Основные меры борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные меры борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рамочное соглашение между странами-участницами OECD включает план, направленный на ликвидацию возможностей для крупного бизнеса по уклонению от уплаты налогов. Он, помимо повышения ставки налога на прибыль, предусматривает продвижение концепции «плати там, где работаешь». Другими словами, налоги должны платиться там, где получена прибыль, а не по месту регистрации компании.
Требования к компаниям
Требования | Мальта | Кипр |
---|---|---|
Основной тип компаний | Частные компании с ограниченной акциями ответственностью | Акционерная компания с ограниченной ответственностью |
Акционерный капитал | Минимум 1,2 тыс. евро | Минимум 5 тыс. евро |
Акционерный капитал | Минимум 1,2 тыс. евро | Минимум 5 тыс. евро |
Оплаченный капитал | Минимум 20% от заявленного капитала | Может быть не оплачен |
Анонимность | Информация об акционерах, директорах и секретарях мальтийской компании содержится в публичном Регистре компаний и доступна для ознакомления общественности | Данные о директоре публичные, о бенефициаре не подлежат разглашению никаким государственным органам |
Управление | Один директор, один секретарь, акционеров – не менее двух | Директор – минимум один, секретарь (находится только на территории Кипра) – так же, акционеры – 1-50 |
Название компании | На английском языке | Должно оканчиваться на Limited или Ltd |
Стоимость, сроки регистрации | Регистрационный сбор – от 1 до 7,5% от объявленного акционерного капитала, 1-2 недели | 3,7 тыс. евро + НДС, 3-4 недели |
Другие условия |
– Подготовка и аудиторская проверка финансовых отчетов ежегодно до 30.09 – Уплата налога на прибыль компании ежегодно до 30.06 – Подача заявления для получения возврата налога 1.07 |
– После прохождения аудита в Регистр предприятий подается два отчета на английском и греческом языках: ежегодный финансовый и налоговая декларация – На Кипре должен присутствовать офис и секретарь |
Как получить выгодное налоговое резидентство в Европе
Для того, чтобы платить низкие налоги в Европе заинтересованному лицу необходимо получить статус резидента желаемой страны. А он предоставляется не так просто. Обычно, чтобы стать налоговым резидентом необходимо выполнить ряд условий, среди которых – необходимость прожить в стране 183 дня в течение года. Но нужно отметить, что в ряде стран требования лояльней и получить выгодное налоговое резидентство в Европе удастся раньше:
Страна | Варианты получения налогового резидентства в ЕС |
Андорра | Пребывание более 183 дней в календарном году.Наличие центра деятельности (бизнес) на территории страны. |
Болгария | Наличие постоянного адреса в Болгарии.Проживание на территории страны более 183 дней в каждом 12-месячном периоде.Наличие центра жизненных интересов в Болгарии (семья, имущество, работа, бизнес). |
Гибралтар | Пребывание в течение периода и периодов в совокупности не менее 183 дня.Период пребывания в Гибралтаре в течение 3 последовательных лет, в течение которых общее количество дней нахождения на территории страны превышает 300 дней. |
Грузия | Проживание на территории страны более 183 дней в каждом 12-месячном периоде.Наличие документального подтверждения права собственности на имущество стоимостью более 3 000 000 лари (не обязательно в Грузии) и дохода в размере 200 000 лари в год за последние 3 года. |
Кипр | Проживание в течение или более 183 календарных дней. При этом день отъезда не считается днем проживания, а день приезда – считается. Также за один день принимается прибытие и отъезд на Кипр.Правило «60 дней» действует если физлицо соответствует следующим требованиям: не проживает в любом другом государстве более 183 дней; не является налоговым резидентом других государств; проживает на Кипре более 60 дней; имеет экономические интересы (бизнес, жилье) на Кипре. |
Монако | Пребывание на территории княжества непрерывно более 183 дней и документальное подтверждение высоких доходов/наличие бизнеса в Княжестве |
Литва | Постоянное место жительства в течение налогового периода в Литве.Наличие личных, социальных или экономических интересов в Литве.Пребывание в Литве в течение периода или периодов в совокупности 183 дней или более в течение налогового периода.Пребывание в Литве в течение периода или периодов в совокупности 280 дней или более в течение последовательных налоговых периодов, при условии, что пребывание в Литве в течение периода или периодов составляло в совокупности 90 дней или более в любом из таких налоговых периодов.Любое физическое лицо, которое является гражданином Литовской Республики, но не соответствует вышеуказанным критериям, и которое получает вознаграждение по трудовому договору или договору, по сути, соответствующему трудовому договору, или чьи расходы на проживание в другой стране покрываются из государственного или муниципального бюджета Литвы. |
Лихтенштейн | Наличие вида на жительство.Пребывание на территории страны непрерывно более 6 месяцев, без учета краткосрочных перерывов. |
Черногория | Провести не менее 183 дней в налоговом году в Черногории.Наличие постоянного местожительства в Черногории.Наличие центра личной и экономической деятельности в Черногории. |
Чехия | Пребывание более 183 дней в календарном году.Наличие постоянного места жительства Чехия (постоянный адрес). |
Где выгоднее открыть компанию в Европе?
При выборе страны необходимо исходить из того факта, что большинство налоговых преимуществ получают именно резиденты
По этой причине мы недаром обращаем внимание читателей на предложение по получению гражданства Мальты и Кипра. Если сравнивать их друг с другом, то мальтийская программа в 2 раза дешевле по затратам, однако оформление паспорта займет на 9-13 месяцев больше
Если же сравнивать бизнес-условия, то киприотам стоит признать, что они проигрывают в этом плане мальтийцам. Налоговая система Мальты признана наиболее эффективной в Европе, а эксперты прочат ей активный приток инвесторов. А экономике страны, в отличие от других соседей по Средиземному морю, вряд ли понадобится финансовая помощь ЕС. Мальтийские банки известны отличной капитализацией, они выгодны и ликвидны.
Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах
Наряду с превентивными мерами для борьбы с налоговыми правонарушениями используется и наказание.
Законодательство зарубежных стран за нарушение налоговых норм предусматривает гражданские, административные, а в некоторых случаях и уголовные санкции. Выбор между ними регулируется довольно сложными правилами и процедурами.
Наказания за налоговые правонарушения в целях удобства изложения условно разделим на две категории — наказания прямого и косвенного воздействия. К первой группе санкций относятся штрафы, конфискация объектов обложения, которые пытались скрыть, лишение свободы и т.д. Причем некоторые из этих санкций могут выступать одновременно в качестве наказания как за совершенное преступление, так и за различные правонарушения неуголовного характера. Очевидно различие штрафа, взыскиваемого за недоплату налогов, и штрафа карающего представление ложных сведений, связанное с обманными действиями и сокрытием объекта налогообложения. В последнем случае штраф выступает как уголовная санкция.
Во Франции налоговые санкции могут применяться только по требованию налоговых властей: никто, кроме налоговой администрации. по французскому законодательству, не может преследовать в уголовном и административном порядке за совершение правонарушений налогового характера.
Спецификой налоговых преступлений объясняется тот факт, что в США проведение уголовных расследований по этому виду правонарушений осуществляется специальными агентами Службы внутренних государственных доходов, которая входит составной частью в структуру Министерства финансов и чьи отделения расположены по всей стране. Этой же причиной законодатель руководствовался, когда увеличивал срок давности для налоговых преступлений.
Анализируя законодательство зарубежных стран по вопросам налоговых санкций, можно выделить два основных подхода.
Первый подход — «американский» — характеризуется прежде всего ужесточением санкций. Так, согласно Кодексу внутренних государственных доходов (ст. 7203, раздел 26 Свода законов США) опоздание с подачей налоговой декларации может квалифицироваться как уголовное преступление (мисдиминор). В этом случае Служба внутренних государственных доходов должна доказать на суде, что обвиняемый был обязан представить налоговую декларацию, не представил ее своевременно и сделал это умышленно. В случае признания вины подсудимого суд может лишить его свободы на срок до одного года или наложить штраф.
Попытка уклониться от уплаты налога путем представления ложной декларации о доходах считается еще более тяжким преступлением и относится к категории фелоний. Если поддерживающим обвинение удается доказать, что налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты налогов, и что эти действия предпринимались им умышленно либо что в представленной им декларации содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на шесть лет.
Используемая в США практика «сделок о признании вины» нередко приводит к тому, что налоговые санкции используются для наказания за неналоговые преступления. Всякая деятельность, связанная с извлечением преступных доходов (нарко- и порнобизнес, подпольные тотализаторы, незаконная торговля оружием и т.п.), влечет за собой сокрытие этих доходов от налогообложения. Доказать обвинение в уклонении от уплаты налогов оказывается лете, чем обвинить в совершении иных преступлений, поскольку в первом случае преобладают документальные доказательства, а во втором все доказательства нередко строятся на признании, которое в любой момент может быть дезавуировано. Хрестоматийным примером является судебный процесс в 1930-е гг. над главой чикагских гангстеров Аль Капоне. Тогда он был посажен в тюрьму на 111 лет с уплатой штрафа в 70 тыс. долл. за нарушение налогового законодательства.
Второй подход — «европейский» (так условно может быть названа вторая тенденция зарубежного законодательства в вопросе установления налоговых санкций) — отличается более гуманным обхождением с нарушителями налоговых норм. В последнее время для европейского законодательства стала характерной декриминализация ряда санкций за налоговые правонарушения, т.е. выделение их из сферы уголовного права.
При этом уголовные санкции часто заменяются системой платежей (доплат к налогам), взыскиваемых не судами, а иными государственными органами. Так, согласно законодательству Турции в случае выявления продажи товаров по намеренно заниженным ценам поставщик облагается антидемпинговым налогом и дополнительным компенсационным сбором. В этом случае антидемпинговая пошлина обеспечивает возмещение ущерба, а дополнительный компенсационный сбор носит характер штрафных санкций.
Ужесточение санкций за уклонение от уплаты налогов нередко сопровождается амнистией лиц, сознавшихся в совершении подобных правонарушений (Израиль, 1954, Франция. 1952, когда амнистировались владельцы капиталов, скрытых за рубежом, в случае возвращения этих капиталов на родину). Однако практика показывает, что этот способ борьбы с налоговыми деликтами недостаточно эффективен.
Во многих странах за налоговой администрацией закрепляется право преимущественной покупки товара в случае, если в декларации указана явно заниженная его цена. Другая ситуация складывается тогда когда суд устанавливает размер возмещения за ущерб, причиненный имуществу налогоплательщика. За основу расчета судья может взять налоговую декларацию, и если налогоплательщик занизил в ней стоимость своего имущества то и получаемая им в порядке возмещения за причиненный ущерб сумма будет меньше реальной стоимости имущества.
Потерей части причитающегося возмещения может обернуться заниженная стоимость имущества в налоговой декларации, поскольку в случае отчуждения частной собственности в публичных интересах суд или специальная оценочная комиссия будут исходить из цифр, фигурирующих в налоговой декларации.
Эффективность системы налогообложения ЕС
По оценкам финансовых экспертов, в результате уклонения от уплаты налогов бюджеты стран Евросоюза недополучили 50-70 миллиардов евро. Для сравнения, эта сумма равна ВВП Болгарии и естественно, что бюджеты стран не готовы нести столь масштабные потери и будут всячески стараться перекрыть утечку средств в карманы владельцев частного бизнеса.
Пакет мер, которые представила Еврокомиссия, направлен на ужесточение мер по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками и координацию сил внутри союза. Таким образом, каждому представителю бизнеса будет намного сложнее вывести компанию из налогового поля каждой из стран и сэкономить на сумме, предусмотренной законодательством.
Новая директива предполагает следующие инновации в системе налогообложения:
- обязательное принятие комплекса решений для нейтрализации всех возможных схем, которые применяются внутри каждой страны;
- каждая из стран получает комплекс рекомендаций для предотвращения злоупотребления нововведениями;
- обмен информацией между странами ЕС позволит быстро выявлять недобросовестных плательщиков среди транснациональных компаний;
- повышение эффективности управления налоговыми активами;
- создание специального черного списка третьих стран, которые отказываются от налогового сотрудничества.
Новая директива в борьбе с уклонением от уплаты налогов
Anti Tax Avoidance Directive – ATAD включила в себя пять основных методов борьбы с уклонением от уплаты налогов:
- внедрение налога на прирост капитала позволит при выводе финансовых средств под чужую юрисдикцию обкладывать налогом сумму дохода, полученного на территории страны;
- новые правила контроля иностранных компаний позволят налоговым органам взимать сборы с нераспределенной прибыли, на территории страны которой был получен доход;
- директива предусматривает существенное ограничение выплат по займу, чем ранее успешно пользовались организации, переводя свои капиталы под юрисдикцию других стран;
- нейтрализация несоответствия систем налогообложения в разных странах, членов ЕС;
- унификация и повсеместное внедрение новой директивы.
Офшорный финансовый центр
Если у вас есть компания-пустышка, вы не будете размещать ее в Лондоне или Париже, потому что тамошние власти при желании обычно могут выяснить, кому она принадлежит.
Вам нужен офшорный финансовый центр, или налоговый рай. Обычно такие центры находятся в небольших островных государствах с хорошо засекреченной банковской системой и очень низкими налогами или вообще без налогов на финансовые сделки.
Таких стран в мире немало, от Британских Виргинских островов и Макао до Багамских островов и Панамы.
Но даже в таких местах большая часть предоставляемых финансовых услуг абсолютно законна. Все дело в секретности, которая делает их столь привлекательными для мошенников и неплательщиков налогов со всего мира, особенно если регулирующие органы в этих странах слабы или закрывают глаза на нарушения.
Обострение проблемы уклонения от налогов и оборота «грязных» денег
Оборотной стороной проблемы двойного налогообложения в международных отношениях является уклонение от налогов. Уклонение от налогов — такое же старое явление, как и сами налоги. Однако в последние годы оно получило качественно новый характер, связанный с исключительным усложнением налоговых законов, усилением роли крупного бизнеса и монополистических объединений и прогрессирующей интернационализацией экономической жизни. Действительно, прежде уклонение от налогов осуществлялось в основном в форме укрытия получаемых доходов, ухода от регистрации деятельности в налоговом ведомстве или фальсификации налоговых отчетов и деклараций. Все эти действия представляют собой явное и прямое нарушение налоговых законов, и налоговые власти в наши дни научились довольно эффективно с ними справляться (правда, среди некоторых категорий налогоплательщиков — мелких торговцев и предпринимателей, лиц «свободных» профессий и др. — нарушения налоговых законов все еще выходят за рамки «допустимых» пределов). Практика нарушения налоговых законов существует и растет в масштабах и в наши дни, однако на первое место выходит проблема «неявного» обхода налоговых законов.
Самая большая победа Бориса
Борис Беккер, которого не так давно называли «гордостью Германии», погорел на двойном налогообложении. В налоговых декларациях он писал, что живет в Германии меньше трех месяцев в году, а остальное время проводит в княжестве Монако. Это позволяло ему не платить налоги в немецкую казну.
Неблаговидными финансовыми делами знаменитого теннисиста налоговая полиция заинтересовалась случайно. Один из инспекторов познакомился в поезде и разговорился с консультантом по уплате налогов, который хвалился, что придумал для «самого Бориса» немало хитроумных схем ухода от уплаты налогов.
Следствие тянулось долгих семь лет. Полиция провела более 60 обысков на вилле Беккера, в домах его родных, друзей и коллег. Постоянное напряжение отвлекало его от тенниса. Результаты победителя 49 турниров в одиночном разряде резко пошли вниз, и в 1999 году он окончательно ушел из большого тенниса.
Бориса нечаянно, конечно, подвел… преданный болельщик. Ганс Ферд не один год аккуратно вырезал из газет и журналов все, что касалось кумира. Благодаря этому досье из 210 (!) папок полиции удалось доказать, что в Мюнхене теннисист проводил значительно больше трех месяцев в году.
«Легко отделался!» – было написано на лице довольного Беккера, когда он вышел из здания Мюнхенского суда. Вместо 3,5 лет тюрьмы, которые просило обвинение, его приговорили к двум годам условно и штрафу в 600 тыс. евро. Он погасил недоимки и заплатил пени в размере 3 млн евро.
Многомиллионные алименты, а также ряд неудачных инвестиций поставили Бориса Беккера на грань банкротства. От 150-миллионного состояния остались жалкие крохи. Для уплаты штрафа он был вынужден продать роскошную виллу в Мюнхене и переселиться в гостиницу.
Не избегайте — избегайте
Когда дело доходит до уклонения от уплаты налогов, существует множество способов уменьшить ваш налоговый законопроект на законных основаниях.
- Использовать налоговые льготные пенсионные счета, такие как 401 (k) s и индивидуальные пенсионные счета, являются популярными методами уклонения от уплаты налогов.
- Узнайте больше о мире налоговых вычетов и кредитов. Вы можете получить квалификацию, если вы заплатили за обучение, дневной уход, медицинские расходы или даже налоги с продаж. Благотворительные пожертвования также могут помочь вам.
- Ваше налоговое программное обеспечение или налоговый консультант может помочь вам найти правовые варианты уклонения от уплаты налогов.
Требования к компаниям
Требования | Мальта | Кипр |
---|---|---|
Основной тип компаний | Частные компании с ограниченной акциями ответственностью | Акционерная компания с ограниченной ответственностью |
Акционерный капитал | Минимум 1,2 тыс. евро | Минимум 5 тыс. евро |
Акционерный капитал | Минимум 1,2 тыс. евро | Минимум 5 тыс. евро |
Оплаченный капитал | Минимум 20% от заявленного капитала | Может быть не оплачен |
Анонимность | Информация об акционерах, директорах и секретарях мальтийской компании содержится в публичном Регистре компаний и доступна для ознакомления общественности | Данные о директоре публичные, о бенефициаре не подлежат разглашению никаким государственным органам |
Управление | Один директор, один секретарь, акционеров – не менее двух | Директор – минимум один, секретарь (находится только на территории Кипра) – так же, акционеры – 1-50 |
Название компании | На английском языке | Должно оканчиваться на Limited или Ltd |
Стоимость, сроки регистрации | Регистрационный сбор – от 1 до 7,5% от объявленного акционерного капитала, 1-2 недели | 3,7 тыс. евро + НДС, 3-4 недели |
Другие условия | — Подготовка и аудиторская проверка финансовых отчетов ежегодно до 30.09
— Уплата налога на прибыль компании ежегодно до 30.06 — Подача заявления для получения возврата налога 1.07 |
— После прохождения аудита в Регистр предприятий подается два отчета на английском и греческом языках: ежегодный финансовый и налоговая декларация
— На Кипре должен присутствовать офис и секретарь |
Предназначение оффшоров
Изначальное назначение оффшорного предпринимательства — оптимизация налогов. В процессе налогового планирования предпринимателями выбиралась юрисдикция, что оптимально подходила для ведения того или иного вида бизнеса. Преимущества государства, в котором оформлялась компания, должны были максимально совпадать с пожеланиями и возможностями бизнесмена. Среди выгод и плюсов страны отсутствие налогообложения играло далеко не последнюю роль.
Со временем появилось понятие «шелл-компания» (компания-пустышка), чье определение говорит само за себя. Это фиктивная фирма, что создавалась третьими лицами для достижения тех или иных целей, а также сокрытия конечного бенефициара.
Таким образом, оффшорные зоны стали пользоваться огромным спросом среди иностранных инвесторов, так как можно было:
- не платить налоги и, за счет этого, значительно увеличивать прибыль;
- сохранить анонимность истинного владельца.
Современное состояние и тенденции налоговой преступности в некоторых зарубежных странах
Уклонение от уплаты налогов как общественное явление с каждым годом получает все большее распространение. С уверенностью можно говорить о положительной динамике налоговой преступности применительно почти ко всем государствам. Возрастание количества судебных дел о налоговых преступлениях и налоговых спорах можно объяснить несколькими причинами. С одной стороны, совершенствуются механизмы налогового администрирования и техника проверки достоверности предоставленной налогоплательщиком информации, расширяются полномочия служб налоговых расследований, повышается квалификация налоговых работников, — все это приводит к возможности выявлять и раскрывать те налоговые преступления, которые ранее оставались латентными. Таким образом, происходит не только фактический рост количественных показателей налоговой преступности, но и рост числа выявляемых преступных деяний в сфере налогообложения. С другой стороны, усложнение национальных налоговых законодательств (особенно вследствие вступления государств в региональные объединения), активизация правотворческой деятельности судов, которые по результатам разрешения налоговых споров создают новые прецеденты, доктрины и нормы, — приводят к тому, что среднестатистическому налогоплательщику становится все труднее осваивать свои пра од ва и исполнять обязанности в налоговой сфере . Для другой же группы налогоплательщиков — в которую входят корпорации, крупные бизнесмены и, конечно, налоговые консультанты — эта ситуация позволяет изыскивать новые схемы ухода от налогообложения, которые все сложнее поддаются классификации по признаку законности или незаконности. Такая тенденция находит свое проявление и в области семантики. В англоязычной юридической литературе даже появился термин «avoision» — лингвистический гибрид «avoidance» (законное избежание) и «evasion» (незаконное уклонение).
Более того, в научный оборот введено такое понятие, как «институциона-лизация практики уклонения от уплаты налогов», понимаемое как процесс и результат превращения направленной на неуплату налогов деятельности хозяйствующих субъектов в комплекс устойчивых и повторяющихся действий, отражающихся в общественном сознании как легитимные и даже легальные экономические отношения .
В этой связи нельзя не отметить, что сдерживающим фактором ужесточения правовых и процессуальных форм борьбы с налоговыми преступлениями, проводимых в той или иной стране, является то, что такая мера в краткосрочной перспективе приводит к возрастанию рисков ведения предпринимательской деятельности, снижению инвестиционной привлекательности, оттоку капитала в более благоприятные юрисдикции, в долгосрочной перспективе — к ослаблению конкурентоспособности этого государства .
По своей экономической сущности налоги в развитом демократическом обществе выступают в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных и эквивалентных платежей за требуемые каждому гражданину общественные товары . Тем не менее, это не препятствует представителям предпринимательских кругов вести экономическую деятельность и осуществлять налоговую оптимизацию, балансируя на тонкой грани между деятельностью, которая признается законной и той, что является преступной.
Во многих странах Европы уклонение от уплаты налогов рассматривается как разновидность мошенничества, в связи чем данные о налоговой преступности не выделяются из статистики мошенничества. Кроме того, сфера совершения налогового преступления обусловливает то, к какому виду мошенничества оно относится. Уклонение банка от уплаты налога путем фиктивного банкротства — мошенничество в банковской сфере, обманное получение субсидий и дотаций — финансовое или бюджетное мошенничество и т.д. По этой причине сведения о количестве совершенных налоговых преступлений являются косвенными, приблизительными, равно как и данные об уровне теневой экономики.
Вследствие ограниченности необходимого материала и объема настоящего исследования, мы остановимся на отдельных странах Западной Европы.
Размер неуплаченных налогов как состав преступления.
Уклонением от уплаты налогов, приводящем к уголовной ответственности, являются умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Таким образом, обязательным признаком состава преступления является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов.
Ниже в таблице приведен крупный и особо крупный размер не-
уплаченных налогов для физических и юридических лиц, что влечет за собой уголовную ответственность.
Особо крупный размер
900 тыс. руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 10 % подлежащих уплате, либо 2,7 млн руб.
4,5 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 20 % подлежащих уплате, либо 13,5 млн руб.
5 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 25 % подлежащих уплате, либо 15 млн руб.
15 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 50 % подлежащих уплате, либо 45 млн руб.
Крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. По смыслу закона, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 199 (198) УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый (расчетный) период, установленный НК РФ (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Как разъяснил ВС РФ, при расчете крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов судам следует:
- учитывать все факторы (в совокупности), как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов;
- толковать в пользу обвиняемого неустранимые сомнения в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов.
Отдельно Верховный суд высказался о придании обратной силы нормам Закона № 250‑ФЗ [4] , улучшающим положение лица, совершившего преступление. Как указано в Постановлении № 48, при квалификации уклонения от уплаты налогов, совершенного до вступления в силу Закона № 250‑ФЗ, следует учитывать, что уплаченные до его вступления в силу страховые взносы входят в состав исчисляемых платежей, если это приведет к уменьшению доли не уплаченных физическим лицом или организацией платежей в совокупности за соответствующий период. При этом ВС РФ опирался на вынесенное ранее Постановление КС РФ от 09.07.2019 № 27‑П [5] .