Что такое КФХ. Объясняем простыми словами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое КФХ. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г.
Такая правовая форма была предусмотрена Законом РСФСР 1990 года. Закон регламентировал деятельность в образованном фермерском хозяйстве и имущественные отношения его членов.
КФХ – самостоятельный субъект хозяйствования с правами юридического лица, представленный одним гражданином, членами семьи или лицами, осуществляющими производственные работы, деятельность по переработке и реализации сельхозпродукции на основе использования имущества, находящихся в их пользовании земельных участков.
Земельные участки могли быть взяты в аренду, находиться в пожизненно наследуемом имуществе или в собственности. Главой хозяйства являлся один из членов коллектива совместно ведущего хозяйство, дееспособный, трудоспособный человек.
Следует особо сказать, что право открывать КФХ имел каждый каждый совершеннолетний гражданин, имеющий опыт работы в с/х и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку.
Статус юридического лица КФХ приобретало после регистрации в гос. органе.
Правила оформления договора
В соглашении указываются следующие сведения:
- глава крестьянского фермерского хозяйства и другие учредители, объем их полномочий;
- особенности формирования и использования совместной собственности;
- схема распределения продукции или доходов внутри общества;
- правила вступления в общество и выхода из него; другие особенности хозяйствования.
Регистрация крестьянского фермерского хозяйства происходит после подачи в территориальную налоговую инспекцию пакета учредительных документов. Сюда входит:
- подписанное участниками соглашение;
- копии паспорта главы объединения и других членов, подтверждающих их родство;
- свидетельство о получении ИНН;
- бизнес-план;
- заявление о намерении создать предприятие, подписанное главой общества и заверенное нотариусом;
- квитанция об уплате госпошлины.
Особенности юридического оформления КФХ
Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.
Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.
Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:
- добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
- добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
- индивидуальный предприниматель;
- гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.
Перспективы фермерских хозяйств
В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.
Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.
КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения — производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.
Место жительства граждан
1. Понятие места жительства
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК).
Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ .
Место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Мало, например, назвать только населенный пункт, надо указать улицу, номер дома, квартиры. В случае спора о том, является ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков — постоянного или преимущественного проживания его в данном месте.
Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.
Понятие «преимущественное проживание», содержащееся в ст. 20 ГК, имеет существенное значение, поскольку жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах.
Правило о том, что гражданин должен иметь определенное место жительства, как правильно отмечено в литературе, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства .
2. Выбор места жительства
Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и Конституцией РФ (ст. 27). Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом (ст. 150 ГК).
Провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон вместе с тем устанавливает, что возможно и ограничение этого права. Согласно ст. 8 Закона о свободе передвижения право граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничение свободы выбора места жительства, как видно из приведенного перечня, продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.
Согласно названному выше Закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет должен полностью заменить привычную для граждан нашей страны прописку. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными по этому месту жительства.
По смыслу закона (ст. 18 ГК) право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правильным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граждане могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя.
Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим законом, место жительства. Во-первых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК). В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают. Во-вторых, местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.
Право свободного выбора места жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Федерации. Однако нередки случаи, когда поселиться на территории РФ, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отношения регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции на территории РФ.
3. Место жительства переселенцев и вынужденных переселенцев
Переселенцами признаются лица, которые меняют место жительства в связи с переездом в другую местность не в индивидуальном порядке, а по решению компетентных государственных органов, принятому в связи с определенными событиями: затоплением населенного пункта при строительстве гидротехнических сооружений, невозможностью проживания в прежнем месте жительства по причине его зараженности радиацией или какими-то ядовитыми веществами, а также по природным условиям (угроза схода лавин, оползней и т.п.). Переселенцы во всех подобных случаях меняют прежнее место жительства на новое. При этом на соответствующие государственные органы, организации и предприятия возлагается обязанность обеспечения переселенцев жильем, работой и другими средствами для нормальной жизни.
Иногда переселение осуществляется по соглашению граждан с государственными и иными органами с целью освоения отдаленных и малонаселенных территорий, участия в новостройках и т.п. В подобных случаях отношения переселенцев с соответствующими органами определяются нормативными актами и договорами. При этом может быть предусмотрено возвращение переселенцев в прежнее место жительства.
Особый статус предусмотрен законом для вынужденных переселенцев. Вынужденным переселенцем признается гражданин, покинувший место жительства не по своему желанию или распоряжению компетентного органа, а вынужденно, вследствие совершенного в отношении его лично или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Возможные виды фермерских хозяйств
После выяснения типа КФХ проще определиться с его видом деятельности. Всего таких типов существует четыре:
- Хуторское КФХ. Оно характеризуется компактным расположением, все постройки возводятся, что называется, с нуля. В силу того, что такой тип фермерского хозяйства требует больших финансовых вливаний, он не очень популярен. Однако, если вам нужно большое пространство для будущей деятельности, этот вариант будет подходящим.
- Отрубное фермерское хозяйство. Оно достаточно велико и подходит для вахтового метода. Обычно здесь имеет место плотное размещение различных строений, что заставляет предпринимателя задуматься над логистикой. Однако его плюсы в том, что оно позволяет совмещение нескольких видов животноводства.
Особенности правового режима имущества КФХ
Основным документом, который содержит информацию о членах КФХ, его имуществе, полномочиях главы КФХ и порядке управления в хозяйстве, является соглашение о создании фермерского хозяйства (ст. 4 Закона о КФХ). Согласно ст. 257 ГК РФ и ч. 3 ст. 6 Закона о КФХ правовым режимом имущества КФХ является право общей совместной собственности, если соглашением между членами КФХ не установлено иное. Доли членов КФХ при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами КФХ.
Члены КФХ сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом КФХ также определяется соглашением о создании КФХ.
В силу чрезвычайной важности соглашения между членами КФХ для определения правового режима имущества КФХ данный документ необходимо запрашивать наряду со свидетельствами о государственной регистрации главы КФХ и его постановке на налоговый учет в составе пакета правоустанавливающих документов по заемщику, а в случае, если указанное соглашение не заключалось, — требовать представления соответствующей справки за подписью главы КФХ.
Закон о КФХ не содержит специальных норм о залоге имущества КФХ. Применительно к движимому имуществу арбитражная практика исходит из отсутствия каких-либо ограничений или запретов на его залог. В качестве примеров залога такого имущества (сельскохозяйственной техники и оборудования) можно привести Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.06.2006, 20.06.2006 N Ф03-А04/06-1/1127 по делу N А04-7169/05-23/231 и Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.2008 N Ф04-1504/2008(1715-А03-8) по делу N А03-6561/2007-25.
Особенности залога земель КФХ будут рассмотрены ниже.
В этом деле ответчик (КФХ) заявлял о том, что заложенное имущество находится на мобилизационном предписании и не может отчуждаться в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», однако не смог документально подтвердить свои доводы.
В силу ч. 2 — 3 ст. 8 Закона о КФХ распоряжение имуществом КФХ осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой КФХ. По сделкам, совершенным главой КФХ в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в ст. 6 Закона о КФХ. Сделка, совершенная главой КФХ, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах. В этом можно усмотреть второй риск, связанный с кредитованием КФХ, — риск признания договора, подписанного от имени КФХ главой КФХ, заключенным в личных интересах главы КФХ.
При буквальном толковании приведенных норм можно прийти к выводу о необходимости обосновывать предоставление в залог имущества КФХ в обеспечение кредитных обязательств интересами самого фермерского хозяйства (в особенности, когда КФХ закладывает собственное имущество по кредиту, предоставленному банком третьему лицу, т.к. в этой ситуации происходит обременение имущества КФХ, а взамен этого КФХ не получает каких-либо явных материальных выгод). Однако судебная практика не ограничивает правоспособность залогодателя — фермерского хозяйства целевой направленностью . Получается, что глава КФХ «по умолчанию» совершает все сделки в интересах КФХ. Этот интерес презюмируется, пока не будет доказано, что глава КФХ заключал сделку в своих личных интересах.
Правовые особенности КФХ
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.
Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.
Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.
Несмотря на то, что законодательной чёткости в определении крестьянско-фермерское хозяйства нет, в России его регистрируют достаточно часто. По состоянию на 1 марта 2017 года в ЕГРИП числилось 150 634 КФХ, из них в 2016 году зарегистрировано 25 845 субъектов.
Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:
- основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
- крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
- главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
- смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
- членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
- допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
- члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
- имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
- сделки от имени КФХ заключает его глава;
- фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
- член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
- в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.
По своей правовой природе (наличие нескольких членов, действующих по соглашению и имеющих доли в совместном имуществе) фермерское хозяйство похоже на юридическое лицо, но полная имущественная ответственность по обязательствам сближает его с ИП.
В целом, если вы хотите начать бизнес в аграрной сфере, то регистрация крестьянского фермерского хозяйства необязательна. С таким же успехом можно открыть ООО или ИП, которые будут работать на специальном налоговом режиме ЕСХН.
Пожалуй, основной причиной популярности регистрации КФХ в России можно назвать специальные программы господдержки, многие из которых спонсируют именно крестьянские хозяйства, а не ИП или организацию. Если вас привлекла одна из таких госпрограмм поддержки начинающих фермеров, мы расскажем, как зарегистрировать фермерское хозяйство в налоговой инспекции.
Как получить землю для сельскохозяйственной деятельности?
Сложность получения землю для сельскохозяйственной деятельности не настолько сложный процесс, как может показаться. Государством создана специальная программа для поддержки начинающих аграрных предпринимателей. Поддержка включает в себе разные мероприятия и правовые аспекты, которые стимулируют фермерскую деятельность.
Процесс аренды земли имеет некоторую сложность, но широкий выбор правовых аспектов делает процесс оформления намного легче.
Официальный статус аренды открывает множество преимущественных путей, но придется платить налоги. Также возможно арендовать землю в большом количестве и в упрощенном порядке. Проще говоря, сложность аренды заключается в том, что в земельном законодательстве много новых нововведений. Они в свою очередь имеет при себе некоторые «пеньки», через которые можно легко споткнуться.
Действия уполномоченных органов
Местный институт власти либо соответствующее землеустроительное учреждение по его поручению, в соответствии с заявлением либо обращением госструктуры и с учетом зонирования местности, в месячный срок обеспечивают составление и утверждение проекта границ участка. В четырнадцатидневный срок должно быть принято решение о предоставлении надела заявителю безвозмездно либо за плату в собственность или в аренду. К постановлению прикладывается проект границ. Заключение договора аренды или купли-продажи участка для формирования хозяйства, ведения деятельности или расширения объединения осуществляется в течение недели после предоставления заявителем кадастрового плана в исполнительный орган государственно (местной) власти. Решение об отказе в предоставлении участка должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано в суде.
Правовой режим активов
Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.
По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.
В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.
В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.
Как государство поддерживает КФХ
Кроме льготного выделения земельных участков, есть целый ряд типов государственных грантов. В 2020 г. величина государственного гранта в некоторых регионах достигала трех миллионов рублей. Можно выделить следующие разновидности грантов, которые выдаются властями для поддержки КФХ:
- на покупку земли, проведение сельскохозяйственных коммуникаций и постройку аграрных объектов;
- на приобретение животных;
- субсидии, чтобы модернизировать собственное агрохозяйство;
- субсидии, чтобы частично погашать расходы на лизинг сельскохозяйственной техники;
- возмещение расходов на приобретение удобрений.
Чтобы получить государственный грант, требуется составить и подать заявление непосредственно в местную администрацию, собрав всю нужную документацию. Ее перечень может немного различаться в разных российских регионах. Однако в любом случае понадобится бизнес-план, в котором необходимо рассчитать окупаемость государственного гранта в период не более чем пять лет.
На основании свидетельства
Сегодня закон обязывает каждого ИП указывать в каждом договоре номер свидетельства о государственной регистрации. Наряду с этими данными должна быть указана дата, когда свидетельство было выдано. Правда, нет необходимости в самом тексте договора писать фразу «ИП, действующий на основании свидетельства № от…» Логичнее и правильнее указывать эти данные в конце документа рядом с местом, где ставится подпись и печать, если она есть у предпринимателя.
К тому же, такая формулировка считается ошибочной. Ее обычно используют в типовых договорах, а для индивидуального предпринимателя не разработаны подобные формы документов. При составлении подобных актов, он должен руководствоваться общими положения Гражданского Кодекса.
Кто может быть главой КФХ
Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение — наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:
Ближайшие родственники главы — родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников — 16 годами.
Другие граждане — количество таких лиц ограничено 5 членами.
Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:
Кто относится к членам КФХ.
Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.
В каком порядке осуществляется управление.
Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.
Как формируется и распределяется имущество КФХ.
По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.
В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.
Другие условия.
Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель — глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник — один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.
Тема контрольной работы: «Правосубъектность крестьянско-фермерск го хозяйства».
В соответствии со ст. 2 ГК РФ субъектами регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. По смыслу данной статьи ГК РФ указанный перечень является исчерпывающим. Вместе с тем характеристики отдельных субъектов, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, не охватываются понятием физического либо юридического лица, что позволяет делать вывод о наличии переходных юридических форм, являющихся правосубъектными единицами.
Как справедливо отмечает Т.Е. Абова, крестьянское хозяйство занимает особое место в ГК РФ, гражданско-правовой статус хозяйства нельзя определять «через призму его главы или через юридическую личность»1. С юридической точки зрения правосубъектность крестьянского хозяйства характеризуется следующими основными признаками: хозяйство должно быть признано юридическим лицом, крестьянское хозяйство — субъект особого рода, в том числе крестьянское хозяйство — совокупный предприниматель, крестьянское хозяйство — не правосубъектное объединение — простое товарищество ведущих его граждан. Налоговое законодательство отождествляет крестьянское хозяйство с его главой. Рассмотрению данного вопроса и посвящена данная контрольная работа.
Объектом исследования контрольной работы являются отношения, возникающие в процессе деятельности крестьянско-фермерс ого хозяйства.
Предметом исследования являются теоретические положения, характеризующие правосубъектность крестьянско-фермерск го хозяйства, нормативные правовые акты в указанной области.
Цель исследования заключается в обобщении положений теоретических источников, а также в системном анализе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность крестьянско-фермерск го хозяйства, и последовательном изложении результатов исследования.
Для написания работы были использованы учебные пособия, монографии, публикации в периодических изданиях, а так же справочно-правовая система «Консультант плюс».
Требования к организационной форме
Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:
- КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
- оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).
Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:
- с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
- с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
- с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
- до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.
Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:
- встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
- создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.
Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:
- фермерское хозяйство;
- его глава.
Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.