Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Техосмотр для покупки ОСАГО
С 1 марта 2021 года диагностическая карта, выдаваемая при прохождении технического осмотра, станет электронной, то есть ее будут только заносить в электронную базу данных ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) без выдачи на руки. Страховые компании уже сейчас обязаны при заключении полиса ОСАГО проверять наличие сведений о прохождении ТО в этой базе. Но если транспортное средство проходит ТО каждые шесть месяцев, то для покупки полиса ОСАГО наличие сведений о техосмотре не требуется.
Каким транспортным средствам потребуется диагностическая карта для покупки ОСАГО в 2021 году? | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год выпуска | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 и ранее |
Мотоциклы; легковые автомобили (кроме такси и предназначенных для обучения вождению); коммерческие автомобили массой до 3,5 т | не требуется | не требуется | не требуется | не требуется | требуется | требуется |
Грузовые автомобили; автобусы; легковые автомобили для работы в такси и обучения вождению | не требуется | требуется | требуется | требуется | требуется | не требуется* |
Тракторы, спецтехника и прочие ТС, стоящие на учете в Гостехнадзоре (при количестве посадочных мест менее восьми) |
требуется | требуется | требуется | требуется | требуется | требуется |
Тракторы и спецтехника с количеством посадочных мест более восьми; автомобили для перевозки опасных грузов |
не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* |
*Не требуется, т.к. проходят ТО чаще одного раза в год |
Каким образом инспекторы ГИБДД будут выявлять неисправности
На другой чаше весов отмененной проверки новый пункт реформы — инспектор ГИБДД имеет право отправить автомобиль на обязательную проверку, если заметны внешние неисправности. Расплывчатая формулировка «при визуальном обнаружении признаков технической неисправности автомобиля, представляющей угрозу безопасности движения» вызывает много вопросов у специалистов.
Игорь Малышев
Александр Товстопят, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр»: «В случае обнаружения на дороге сотрудником ГИБДД нарушения пункта 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей или условиях под которой эксплуатация автомобиля запрещена», например разбитая фара, он имеет право направить автомобиль на стационарный пункт контроля автомобилей
Если проверка пройдена водителем добровольно, инспектор не сможет отправить его на проверку, а проверки технического состояния автомобиля на обочине или в дороге нет.
Проверок значительно поубавилось
с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов по сравнению с 82 ранее. Например, они не будут проверять:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственных регистрационных знаков;
- уровень шума в выхлопной системе;
- наличие подтеканий масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работа штатной противоугонной защиты.
Также отменены и некоторые другие требования по проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля. В случае явных изменений конструкции и дополнительного оборудования, не включенных в регистрационные документы, пройти техосмотр будет невозможно. Аптечки и огнетушители, не проверяемые по новым правилам при техосмотре, должны находиться в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
В соответствии с программой реформирования и оптимизации технического обслуживания в марте 2022 года Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект приказа с Методикой расчета предельных тарифов на технические осмотры, где предполагается определение затрат на технические осмотры на основании данных о фактических проверках затраты организаций, осуществляющих техническое обслуживание, которые действующая методика не учитывает. Ожидается, что расчет тарифов по новой схеме начнется не ранее 2024 года
По методике, действующей с 2012 года, установлением тарифов занимаются региональные власти, которые запрещают официальным точкам корректировать цены. При этом стоимость обслуживания в регионах варьируется от 400 до 1000 рублей. Если АЗС предлагает оформить диагностическую карту за 3000 или 5000 рублей, она, скорее всего, работает по «серой» схеме и включает в тариф дополнительные услуги.
Затраты на техосмотр начали пересматривать еще до того, как процедура стала добровольной. Исходя из стоимости, в Москве она должна быть не менее 2,5 тысяч рублей. По данным Гильдии ремонтников и Союза ремонтников, именно столько в среднем стоят услуги дежурных по СТО. В других городах цены будут примерно такими же. Однако ни одно ведомство пока не прокомментировало ситуацию с ценами.
Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?
При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.
Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.
Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.
Что такое диагностическая карта
Этот документ пришел на смену техталону. Чтобы получить диагностическую карту, владелец или водитель автомобиля должен обратиться на пункт техосмотра (он обязательно должен иметь аккредитацию). Техосмотр машины может проводить и частный эксперт – если он получил лицензию. Все результаты обследования технического состояния заносятся в диагностическую карту, данные о ней фиксируются в едином реестре – ЕАИСТО, а запись об этом хранится 5 и более лет.
Документ формируется в электронной форме, он оформлен в виде таблицы. Диагностическая карта оформляется в 2 экземплярах (один остается у эксперта и хранится 3 года, второй выдается владельцу), она заверяется подписью эксперта, проводившего технический осмотр автомобиля. На основании данных из диагностической карты следует заключение о возможности или о запрете эксплуатации машины. Каждый документ имеет уникальный номер, состоящий из 15-20 знаков, этот номер заносится в ЕАИСТО. Чтобы проверить подлинность диагностической карты, достаточно сделать запрос в электронный реестр, указав этот номер.
Если диагностическая карта была повреждена или утеряна, владелец машины может обратиться к оператору техосмотра за дубликатом, его выдадут бесплатно.
Техосмотр легковых автомобилей в 2020 году включает в себя проверку тех же пунктов, что и в 2019. Мастера проверяют правильность функционирования автомобиля по 65 пунктам, но есть 6 основных направлений:
- Функционирование тормозной системы, проверяется нет ли повреждений, дефектов в работе и прочих недостатков.
- Проверка функций руля: как работает гидроусилитель, подвеска и люфт.
- Наличие и правильное функционирование стеклоочистителей и стеклоомывателей.
- Состояние шин: глубина протектора, степень износа, отсутствие трещин, грыж и прочих визуальных недостатков.
- Диагностика двигательной системы и выхлопов.
- Фары и осветительные устройства.
Как проводится техосмотр
Если вы впервые проходите техосмотр, то лучше сначала ознакомиться с его процедурой, чтобы подготовить автомобиль и получить успешное заключение. Это позволит вам не только с первого раза получить диагностическую карту с заключением об исправности машины, но и сэкономить время и деньги на повторном техосмотре. После того как вы выбрали техстанцию, записываетесь на осмотр и приезжаете в указанное время. Техосмотр включает следующие проверки:
- Оценка укомплектованности автомобиля. Здесь производится осмотр внешнего и внутреннего состояния транспортного средства. Специалисты проверяют наличие трещин лобового стекла, исправность ремней безопасности, клаксона, зеркал, регулировку сидений. В машине должна быть аптечка, огнетушитель и работать знак аварийной остановки.
- Проверка исправности тормозной системы. Машину загоняют на «яму» и исследуют распределение тормозного усилия, выявляют на предмет наличия повреждений, герметичности или коррозии тормозной системы.
- Проверка работы двигателя. Производится оценка топливной и охлаждающей системы, а также их герметичность, уровень шума прочее. Происходит замер выхлопов при работе двигателя и соотношение с показателями экологичности.
- Проверка рулевого управления. Эксперты оценивают плавность хода руля, надежность креплений, есть ли механические повреждения. Также проверяют свободный ход, значения которого не должны превышать установленные производителем.
- Диагностика световых приборов. Проверяется исправность всех лампочек и производится замер светового пучка для головных фар. Они должны быть отрегулированы согласно установленным нормам, даже несоответствие в несколько градусов не позволит вам получить успешное заключение ТО.
- Оценка шин и дисков. Проверяется деформация колесных дисков и шин, надежность креплений, состояние протектора и наличие или отсутствие деформаций.
- Проверка стеклоочистителей.
Исходя из ознакомительного плана проведения техосмотра, теперь вы знаете, как можно себя обезопасить и подготовить свой автомобиль к проверке. Предварительно лучше всего заехать на СТО и устранить все мелкие проблемы или провести комплексную диагностику, если вы знаете, что могут быть и другие проблемы, особенно, когда машина с большим пробегом. Заранее произведите полную мойку автомобиля и позаботьтесь о наличии аптечки и огнетушителя. Это позволит исключить повторное прохождение техосмотра.
Можно ли сделать ОСАГО без техосмотра?
Закон предусматривает некоторые моменты, когда не нужен техосмотр. Сейчас мы их рассмотрим.
- Для перегонки автомобилей предусмотрен транзит на 20 дней. На этот срок не требуется прохождение ТО. В таком случае оформляется транзитный полис, не предусматривающий предоставление диагностической карты. В исключительных случаях, когда нет возможности провести ТО машины, некоторые СК идут навстречу страхователям и выписывают транзитный полис на 20 дней, ставя отметку в графе «особые условия» — «до места следования к СТО». Такое иногда допускается.
- Если у вас на руках действующая Зелёная карта, то техосмотр не нужен.
- Новый автомобиль так же не нуждается в техническом осмотре. Если у Вас новый автомобиль, то прохождение ТО потребуется только по прошествии 3-х лет с момента его покупки в автосалоне. Имеется в виду то, что автомобиль может быть изготовлен, например, в марте 2014 года и простоял на продаже около года. Купив его в январе 2015 года, Вы получите сервисную книжку и там будет стоять как дата выпуска а\м, так и дата его продажи. Так вот, согласно сервисной книжке, прохождение ТО должно произойти по прохождении трёх лет с момента покупки нового автомобиля, то есть в январе 2018 года.
В свете всего вышесказанного, отвечая на вопрос:- Нужен ли техосмотр для ОСАГО, отвечаем – нужен, за исключением некоторых особенностей.
Нужно ли проходить техосмотр для получения полиса ОСАГО?
От необходимости прохождения техосмотра освобождаются авто категории B, возраст которых не превышает трех лет. Кроме того, законодатель определяет следующие условия для прохождения техосмотра в зависимости от категории, к которой относится транспортное средство:
- для автомобилей, относящихся к категории B, мотоциклов, прицепов и полуприцепов процедура диагностики должна производиться спустя 3, 5 и 7 лет со дня производства транспортного средства;
- технический осмотр авто категории C должен проводиться ежегодно;
- транспортные средства, предназначенные для перевозок людей (например, автобусы), должны проходить техосмотр с периодичностью в полгода.
Изменения 1 октября 2021 года
Как мы указали выше в обновлённой информации, Правительство РФ автоматически продлило все диагностические карты на автомобили, срок действия которых заканчивается в период с начала весны и до конца сентября текущего года.
Таким образом, имеем 3 варианта действия последних поправок.
- Если ваш техосмотр закончился до 1 марта 2021 года, то вам нужно проходить техосмотр без каких-либо отлагательств и продлений.
- Если ваша карта перестаёт действовать в период с 1 марта по 30 сентября 2021, то её срок автоматически продлевается до 1 октября. То есть ехать на пункт ТО придётся только с октября, а до этого диагностическая карта признаётся действующей, несмотря на дату, указанную непосредственно на ней.
- Соответственно, если у вас техосмотр закончится после 1 октября, то вам также нужно сразу же ехать получать новый.
Где пройти техосмотр для ОСАГО
Ранее для прохождения технического осмотра автомобиля следовало отправляться в Государственную Инспекцию Безопасности Дорожного Движения, отстоять огромную очередь и заполнить кипу бумаг.
Однако сейчас все по-другому. На данный момент для получения техосмотра при страховании ОСАГО вы можете обратиться в любой специализированный центр, главное – чтобы он был аккредитован.
Когда три года с покупки авто пройдут, и вам понадобится пройти осмотр, вы можете приобрести карту прямо в страховой компании. Многие страховщики занимаются продажей и выдачей этих документов. Тут стоит оговориться, именно многие, но не все. Поэтому перед визитом в страховую компанию уточните на их сайте или по телефону наличие такой услуги.
Также существуют компании, которые называют себя аккредитованными и доставляют карту прямо к вам домой. Однако мы настоятельно рекомендуем не пользоваться услугами таких фирм. Зачастую это мошенники, которые попросят предоплату и скроются после ее получения. В таком случае вы потеряете свое время, деньги, да и диагностическую карту не получите.
Можно ли в страховой делать техосмотр
Организация и проведение технического осмотра автотранспорта регламентированы нормами закона №170 ФЗ 2001 года, который наряду с другими требованиями предусматривает следующие:
- Диагностику разрешено проводить только аккредитованным операторам, располагающим технической базой для проверки автомобиля.
- Граждане и юридические лица вправе выбрать любого оператора, исходя из своих предпочтений (территориальности, цены услуги, графика работы).
- Услуга предоставляется по гражданскому договору между владельцем автотранспорта и оператором.
- Оператор несет, предусмотренную законом ответственность, за предоставление качественной услуги (проверки в полном объеме и выявление недостатков, влияющих на безопасность движения).