ФНС рассчитала налоговую нагрузку по отраслям в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС рассчитала налоговую нагрузку по отраслям в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Расчет налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).

От налогового манёвра отказываться не планируют

Основную прибыль добывающие компании получают не на внутреннем рынке, а за счёт экспорта. Это стараются учитывать и законодатели. Яркий пример — налоговой манёвр в нефтяной отрасли. Здесь рост НДПИ призвано компенсировать снижение экспортных пошлин.

Критики инициативы указывали, что налоговой манёвр приводит к росту цен на внутреннем рынке. Однако, как отметил на Российской энергетической неделе (РЭА) заместитель министра финансов Алексей Сазонов, в новых условиях этот недостаток в значительной степени нивелируется.

«Основной проблемой в налоговом манёвре было то, что маржа больше уходила в добычу, в ущерб для переработки. В сегодняшних условиях мы видим, что маржа переработки устойчива, для комплексного завода практически в два раза превышает исторические уровни. В этих условиях каких-то рисков для завершения налогового манёвра мы не видим. В 2023 году будем продолжать поступательное движение, как и планировалось: снижение экспортных пошлин, повышение НДПИ», — заключил г-н Сазонов.

В то же время для угольной отрасли этой осенью, по информации «Коммерсанта», напротив, обсуждалось введение экспортных пошлин. Однако законодатели пока не стали спешить с этим решением.

Читайте также:  Ставки сборов и таможенных пошлин при импорте и экспорте в 2022 году

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

Читайте также:  ФНС опубликовала образцы платежных поручений по ЕНС для разных случаев

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль в 2018 году

Инспекторы стали чаще требовать пояснения о низкой нагрузке по налогу на прибыль. Об этом нам рассказали читатели. Налоговую нагрузку инспекторы считают по следующей формуле.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма налога из строки 180 листа 02 декларации : Сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации х 100%

Раньше инспекторы на проверках ориентировались на безопасный уровень нагрузки по налогу на прибыль: 1 процент для торговых компаний и 3 процента — для производства (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). ФНС отменила эти рекомендации (письмо от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490). Теперь инспекторы на местах сравнивают нагрузку компании по налогу на прибыль со средним значением в своем регионе для конкретного вида деятельности. Конкретное значение они указывают в запросе о причинах низкой нагрузки.

Налоги: плата за цивилизованную жизнь или тяжелая ноша?

Уплата налогов – обязанность всех юридических и физических лиц. Это в идеале, а на практике все по-другому.

Недавно Игорь Сечин, глава «Роснефти», отметил, что его компания – главный налогоплательщик России. Одновременно с подобными заявлениями он ратует за налоговые послабления для своей компании. Имеет ли он какое-либо право требовать налоговые льготы? Кто должен платить налоги первой статьей?

Энергодобывающая сфера, как создающая низкую добавленную стоимость, должна облагаться самыми высокими налогами. Напротив, в высокотехнологичных и перерабатывающих сферах налоговая нагрузка должна быть существенно ниже. Именно эти отрасли имеют наибольшую добавленную стоимость, которая и дает большие налоговые поступления. Усилия налоговиков требуется направить на увеличение налогов в добывающей сфере.

Индивидуальные налоговые льготы запрещаются налоговым кодексом, о чем гласит отдельная статья. Налоговые послабления не могут быть представлены конкретному юридическому или физическому лицу. Льготы должны предоставляться по групповому принципу в единой конкурентной среде. При другом раскладе некто получит преимущества на профильном рынке, что негативно скажется на других игроках. Всегда должны соблюдаться справедливые условия конкуренции. В противном случае экономика регрессирует. Необходимость введения прогрессивного подоходного налога кажется уже просто необходимой.

Расчет налоговой нагрузки по НДС

Рассчитывается для организаций, работающих на ОСНО. В качестве базы (с учетом льгот по НК РФ) по этому виду налога относят такие показатели:

  • реализация товаров, услуг и работ
  • ввоз товаров на территорию РФ

В соответствии с НК РФ, определены следующие размеры ставок НДС: 0%, 10%, 18%.

Налоговая нагрузка для НДС может быть рассчитана:

При налоговой базе компании, ориентированной на внутренний рынок: ННндс = Нндс * 100 / НБрф

где ННндс – нагрузка по НДС, %

Нндс – сумма НДС по строке 040 раздела 1 декларации по НДС

НБрф –база по НДС по данным строк 010-070 графы 3 декларации (по рынку РФ)

При налоговой базе компании, ориентированной на внутренний и внешний рынок: ННндс = Нндс * 100 / (НБрф + НБ эксп)

где ННндс – нагрузка по НДС, %

Нндс – сумма НДС — по строке 040 раздела 1 декларации по НДС

НБрф – база по НДС по данным строк 010-070 графы 3 декларации (по рынку РФ)

НБ эксп – налоговая база сумма строк 020 IV разд. специальной декларации

Читайте также:  Инструкция: проверяем паспорт на действительность в интернете

Уровень собираемости налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 1999 году

 Уровень 
налоговой
нагрузки
 Регионы 
Высокий 
(более 85%)
Республики: Адыгея, Ингушетия и Тыва 
Края: Краснодарский
г. Москва
Автономные округа: Ненецкий, Коми - Пермяцкий,
Ханты - Мансийский, Корякский и Агинский Бурятский
Выше 
среднего
(75 85%)
Республики: Карелия 
Края: Приморский и Ставропольский
Области: Вологодская, Волгоградская, Тюменская,
Липецкая, Калужская, Астраханская, Сахалинская,
Новгородская, Челябинская и Орловская
г. Санкт - Петербург
Еврейская автономная область
Средний 
(65 75%)
Республики: Саха (Якутия), Коми и Северная 
Осетия - Алания
Края: Хабаровский
Области: Ленинградская, Псковская, Иркутская,
Ростовская, Архангельская, Владимирская, Пермская,
Новосибирская, Московская, Ивановская,
Оренбургская, Брянская, Ярославская, Камчатская,
Смоленская и Тульская
Ниже 
среднего
(55 65%)
Республики: Удмуртская, Дагестан, 
Карачаево - Черкесская
Края: Алтайский и Красноярский
Области: Свердловская, Воронежская, Саратовская,
Томская, Калининградская, Кировская, Пензенская,
Тверская, Нижегородская, Мурманская, Рязанская,
Белгородская и Тамбовская
Автономные округа: Усть - Ордынский Бурятский
Низкий 
(ниже 55%)
Республики: Чувашская, Алтай, Марий Эл, Бурятия, 
Татарстан, Мордовия, Калмыкия, Башкортостан,
Хакасия, Кабардино - Балкарская
Области: Костромская, Ульяновская, Омская,
Амурская, Курская, Читинская, Магаданская,
Кемеровская, Курганская и Самарская
Автономные округа: Эвенкийский, Таймырский
(Долгано - Ненецкий), Чукотский и Ямало - Ненецкий

Формула расчёта налоговой нагрузки

Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС. Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса. Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе.

Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах. Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты: Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;

Что думают представители ювелирного бизнеса

Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:

«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.

Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.

Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.

В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.

И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.

Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.

Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *