного досмотра:- идентификация товаров;- выборочная проверка.
Возможный объем таможенного досмотра:- 10%- 50%- 100%
Возможная степень таможенного досмотра:- взвешивание (полное/выборочное)- пересчет грузовых мест (выборочное вскрытие/вскрытие всех грузовых мест)- пересчет количества предметов в грузовых местах (выборочно/во всех)- измерение и определение характеристик товаров (с частичной разборкой/ с полной разборкой):а) без взятия проб и образцовб) с взятием проб и образцов
Процедура досмотра Декларант или грузовладелец обязаны присутствовать при досмотре вместе с досмотровым инспектором. Таможенные органы не имеют права досматривать груз без грузовладельца или его представителя.Мероприятия при назначении досмотра в полном объеме:- Вскрытие всех грузовых мест, в том числе заводской упаковки;- Фотографирование всех артикулов, маркировки;- Взвешивание всех товаров. Процедура осмотра Может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.В зоне таможенного контроля.
Составление акта досмотра После прохождения таможенного досмотра составляется акт, в котором указываются итоги досмотра с приложением всех необходимых фотографий.В случае нарушения таможенного законодательства составляется акт о нарушении и далее следуют санкции таможни в отношении импортера и/или его груза Составление акта осмотра Акт составляется, если результаты будут использоваться для таможенных целей.По форме, утверждаемой Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 «О формах таможенных документов»). Первый экземпляр акта остается у таможенного органа, второй передается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.
В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:- сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;- причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;- результаты таможенного досмотра;- иные сведения, предусмотренные формой акта
Расходы при досмотре
При таможенном досмотре возникают следующие расходы:- Хранение товара на СВХ- Погрузочно-разгрузочные работы на СВХ- Взвешивание товара
Читайте также:  ФНС упразднила форму сведений о численности работников

Основное отличие между этими формами таможенного контроля состоит в следующем. Осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. А при проведении досмотра может осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации.

Цель таможенного досмотра и таможенного осмотра состоит в установлении законности перемещения через таможенную границу Таможенного союза объектов таможенного контроля.

Таможенное декларирование

Согласно ТК ЕАЭС декларантами товаров может выступать лицо государства-члена Союза, а также иностранное лицо. В Кодексе четко прописаны права и обязанности декларанта, документы и сведения необходимые перевозчику (в зависимости от вида используемого транспорта) для представления таможенным органам.

Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, однако, декларирование допускается и в письменной форме в следующих случаях:

  • Если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • Если это товары для личного пользования;
  • Если это товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
  • Если это транспортные средства международной перевозки;
  • Если в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной.

Виды таможенной декларации:

  • Декларация на товары (применяется при помещении товаров под таможенные процедуры);
  • Транзитная декларация (применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
  • Пассажирская таможенная декларация (применяется для товаров личного пользования);
  • Декларация на транспортное средство (применяется для транспортных средств международной перевозки, а также для таможенного декларирования припасов).

Сведения, необходимые для внесения в декларацию на товары:

  • О заявляемой таможенной процедуре;
  • О декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
  • О транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми будут перевозиться по таможенной территории Союза;
  • О товаре (наименование, описание, классификация, происхождение, страна отправления и страна назначения, производитель, товарный знак, описание упаковки, цена, количество, таможенная стоимость товара, статистическая стоимость);
  • О расчете таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • Об условиях сделки с товарами;
  • О соблюдении запретов и ограничений;
  • О соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
  • О документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
  • О документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Союза;
  • О лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления.

Преимущества сотрудничества с Интер Логистик

  • Качественная услуга под ключ, то есть без рисков и по выгодной стоимости доставляем грузы по всему миру. Добавим к этому, что понятие «под ключ» подразумевает полный комплекс таможенно-логистических услуг.
  • Поддержка со стороны специалистов Интер Логистик осуществляется круглосуточно. То есть в любое время дня и ночи, написав менеджеру компании, вы можете уточнить статус груза.
  • Безопасность груза на складе гарантирована. Мы обеспечиваем надежную охрану складских помещений, исключающую какие-либо несанкционированные проникновения на территорию.
  • Доставка выполняется точно в обозначенный в Договоре срок, максимально быстрый, насколько это возможно. При этом способы доставки мы используем все: сухопутный, воздушный, водный, комбинированный.
  • Сертификация товаров, в том числе ввоз образцов для сертификации, — это также входит в перечень услуг компании Интер Логистик.
  • Внутрипортовое экспедирование грузов мы выполняем, включая подготовку документов, безопасное перемещение, хранение и перегрузку на другие виды транспорта.
  • Компетентность в вопросах оказываемых нашей компанией услуг у специалистов Интер Логистик очень высокая, действуем согласно законам РФ, отслеживаем изменения.
  • Один договор для комплекса услуг — это удобно для вас и позволяет лишний раз убедится в ответственном подходе к вопросу с нашей стороны.

Наблюдение со стороны таможни может быть нескольких разновидностей:

  • непосредственным (или как его еще называют опосредованным) при нем применяются специальные технические средства, с помощью которых определяются основные характеристики товаров;
  • систематическим или разовым, в зависимости от того, где храниться груз.

Формы контроля на таможне обозначены в статье 110 Таможенного кодекса, к ним относится:

  • устный опрос;
  • проверка сведений о грузе;
  • осмотр товаров и транспорта;
  • получение объяснений;
  • досмотр товаров и средств передвижения;
  • контроль за учетом товара и отчетности;
  • личный досмотр;
  • проверка маркировки товара и других знаков идентификации.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *