Налог на имущество в 2023 году для юридических лиц расчет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество в 2023 году для юридических лиц расчет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Отменят отчетность по налогу на имущество
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
В каких случаях семьи с детьми могут не платить налог?
С 2022 года семьи с детьми освобождаются от уплаты налога с продажи недвижимости, в том числе, если жилье они продали в 2021 году и еще не платили налог. Для этого должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- Налог могут не платить родители, у которых есть 2 и более детей, не достигших 18 лет (24 лет, если учатся очно);
- Взамен проданного жилья необходимо приобрести другое в течение того же года, когда было продано жилье, или до 30 апреля следующего года;
- Новое жилье должно быть больше по площади или его кадастровая стоимость должна быть выше;
- Кадастровая стоимость жилья на продажу не должна быть больше 50 млн рублей.
Формирование единого счета налогоплательщика
Одно из самых обсуждаемых нововведений 2023 года — это переход на перечисление всех средств через единый счет. За счет его образования стали действовать новые правила предоставления отчетов и поменялся порядок перечисления средств в бюджет.
Теперь деньги нужно направлять не отдельно, как раньше, например, отдельно налог на прибыль, отдельно – НДС и остальные. С 2023 года необходимо делать общий перевод от налогоплательщика — на один счет. При перечислении средств нужно учесть, что с января 2023 года налог может считаться уплаченным на дату, на которую его перечислили, если на эту дату были отражены обязательства по нему.
Изменился порядок зачета переплаты, возврата переплаченных средств и то, для каких целей их можно использовать. С начала 2023 года допускается зачет положительного сальдо для:
— перечислений за третьих лиц – оплаты взносов или налогов;
— использования в качестве будущих платежей по определенному налогу или взносу;
— перечисления средств, которые нужно выплатить в связи с привлечением к ответственности;
— погашения возникшей задолженности.
По неуплаченным налогам теперь ФНС будет выставлять требование оплатить долг. Его сумма будет определяться по размеру отрицательного сальдо на общем счете. Если после получения требования средства в указанном размерен не перевести, ИФНС обращается в банк налогоплательщика. По результатам обращения необходимая сумма может быть принудительно взыскана с расчетного счета.
С 1 января 2023 года ПФР и ФСС объединяются в СФР – Социальный фонд России. Одна из основных целей объединения — упрощение социальной поддержки населения за счет создания системы «единого окна». При этом порядок оформления всех выплат, положенных отдельным категориям населения, сохраняется.
Фонд осуществляет:
1) назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному страхованию;
2) предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
4) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
5) организацию инвестирования стредств пенсионных накоплений;
6) актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;
7) предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
8) организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц;
9) иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пособия и материнский капитал
С 1 января 2023 года начинает выплачиваться новое единое пособие. Оно предназначено для семей с низким доходом, в которых воспитываются дети. Единое пособие будет объединять ряд уже действующих мер социальной поддержки, которые получали граждане РФ.
С 01.01.2023 — новое универсальное пособие для семей с детьми с низкими доходами
Оно объединит ряд действующих мер соцподдержки, в том числе выплаты:
— на первого ребенка (предоставляют из бюджета во всех регионах);
— на третьего ребенка из бюджета (есть только в 78 регионах и предоставляют по разным правилам);
— в связи с рождением или усыновлением малыша и до достижения им 3-х лет);
— пособие на детей от 3 до 7 лет — выплачивают органы соцзащиты;
— пособие на детей от 8 до 17 лет — выплачивает ПФР;
— нуждающимся женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности;
— пособие для незастрахованных по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Также унифицируют правила выплат на детей до 3-х лет. Это позволит получать поддержку из бюджета родителям вторых, третьих и последующих детей во всех регионах.
Для семей, где дети родились до 31.12.2022, родители могут выбрать — получать пособия по старым правилам или перейти на универсальное пособие.
С 2023 года увеличился размер маткапитала. Теперь он составляет: 589 569 рублей на первого ребенка и 779 094 рубля на второго ребенка. Дополнительными изменениями, связанными с получением и использованием маткапитала стали:
— упрощение направления средств маткапитала на образование детей. Раньше родители должны были лично передавать в отделение ПФР копию договора, заключенного с образовательной организацией. Теперь СФР будет самостоятельно запрашивать необходимые данные. Родителям достаточно в заявлении указать название организации и реквизиты заключенного договора;
— можно получать ежемесячную выплату на ребенка из средств маткапитала независимо от того, сколько детей воспитывается в семье – раньше это можно было сделать только при условии, что в семье не меньше двух детей. Основное условие получения выплаты – размер дохода на каждого члена семьи, не превышающий двукратный размер прожиточного минимума, установленного в субъекте.
Как рассчитать среднюю стоимость имущества (среднегодовую)?
В основе определения суммы имущественного налога лежит среднегодовая стоимость имущества.
∑Ср. год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13
Высчитывается остаточная стоимость на 1 число всех месяцев отчетного периода в отдельности и остаточная стоимость на конец года. Эти показатели суммируются. Впоследствии полученная цифра делится на 13 месяцев.
Пример расчета:
ООО «Инифити» владеет ОС, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2023 года составляет 1 250 000 руб. Из-за введения и выведения активов, а также с учетом амортизации стоимость ежемесячно изменялась, что видно на балансе ниже в цифрах:
- 1 февраля 2023 года – 1 150 000 руб.;
- 1 марта 2023 года – 1 050 000 руб.;
- 1 апреля 2023 года – 1 250 000 руб.;
- 1 мая 2023 года – 910 000 руб.;
- 1 июня 2023 года – 1 150 000 руб.;
- 1 июля 2023 года – 1 050 000 руб.;
- 1 августа 2023 года – 910 000 руб.;
- 1 сентября 2023 года – 810 000 руб.;
- 1 октября 2023 года – 710 000 руб.;
- 1 ноября 2023 года – 910 000 руб.;
- 1 декабря 2023 года – 1 050 000 руб.;
- 31 декабря 2023 года – 1 150 000 руб.
Льготы по земельному налогу
Вводится новая льгота по земельным участкам организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство, по квартал, в котором внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении организации из этого регистра (подпункт 1.33 пункта 1 статьи 239 НК).
Кроме того, с 1 января 2023 года на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 239 НК организации будут освобождаться от земельного налога по земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, вне зависимости от того, используются организациями капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на таких земельных участках, в предпринимательской деятельности или не используются.
Скорректирована норма подпункта 1.9 пункта 1 статьи 239 НК.
Так, на основании указанного подпункта с 1 января 2023 года будут освобождаться от земельного налога не только земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, но и земельные участки иных организаций в части предоставленных таким организациям земельных участков, используемых (предназначенных для использования) обособленными подразделениями этих организаций для осуществления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.
Также указанный подпункт дополнен частью второй, в соответствии с которой в целях применения организациями культуры освобождения от земельного налога Министерство культуры по мере обращения таких организаций выдает заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры.
С 1 января 2023 года установлено ограничение льгот, предусмотренных пунктом 1 статьи 239 НК, по земельным участкам, предоставленным организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых отсутствуют капитальные строения, в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3 в соответствии с пунктом 12-1 статьи 241 НК (подпункт 2.3 пункта 2 статьи 239 НК).
Кроме того, освобождение от земельного налога, предусмотренное законодательными актами и НК, не будет распространяться на земельные участки, на которых отсутствуют капитальные строения, в отношении которых применяется ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3 в соответствии с пунктом 12-1 статьи 241 НК, если иное прямо не будет установлено в этих законодательных актах и НК (пункт 2-1 статьи 239 НК).
Всероссийская переоценка объектов недвижимости
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий, помещений
Что изменится в 2018 году
Помимо установленных законом случаев, региональные власти могут назначать «налоговые каникулы» по собственному усмотрению.
Однако с 2018 года это правило упразднили, так что если администрация региона успела принять закон об освобождении от уплаты налога на имущество ДО 2018 года, он продолжает действовать.
Уже в 2019 году планируется поднятие минимальной ставки до 2,2%, хотя официального распоряжения правительства еще не поступило.
Министерство экономического развития РФ выдвинуло предложение отменить налог на движимое имущество вовсе. С такой позицией явно не согласились другие ведомства, так что покамест все организации продолжают платить за имущество на балансе.
Правки в Закон №286-ФЗ от 30.09.2017 все же были внесены. К примеру, льготы на общем уровне были отменены в пользу льгот, устанавливаемых регионами. То есть, перечисленные выше условия каникул действительны лишь в том случае, если принят подходящий закон на местном уровне. Пока что большая часть регионов таких законов о льготировании не приняла, а значит, организациям приходится платить налог на общем уровне.
Расчет налога с 2018 производится по кадастровой стоимости на дату внесения объекта в единый государственный реестр недвижимости. Организациям стоит помнить, что с этого года вводится новый образец налоговой декларации для заполнения по налогу на имущество. Образец утвержден приказом ФНС РФ №ММВ-7/21/271 от 31 марта 2017 года. Некоторые данные, например, коды ОКВЭД, из нее убрали, тем самым постаравшись упростить задачу бухгалтерам. Новая форма включает графу для заполнения под номером №2.1 «Об объектах недвижимости, облагаемых налогом по средней годовой стоимости». Сюда нужно вписать:
- Кадастровый номер объектов с указанием кода 010;
- При отсутствии кадастрового номера – с кодом 020 и условным номером из ЕГРН;
- Код ОКОФ;
- Стоимость имущества на балансе.
Принадлежащее юридическим лицам недвижимое имущество
В традиционном понимании понятие «недвижимость» означает привязанность имущества к земле, земельному участку. В отношении юридических лиц законодатель несколько расширяет это традиционное понимание. Так, в налогообложении юридических лиц в качестве недвижимого имущества также могут выступать:
- Морские и речные суда международной и внутренней навигации, которые подлежат обязательной государственной регистрации.
- Авиалайнеры, самолеты, вертолеты.
- Объекты космического назначения.
- Другое имущество, которое законодатель может отнести к недвижимому.
Порядок расчета налога на землю в 2023 году для юридических лиц
С 1 января 2021 года введен бездекларационный порядок администрирования налога на землю. Вместе с ним под данную категорию попали прочие имущественные налоги юридических лиц. Аналогичный порядок давно применяется для имущества физических лиц.
Компании теперь так же, как простые граждане будут получать сообщения об уплате своих имущественных налогов. Для организаций данный порядок касается только земель и имущественных объектов, которые облагаются налогом по кадастровой стоимости.
Долгое время бухгалтера должны были сами считать налог, составлять отчет и отправлять его в инспекцию. С одной стороны, новый порядок упростил их работу. С другой стороны, им также необходимо просчитывать налог по своим земельным участкам, а в случае несоответствия сумм доказывать собственную правоту и проводить сверку объектов. Будем честны – с учетом работы программного комплекса АИС-3 этот процесс довольно трудоемкий.
Последние изменения законодательства
Пройдемся кратко по всем изменениям в отношении земельного налога организаций:
- с 1 января 2020 года – заявительный порядок налоговых льгот, сверка с налоговым органом по объектам обложения и единая декларация за все земельные участки;
- с 1 января 2021 года – бездекларационный порядок расчета, обязанность предоставлять сообщение о наличии земельных участков в собственности;
- с 1 января 2022 года – единый срок уплаты всех имущественных налогов;
- с 1 января 2023 года – обязанность предоставления налоговых деклараций по объектам обложения, размер налога которых рассчитывается от среднегодовой стоимости.