Налоги на малый бизнес в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на малый бизнес в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В момент регистрации в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя или организации (ООО) вы вправе выбрать и установить специальный налоговый режим, подходящий под род деятельности вашего предприятия. Это предусмотрено в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности П.7 ст.12.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
УСН, или «упрощенка», самая распространенная и самая старая система налогообложения. При ее использовании не нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество и налог на прибыль.
Базой для начисления налога могут быть:
- «Доходы» — ставка 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
- «Доходы минус расходы» — ставка 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально. Если же расходы превышают доходы, заплатить нужно минимальную ставку — 1% от годовой суммы дохода, а убытки текущего периода переносятся на следующие годы, уменьшая налоговую базу этих лет.
Применять УСН могут как компании, так и индивидуальные предприниматели. Но есть ряд условий:
- не более 130 сотрудников,
- не более 200 млн рублей выручки,
- остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей,
- доля участия других организаций в уставном капитале организаций — не более 25%,
- отсутствие у компании филиалов.
Упрощенная система (УСН).
Единый налог на УСН заменяет налог на прибыль для организаций и НДФЛ для ИП. Организации на УСН освобождены от уплаты НДС, при использовании этого спецрежима НДС рассчитывать и уплачивать не нужно.
Для вновь зарегистрированных ИП уведомление о переходе на УСН необходимо направить не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс 26.2 |
Необходимая отчетность |
Организации:
Индивидуальные предприниматели:
Декларацию по УСН все юридические лица (организации и ИП) подают 1 раз в год, по окончании годового отчетного периода. |
Совместимость с другими специальными режимами |
Возможно. |
Сотрудники |
Возможно иметь штат сотрудников, он не должен превышать 130 человек. |
Вид деятельности |
Регламентируется статьей 346.12 НК РФ |
Налоговая база |
|
Налоговая ставка |
Доходы: 6% Доходы минус расходы: 15% В зависимости от региона ставка может изменяться. |
Уплата налога |
Авансовыми платежами, не позднее 25 календарных дней со дня окончания квартала. Итоговый налог за год уплачивается с учетом авансовых платежей. |
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Применяется для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс РФ глава 26.1 |
Необходимая отчетность |
Налоговая декларация, подается 1 раз в год. |
Вид деятельности |
Основная деятельность – производство сельскохозяйственной продукции, с долей доходов от нее не менее 70%. Рыбные хозяйства, которые имеют в наличии (собственность или аренда) судна, а так же штат сотрудников не выше 300 человек. |
Налоговая база |
Доходы минус расходы. |
Налоговая ставка |
Доходы минус расходы: 6% В зависимости от региона ставка может понижаться, вплоть до 0%. |
Уплата налога |
2 раза в год. За полугодие и за год. |
Ограничения |
Нельзя работать по агентским договорам поручения и комиссии, заключать договоры простого или инвестиционного товарищества, доверительного управления. |
Налог на профессиональный доход (НПД).
Данный вид специального налогового режима применим к физическим лицам, которые ведут свою деятельность в статусе САМОЗАНЯТОГО. Есть ряд ограничений видов деятельности для данного статуса.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ |
Необходимая отчетность |
Без декларации |
Вид деятельности |
Самая простая предпринимательская деятельность без:
|
Налоговая база |
Доход. |
Расчет налога |
4% — при реализации физическим лицам; 6% — при реализации ИП и юридическим лицам. |
Иные расходы |
Можно в рамках добровольного пенсионного страхования. |
Для налогообложения профессионального дохода Налоговым кодексом предусмотрены две ставки налога – 10 % и 20 %.
Ставка в размере 10 % применяется в отношении профессионального дохода, полученного от физических лиц (независимо от размера), от иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от размера) и от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей.
В случае, если профессиональный доход, полученный от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, превысит 60,0 тысяч белорусских рублей, то сумма превышения облагается по ставке 20 %.
Учет профессионального дохода осуществляется налоговым органом на основании чеков, сформированных физическим лицом-плательщиком НПД в приложении «Налог на профессиональный доход».
При выявлении налоговым органом факта получения плательщиком профессионального дохода без формирования чека посредством приложения «Налог на профессиональный доход» налог с этого дохода будет исчислен налоговыми органами по ставке 20 % без учета льгот по НПД.
Для впервые зарегистрированного в качестве плательщика НПД физического лица, Налоговым кодексом предусмотрено право на льготу в виде уменьшения суммы дохода на сумму налогового вычета в размере 2 000 рублей. Налоговый орган самостоятельно будет применять данный вычет последовательно в отношении полученных плательщиком доходов.
В случае, если физическое лицо будет снято с учета в качестве плательщика НПД, а впоследствии повторно начинает применять НПД, остаток неиспользованного налогового вычета не восстанавливается. Налоговый вычет после его использования повторно не предоставляется.
Кроме того, пенсионеры — плательщики НПД имеют право на льготу в виде освобождения от уплаты взносов в ФСЗН. Для них установлены пониженные ставки – 4 % и 8 %, соответственно, вместо ставок 10 % и 20 %.
Для применения НПД физическое лицо обязано использовать цифровую платформу – приложение «Налог на профессиональный доход» («Профдоход»), которая является программным обеспечением Министерства по налогам и сборам.
Скачать его можно бесплатно с официального сайта Министерства по налогам и сборам на смартфон или компьютер (включая планшетный), подключенные к сети Интернет, и до начала деятельности через приложение проинформировать налоговый орган о применении НПД. С помощью данного приложения также производится передача сведений о сумме расчетов с покупателями товаров (работ, услуг) и информации о прекращении применения НПД.
Если физическое лицо приняло решение о прекращении специального режима налогообложения, а в последующем такое решение будет изменено, то повторно перейти на применение НПД можно будет не ранее 1-го числа второго месяца, следующего за месяцем, в котором прекращено НПД.
Уплачивать НПД необходимо за отчетный месяц. О сумме, подлежащей уплате, налоговый орган уведомит физическое лицо через приложение «Профдоход».
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Место и роль специальных налоговых режимов в экономике РФ
Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.
В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным российским законодательством о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специального налогового режима, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.
Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется НК РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений что это
2.1. Общие требования к установлению дополнительных нормативов отчислений
Субъекты Российской Федерации (муниципальные районы, городские округа с внутригородским делением) обладают правом установления дополнительных нормативов отчислений от налоговых и отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением), в бюджеты муниципальных образований (поселений, внутригородских районов).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под дополнительным нормативом отчисления понимается относительная величина, равная доле поступления, распределяемого в другой бюджет, при этом:
— дополнительные единые нормативы отчислений имеют одинаковый размер для всех муниципальных образований одного вида;
— дополнительные дифференцированные нормативы отчислений могут различаться по своим размерам между различными муниципальными образованиями, в том числе между муниципальными образованиями одного вида.
Дополнительные единые нормативы отчислений устанавливаются от любых налоговых и ряда неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением).
Особый случай представляет собой установление дополнительных единых нормативов отчислений от налогов в целях разграничения налоговых доходов между муниципальными районами и сельскими поселениями. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут передать налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, в бюджеты сельских поселений. Передача осуществляется законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований по дополнительным единым для всех сельских поселений нормативам отчислений с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть в пределах 8 процентов дополнительного единого норматива отчислений от НДФЛ и 20 процентов дополнительного единого норматива отчислений от единого сельскохозяйственного налога.
Объем переданных налоговых доходов должен определяться исходя из принципа сбалансированности бюджетной системы, то есть соответствовать разграничению расходных полномочий между местными бюджетами и решаемых органами местного самоуправления вопросов местного значения. Осуществлять передачу налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сельским поселениям следует в случае, если за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации закреплены вопросы местного значения городских поселений, решаемые муниципальным районом на территории сельских поселений.
Дополнительные единые нормативы отчислений могут устанавливаться по следующим неналоговым доходам, подлежащим зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением):
Дополнительные дифференцированные нормативы отчислений устанавливаются по НДФЛ и по акцизам на ГСМ.
Особенности установления единых и дифференцированных нормативов отчислений указаны ниже (таблица 2).
Дополнительные единые нормативы отчислений от налогов, установленные законом субъекта Российской Федерации, если проекты местных бюджетов составляются сроком на три года, не могут снижаться в течение трех лет, кроме случаев внесения изменений в федеральные и региональные законы, приводящих к перераспределению полномочий и доходов между региональным и муниципальным уровнями, а также между муниципальными районами и поселениями, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами.
В случае, если проекты местных бюджетов составляются и утверждаются на один год, субъект Российской Федерации имеет право изменить дополнительные единые нормативы отчислений от налогов начиная с очередного финансового года, тем не менее в этом случае рекомендуется также закреплять дополнительные единые нормативы отчислений на срок не менее трех лет, то есть рекомендуется вносить в закон, устанавливающий дополнительные единые нормативы отчислений, изменения, вступающие в действие на второй год планового периода.
Муниципальные районы и городские округа с внутригородским делением имеют право изменить дополнительные единые нормативы отчислений начиная с очередного финансового года, однако им также рекомендуется закреплять дополнительные единые нормативы отчислений на срок не менее трех лет, то есть рекомендуется вносить в решение, устанавливающее дополнительные единые нормативы отчислений, изменения, вступающие в действие на второй год планового периода.
Дополнительные единые нормативы отчислений должны быть одинаковы для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу (городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район), и устанавливаться на неограниченный срок отдельным законом (решением) или законом (решением), регулирующим межбюджетные отношения.
Особенности перехода на спецрежимы
Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.
Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.
Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.
Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:
- Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
- Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
- Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
- В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.
Понятие и разновидности специальных налоговых режимов
Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.
Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:
- УСН. Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
- ЕНВД. Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
- ЕСХН. Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
- ПСН. Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
- СРП. Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ состоят:
- из доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных, — по нормативу 100 %;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных, — по нормативу 100 %;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40 %;
- платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, — по нормативу 100 %;
- декларационного платежа — по нормативу 100 %;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, — по нормативу 100 %;
- доходов от продажи и передачи в аренду земельных участков — в соответствии с требованиями БК РФ.