Критерии и льготы для МСП в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии и льготы для МСП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На самом деле никакого конкретного алгоритма нет, а у каждой программы свои условия. К большинству описанных выше форм поддержки мы приложили ссылки с подробностями. Лучше идите туда и ищите детали, там же будут формы для подачи заявок.

Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение

Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.

Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.

Принципы формирования

Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.

Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:

  • Общие сведения.
  • Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
  • Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
  • Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.

Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ

Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ, заказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО.

Заключить контракт можно следующими способами:

  1. Через проведение открытых конкурентных способов закупки, в которых участниками закупок являются только СМП/СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
  2. Через установление в извещении о закупке требования о привлечении победителем закупки к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей), являющихся СМП/СОНО.
  3. Установить привлечение СМП (СОНО) в качестве субподрядчика как одно из требований к победителю тендера.

Поддержка МСП периодически вызывает нарекания со стороны бизнес-сообщества.

«Через крупнейшую площадку для поддержки малого и среднего бизнеса — корпорацию МСП — можно ждать одобрения (кредита для малого и среднего бизнеса. — Прим. «Секрета») до полугода. Для подачи заявки в большинство банков нужно собрать огромный пакет документов, и даже если менеджер говорит: «Вам предварительно одобрили кредит на такую-то сумму», — то ждать всё равно месяц-полтора», — рассказал «Секрету» гендиректор компании «ТД Зевс» Илья Ильинов.

По мнению Счётной палаты, институт развития «Корпорация МСП» почти не помогает малому и среднему бизнесу (хотя ради этого и создавался). При этом руководство ставит перед собой в качестве целей невысокие показатели, легко перевыполняет планы и выплачивает за это себе неадекватно высокие зарплаты.

Читайте также:  Сколько стоит развод через ЗАГС в 2023 году и кто оплачивает?

Как это будет выглядеть в отчетности

Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:

Отчетность

Срок предоставления с 2023 г.

РСВ

Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом

Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц

Не позднее 25-го числа следующего месяца

В проекте бюджета москвы на 2022-2024 годы предусмотрены средства на поддержку малого и среднего бизнеса и развитие цифровой инфраструктуры

Заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Павел Дитятев рассказал депутатам об основных направлениях бюджетных расходов на предстоящие три года на поддержку малого и среднего предпринимательства и развитие цифровой среды в городе Москвы.

В проекте бюджета Москвы на 2022–2024 годы на поддержку субъектов МСП и популяризацию предпринимательской деятельности запланировано 34,6 млрд рублей, из них в 2022 году — 12,1 млрд рублей.

Средства предусмотрены в рамках реализации мероприятий трех государственных программ: «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», «Развитие цифровой среды и инноваций» и «Столичное образование».

На прямую финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в 2022 году планируется направить 4,2 млрд рублей. Предусмотрено выделение субсидий и грантов по программам обновления производственных фондов, поддержке лизинга и франчайзи, продвижения продукции, в том числе и на экспорт.

«Помимо широкого спектра программ прямой финансовой поддержки субъектов МСП в Москве реализуются проекты по развитию инфраструктуры для бизнеса.

В 2022 году в городском бюджете предусмотрено выделение 4,8 млрд рублей организациям, осуществляющим деятельность в сфере методологической, организационной и информационной поддержки бизнеса, помогающие продвижению товаров, работающие с инновационными компаниями», — отметил Павел Дитятев.

Следующее направление расходов — популяризация предпринимательской деятельности и профориентационная работа с молодежью. В 2022 году на эти цели планируется выделить 3 млрд рублей.

На проекты в области цифровизации на предстоящие три года будет направлено 299 млрд рублей, из них в 2022 году — 102 млрд рублей. Бóльшая часть средств предусмотрена в рамках государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций».

«В 2022 году 24,7 млрд рублей планируется выделить на повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий.

Приоритетным направлением является повышение степени цифровизации столичного здравоохранения. На эти цели направляется 6,7 млрд рублей.

Еще 2,8 млрд рублей предназначено на развитие цифровых сервисов в сфере образования.

На развитие и совершенствование информационной системы управления городским хозяйством в будущем году будет направлено 3,5 млрд рублей. Средства позволят, в том числе повысить эффективность использования коммунальной техники за счет внедрения технологий геолокации», — рассказал Павел Дитятев.

Продолжатся закупки современной вычислительной техники. В 2022 году на эти цели выделяется 12,5 млрд рублей, из них 4,1 млрд рублей образовательным организациям города Москвы, 2,1 млрд рублей — больницам и поликлиникам.

Почти 7 млрд рублей будет направлено на развитие городской сети wi-fi и улучшение качества предоставления бесплатного доступа в интернет для москвичей, а также доступ в сеть органам исполнительной власти Москвы.

На повышение доступности и качества городских цифровых услуг в следующем году планируется выделить 7,9 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие общегородской информационной платформы электронных услуг и сервисов. На обеспечение безопасности данных и защиту от несанкционированного доступа к московской цифровой инфраструктуре запланировано 2,1 млрд рублей.

Господдержка малых предприятий в 2021 году

Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.

Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.

Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.

Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

  1. Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
  2. Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.
  3. Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
  4. Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
  5. Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения. Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.
Читайте также:  Что изменится для налоговых агентов с 2023 года

Требования к претендентам

Кроме, определенных законом общих требований, каждый фонд вправе выдвигать дополнительные условия, как к претендентам, так и к идеям, под которые выдают гранты. Если речь идет о производстве — устанавливаются ограничения по объемам реализации или количеству технологических линий. Если грант выдается в сельском хозяйстве – допустимая площадь возделываемых фермером земельных участков.

Перед тем, как получить грант на открытие малого бизнеса, начинающий предприниматель может быть поставлен перед необходимостью:

  1. Пройти один или несколько курсов обучения основам предпринимательства;
  2. Трудоустроить определенное количество сотрудников;
  3. Подтвердить документально, что он ранее не получал иных видов финансовой помощи;
  4. Обеспечить определенный среднегодовой оборот предприятия;
  5. Доказать отсутствие долгов по обязательным платежам в бюджет и налогам;
  6. Соответствовать требованиям по возрасту, образованию или стажу профессиональной деятельности;
  7. Зарегистрировать бизнес в указанном административном округе.

В политике финансирования при помощи государственных фондов преимущество отдается предприятиям, существующим 1-2 года, чья деятельность имеет выраженную социальную составляющую, направленную на улучшение условий жизни граждан:

  • Образование, работа с детьми и молодежью;
  • Культура, просвещение, общественная деятельность;
  • Социальная реинтеграция граждан, прошедших курсы лечения от зависимостей;
  • Трудоустройство незащищенных групп населения;
  • Гуманитарная помощь пострадавшим от стихийных бедствий или военных действий.

Особое внимание следует обратить на качество проработки бизнес-плана. Экономические расчеты рентабельности, себестоимости продукции и точки окупаемости, таблицы с перечнем закупаемого оборудования, графики роста сбыта – большое количество реальных исходных данных говорит комиссии о серьезности намерений кандидата. Этапы и объемы финансирования должны учитывать как привлеченные, так и собственные инвестиции.

С другой стороны, эти усилия в случае победы будут полностью оправданы. Так, в сельском хозяйстве бизнес план для получения гранта 1500000 руб. может обеспечить начинающему фермеру компенсацию до 90% расходов на обустройство и развитие предприятия. Собственные вложения фермера составят при этом не более 150-165 тысяч рублей.

Следует помнить, что возможность получения грантов на развитие малого бизнеса 2023 для определенных видов деятельности запрещена на законодательном уровне. Считается, что работающие в таких сферах компании не приносят общественной пользы, не производят материальных ценностей и не способствуют развитию бизнеса и государства в целом.

Какие выгоды дает статус малого предприятия

Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

Как получить грант на развитие малого бизнеса

А теперь попробуем разобраться, каков порядок предоставления грантов в форме субсидий и где их можно получить. Начнем со второго пункта. Допустимо выиграть грант от государства в таких организациях:

  • Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства.
  • Комитет экономического развития.
  • Комитет промышленной политики и торговли.
  • Продвинутые органы самоуправления на местах (муниципалитеты) и пр.

Финансирование может поступать из бюджета города, области, местного или федерального бюджета. Найти такие объявления удается только непосредственным соискателям, так как на столбах они не размещаются. Поэтому, если ваша цель – взять грант на бизнес, уточните наличие предложений в местной администрации. Можно также посетить окружной центр по развитию малого предпринимательства. А еще информация регулярно размещается в печатных изданиях и в интернете.

Единой инструкции получения гранта для развития малого бизнеса не существует. В каждом регионе закреплена собственная процедура. Обобщенно она имеет следующий вид:

  1. Обращение в соответствующую инстанцию.
  2. Выяснение порядка, требований к кандидатам, сроков подачи заявки.
  3. Составление бизнес-плана проекта.
  4. Сбор и подача необходимых документов (можно в электронном виде).
  5. Ожидание вердикта (в течение трех дней рассматривается заявка, если она одобрена, то кандидатура будет рассмотрена комиссией, на принятие решения отводится 3 месяца).
  6. Публикация результатов конкурса на официальном сайте регионального фонда.
  7. Подписание договора между ИП и фондом (в течение 1 месяца после публикации).

ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).

Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Проверки микропредприятий

Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.

Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *