Акт о повреждении автомобиля при выгрузке
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт о повреждении автомобиля при выгрузке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Как правильно составить акт о повреждении груза
Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.
- Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
- Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
- Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
- Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
- второй остается у организации-заказчика/покупателя,
- третий передается перевозчику.
Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).
- Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
- Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.
Особенности формирования акта, общие моменты
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.
- Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
- Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
- Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
- Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
- второй остается у организации-заказчика/покупателя,
- третий передается перевозчику.
Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).
- Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
- Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.
Как составить акт о повреждении груза в 2021 году?
Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных сторон. Если здесь имеется поставщик, перевозчик и получатель, документ должен иметь три копии. Все имеющиеся повреждения должны быть описаны максимально подробно. При этом нужно постараться избежать преувеличений. Ведь в том случае, если виновный не согласится с указанной информацией, он сможет обжаловать данную претензию. Нужно понимать, если дело дойдет до судебного разбирательства, этот акт будет важным аргументом.
На усмотрение членов комиссии к акту могут быть приложены различные дополнения. Например, это могут быть фото- и видеоматериалы. Если имеются очевидцы, можно взять с них письменные показания. Информация о таких дополнениях должна быть отображена в акте.
При дорожно-транспортных происшествиях комиссию можно не создавать
По общему правилу перед тем, как принять решение о взыскании ущерба, причиненного работником, нужно создать комиссию, которая установит причины возникновения ущерба и сумму убытка, понесенного организацией (ст. 247 ТК РФ). Так нужно поступить при выявлении фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия, состав которой утвержден директором, проведет обязательную в таких случаях инвентаризацию, оформив сличительные ведомости (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1.5 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 27 Положения, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Таким образом, удастся оценить сумму ущерба, нанесенного компании. Затем, можно составить акт о причинении ущерба имуществу организации (скачать образец бесплатно можно в конце статьи).
Инвентаризация – это сопоставление фактического наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с данными бухгалтерского учета (п. 1.4 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
В некоторых случаях инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. Например, к ним относятся (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, письмо Минфина РФ от 25.12.2015 № 07-01-12/76134):
- составление годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризацию основных средств можно проводить раз в три года);
- передача имущества в аренду (выкуп, продажа);
- смена материально ответственных лиц (к примеру, кассира);
- выявление хищений, порчи имущества, злоупотреблений;
- стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации;
- реорганизация или ликвидации предприятия.
Иногда сумму ущерба можно установить, не создавая комиссии, на основании документов, имеющихся в распоряжении организации. В случае дорожно-транспортного происшествия такими документами может выступить счет из автосервиса, документы, полученные от страховщика и т.п.
Перечень документов, прилагаемых к претензии
Чтобы результат рассмотрения претензии перевозчиком был положительным и быстрым, необходимо подтвердить все факты, изложенные в претензии:
- основание для перевозки груза и наступления ответственности перевозчика — приложить копию договора, ТТН, грузовой квитанции и т.п.;
- обстоятельства причинения и выявления повреждений, недостачи или порчи груза и в чем они выражаются — если повреждения явные, они могут быть установлены в процессе приемки (например, часть груза была разбита, так как не была закреплена надлежащим образом); если повреждения, недостача, порча выявлены после приемки груза в месте получения, уже по факту вскрытия грузовых мест – указать почему невозможно было выявить это в момент приемки. В подтверждение составляется акт приемки, акт вскрытия грузовых мест, в некоторых случаях требуется заключение эксперта или специалиста, о том, что повреждение, порча груза произошли в процессе перевозки;
- размер ущерба, причиненного повреждением, недостачей, утратой груза, или размер расходов, необходимых на устранение таких повреждений (например, проведение ремонта, замена частей и т.п.) — подтверждается чеками, квитанциями, счетами или договорами. Если груз был утрачен или испорчен, а подтверждающих документов нет, можно провести экспертизу о средней рыночной стоимости на аналогичный товар(груз), действующей в месте получения груза. Стоимость экспертизы можно также предложить возместить перевозчику в претензии. Стоимость повреждений, порчи или утраты груза определяется в соответствии со ст. 796 ГК РФ или по правилам, действующим в сфере перевозок определенным видом транспорта;
- расчет перевозной платы, которую должен возвратить перевозчик — она рассчитывается пропорционально поврежденного, утраченного или испорченного груза. Лучше сделать свой расчет так, чтобы перевозчику был понятен размер возвращаемой перевозной платы;
- документы, подтверждающие факт выплаты перевозчику провозной платы — платежное поручение, чек, квитанция и т.д.;
- полномочия на подписание претензии – если ее подписывает не руководитель или индивидуальный предприниматель лично, а должностное лицо или иной уполномоченный представитель, необходимо приложить копию нотариальной или иной, надлежаще оформленной доверенности (от юридического лица — с подписью и печатью руководителя).
Срок рассмотрения претензии
По общему правилу транспортная компания, осуществлявшая перевозку груза, обязана рассмотреть поступившую ей претензию, в течение 30 дней со дня ее получения.
Этот срок может быть уменьшен положениями договора перевозки. Увеличение такого срока недопустимо, так как нарушает права отправителя груза.
Если перевозчик откажет в удовлетворении требований или произведет только частичное возмещение убытков, расходов, он обязан направить отправителю претензии обоснованный ответ, с указанием причины принятия такого решения и нормы законодательства, подтверждающей позицию перевозчика.
Срок исковой давности приостанавливается на период рассмотрения претензии — с момента ее направления и до получения ответа, возмещения или истечения максимального срока на ответ. Срок рассмотрения претензии не входит в срок исковой давности.
Какой акт составляется при нарушении упаковки по
VII. Порядок составления актов и оформления претензий
79. Акт составляется в следующих случаях:
а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
д) подписи участвующих в составлении акта сторон.
83. В случае, указанном в подпункте «г» пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.
84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.
85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.
86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.
87. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона.
88. Претензия содержит:
а) дату и место составления;
б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.
Как документально подтвердить наличие ущерба
Прежде всего, повреждение груза при автомобильной перевозке необходимо подтвердить документально. И для этого существуют особые правила, утвержденные на государственном уровне.
Как таковых типовых форм во взаимоотношениях между сторонами перевозки не предусмотрено. Однако существует перечень необходимой документации.
Первым в её составе является акт повреждения груза при перевозке. Он оформляется в день получения груза или же при невозможности сделать это сразу – в течение суток.
Как правило, документ составляется с участием уполномоченных представителей получателя имущества, перевозчика, грузоотправителя и других заинтересованных сторон, однако при этом обязательно должен присутствовать водитель транспорта.
Если же названные лица отказываются от подписания акта, то получатель груза вправе составить его единолично с уведомлением других сторон.
Перед тем как обращаться в арбитражный суд, перевозчику следует предъявить претензию, предметом которой будет ущерб при механическом повреждении грузов. Она является обязательной, и обойти данный этап нельзя. При этом существующие правила перевозки грузов автомобилями выдвигают свои особенные требования к оформлению претензии.
В частности, в ней должны быть описаны факты, свидетельствующие об обнаруженном браке, а также приведён обоснованный расчёт суммы ущерба. При этом так же, как и в акте, ссылка делается на заключение эксперта.
Претензия о повреждении груза при перевозке готовится в двух экземплярах: один из них (со всеми приложениями) направляется перевозчику, а другой остается у владельца имущества.
Остаётся добавить, что на рассмотрение данного обращения отводится один месяц. Если же по претензии последовал отказ, она была частично удовлетворена или оставлена вообще без ответа, то у грузополучателя возникает право на предъявление иска в арбитражный суд.
Оформление акта. На что обратить внимание
При оформлении акта, также как и при его написании, можно руководствоваться собственными соображениями, поскольку закон не предъявляет к этому параметру никаких особых требований. Акт можно писать на простом чистом листе бумаги или на фирменном бланке организации. Вносить информацию можно от руки (любой шариковой ручкой, но только не карандашом) или печатать на компьютере.
Важно! В акте должны наличествовать подписи его непосредственного составителя и присутствовавших сотрудников – их автографы будут свидетельствовать о том, что все внесенные в документ сведения верны.
Желательно получить и подпись виновника порчи имущества, но если он отказывается подписывать документ, можно прямо в акте сделать соответствующую пометку или составить отдельный акт об отказе подписать акт.
Заверять печатью бланк акта не обязательно – с 2021 года использование штемпельных изделий на предприятиях и в организациях необходимо только в тех случаях, если это закреплено во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы.
Акт составляется в двух экземплярах:
- один остается в компании и отправляется в бухгалтерию для списания имущества или выделения денег на ремонтные работы,
- второй передается сотруднику, причинившему ущерб.
При необходимости можно составить и дополнительные копии акта.
Акт о порче имущества при доставке или перевозке товара
Даже если доставка осуществляется со всеми надлежащими мерами, порча перевозимых товаров не может быть исключена. Не углубляясь в причины и поиски виновных, следует отметить, что стоимость пришедшего в негодность или испорченного груза должна быть компенсирована – за счет ли страховки, материальной ответственности виновного лица либо другим способом. Сами поврежденные товары нужно включить в убытки, подводя бухгалтерский баланс. Для этого нужно документальное основание – акт о порче имущества при грузоперевозках.
В случае обнаружения таких проблем при получении товара, покупатель (получатель) совместно с лицом, доставившим груз (экспедитором, курьером, водителем, представителем фирмы) должны выяснить важные подробности, которые будут упомянуты в акте:
- наименование товара, подвергшегося повреждению
- количество испорченного груза в стандартных единицах его измерения (штуках, кг, метрах и пр.);
- характер внешних повреждений упаковки;
- надлежащим ли образом были упакованы товары, имеется ли необходимая маркировка на упаковке.
ВАЖНО! Формировать акт нужно непосредственно после доставки, в присутствии доставившей его стороны.
Кроме этих подробностей, в акте следует указать:
- место поставки и место назначения груза;
- данные обо всех сторонах: отправителе, перевозчике, получателе;
- время доставки (по плану и по факту);
- описание товаров (в соответствии с документацией);
- как выглядел груз после прибытия;
- примерная сумма ущерба.
В выводах следует установить причину повреждений и ответственное за них лицо (если это возможно).
Для обеспечения достоверности нужно пригласить в качестве членов комиссии еще не менее двух человек. Ими могут выступить квалифицированные работники, могущие оценить ущерб и удостоверить порчу, например, бухгалтер организации-получателя, юрист, менеджер по поставкам и др.
Желательно приложить дополнительные документальные свидетельства: фото груза, запись камеры видеорегистратора автомобиля перевозчика, письменные свидетельства очевидцев и др.
Нужно сделать не менее 3 экземпляров акта:
- для поставщика товара;
- для лица или компании, осуществлявшего перевозку;
- для получателя груза.
АКТ № 12 О порче доставленного груза
г. Пенза, 17.08.2017 г.
Приемщик товара, представитель ООО «Лето» Зарубин В.В., составил настоящий акт о повреждении доставленного груза при его получении.
- Отправитель товара: ООО «Наш лимонад».
- Получатель товара: ООО «Лето».
- Перевозка товаров осуществлялась компанией-перевозчиком ООО «Магистраль».
- Описание товара: 30 пластиковых ящиков лимонада «Колокольчик» в стеклянных бутылках вместимостью 0,33 л, по 12 бутылок в ящике.
- Ценность товара по документам: 21 510 руб.
- Накладная на груз № 000045278 от 17.08.2017 г.
- Пункт отправления груза: г. Пенза, ул. Белякова, 19, склад 1.
- Пункт назначения груза: г.Пенза, ул. Аустрина, 68, склад 2.
- Время перевозки: расчетное – с 12:00 до 14:00 (2 часа), по факту – с 12:30 до 13:45 (1 час 15 минут).
- Описание полученного груза: при доставке получено 30 пластиковых ящиков лимонада, по 12 бутылок в каждом, в том числе 2 поврежденных ящика и 18 разбитых бутылок.
- Упаковка не вскрывалась, пломбы в сохранности.
Приложения:
- фотографии поврежденных ящиков;
- фотографии разбитых бутылок.
Установленная причина порчи груза: превышение скорости при доставке, приведшее к аварии – нарушение норм перевозки.
К возмещению получателем груза ООО «Лето» предъявляется сумма в 2 000 руб.
Как оформляется факт выявления недостачи ТМЦ – документальное оформление и образцы документов
В процессе пересчета материальных ценностей на предприятии может выявиться несовпадение между количеством товара по факту и согласно документации организации.
Тогда для руководителя очень важно прояснить ситуацию и получить от ответственного сотрудника все объяснения, кроме этого нужно оформить необходимые документы, в том числе сличительные ведомости, предназначенные для фиксирования объема недостачи или излишка.
Как написать претензионное письмо
При написании претензии руководствоваться следует подписанным договором поставки. В нем прописана ответственность перевозчика перед отправителем или получателем. Во втором случае – личная заинтересованность сотрудника-транспортника составить рекламационный акт при приемке груза с указанием каждого обнаруженного дефекта.
Но дефект может быть скрыт упаковкой, тогда в целях сбора доказательной базы необходимо сфотографировать ее целостность и открытый груз в коробке с трещинами или сколами. Акт приемки товара и полученные фотографии прикладываются к документу.
Реквизиты, обязательные для претензии:
- от кого, кому и в рамках какого договора;
- дата и место получения продукции;
- когда и в каком размере груз был оплачен;
- какие повреждения обнаружены и как это зафиксировано, с обязательным размером ущерба, подтвержденным экспертным мнением;
- требование о возмещении убытка в заявленном размере;
- список приложений.
Подпишите и поставьте дату.
В каких случаях составляются ТОРГ-15 и ТОРГ-16?
Все движения товаров и материальных ценностей учитываются бухгалтерией на основании документов первичного учета. В случае повреждения товара или полной негодности составляются акты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»:
- Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ТОРГ-15).
- Акт о списании товаров (ТОРГ-16).
С января 2013 года заполнение этих форм является необязательным, тем не менее, в налоговой инспекции могут потребовать документальное подтверждение снижения налоговых расходов, основанием которых послужило списание товарно-материальных ценностей или их уценка. Тогда правильно составленные бумаги будут доказательством правомерности этих расходов.
Акт по форме ТОРГ-15 предполагает дальнейшие действия с материальными ценностями, такие как:
- Реализация товара без изменения цены.
- Реализация товаров по сниженной цене.
- Утилизация товаров.
- Полное уничтожение.
- Вывоз на свалку.
Указанные документы составляются в случаях выявления товарных потерь:
- Нормируемых, появившихся вследствие неотвратимых технологических и физических процессов (таяние, высыхание, измельчение и др.).
- Ненормируемых (повреждение, разрушение, поломка, неправильная технология хранения, потери в результате пожара, аварии и др.).