Преступления против военной службы (воинские преступления)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преступления против военной службы (воинские преступления)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Конституцией РФ, а именно 59 статьей закреплено, что защита Родины является долгом и обязанностью каждого гражданина нашей страны. Эта норма является правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы. Именно это требование запрещает уклоняться от такой службы и нарушать порядок ее прохождения.

Законодательные нормативы ответственности военнослужащих

  • Законодательно закреплено, что все армейцы, вне зависимости от должности или воинского звания, могут получить наказание, симметричное совершенным уголовным преступлениям общего характера или правонарушений, затрагивающих аспекты военной службы.
  • Принципы определения ответственности и Процедура порицания отражаются в нескольких государственных актах правого характера.
  • К ним относятся:
  • В основном используются статьи Уголовного Кодекса.
  • Также регламентом выступает Указ Президента №1495. Касается этот документ уставов ВС РФ.
  • Алгоритм реализации наказаний лиц военной профессии прописан также в Приказе №680 от 2016 года Министра обороны РФ.

Согласно законодательству различаются следующие виды последствий, предусмотренных в отношении лиц, служащих в армии:

  • гражданские;
  • дисциплинарные;
  • материальные;
  • административные;
  • уголовные.

Степень противоправных деяний, которые совершил армеец, а также их квалификационная составляющая, оказывает непосредственное влияние на то, какую меру наказания понесёт военный.

Начало и окончание военной службы

Воинская служба начинается:

  • для служащих по призыву в день отправки из военного комиссариата субъекта к месту прохождения службы;
  • для окончивших военные образовательные учреждения в день убытия к месту прохождения службы, указанный в предписании военного комиссариата;
  • для призванных на военную службу после окончания образовательных учреждений, получивших воинское звание офицера в день убытия в отпуск, который предоставляется военным комиссариатом;
  • для военнослужащих по контракту в день вступления в действие контрактных условий;
  • для прошедших службу и поступивших в военные образовательные учреждения с даты зачисления в учебное заведение.

Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим

Наказания, предусмотренные для военных за совершенные ими преступления, выносятся на основании правовых норм РФ, и отражены в УК. Кроме того, ответственность военнослужащих регулируется отдельным документом — Указом Президента №1495, касающимся уставов ВС РФ.

Их применение должно основываться на принципах справедливости и равенства граждан перед законом, только при доказательстве вины и с учетом норм гуманного отношения к личности.

Вид уголовных наказаний при осуждении военнослужащих выбирается исходя из:

  • степени тяжести правонарушения;
  • того, совершено оно армейцем лично или в группе соучастников;
  • реальной и потенциальной общественной опасности;
  • последствий, что повлекли преступление.

Перечень предметов, которые осужденным военнослужащим разрешается иметь

Осужденным армейцам разрешено иметь следующие вещи:

Наименование предмета Количество Ед. измерения
Табачные изделия 1 блок
Спички 1 Уп.
Носовые платки 10 Шт.
Мыло 2 Шт.
Пластмассовый футляр для мыла 1 Шт.
Шампунь 1 Флакон.
Щетка зубная 1 Шт.
Пластмассовый футляр для зубной щетки 1 Шт.
Паста зубная/порошок зубной 1 Тюбик/Шт.
Крем для использования до и после бритья 2 Тюбик.
Бритва (эл./мех) 1 Шт.
Расческа 1 Шт.
Безопасный одноразовый бритвенный станок 5 Шт.
Зеркало 1 Шт.
Щетка для одежды 1 Шт.
Щетка для обуви 1 Шт.
Обувной крем 1 Шт.
Пластмассовый футляр для очков 1 Шт.
Тетрадь 5 Шт.
Ручка 2 Шт.
Карандаш 2 Шт.
Конверт почтовый 10 Шт.
Открытка почтовая 10 Шт.
Марка почтовая 10 Шт.

Сложности на практике

Проблемы при установлении вины в рамках конкретных преступлений обуславливаются конструктивными особенностями ряда составов, обязанностью уполномоченных органов, ведущих расследование, выполнять предписания 2 части 24 статьи УК, согласно которой ответственность за неосторожные преступления ограничена случаями, прямо указанными в соответствующих нормах Особенной части.

Читайте также:  Особенности купли и продаже автомобиля по генеральной доверенности

В качестве ключевого показателя формы вины выступает психическое отношение гражданина к содеянному. По 1 части 24 статьи УК, виновным признается субъект, который совершил преступление умышленно или по неосторожности. В свою очередь, отношение к последствиям может быть и неосторожным, и умышленным или только лишь неосторожным.

К примеру, в 1 части 332 статьи устанавливается наказание за невыполнение подчиненным распоряжения начальника, если это причинило существенный ущерб служебным интересам. В ч. 3 этой же нормы закреплена санкция за неисполнение приказа в связи с небрежным или недобросовестным отношением к своим обязанностям, вызвавшее тяжкие последствия. Из этого вытекает, что в 1 части отношение лица к содеянному предполагает умысел. В свою очередь, вина относительно причиненного вреда предполагает и умысел, и неосторожность.

Если в норме отсутствуют какие-либо оговорки, то считается, что субъект действовал умышленно.

Специфика воинских правоотношений

Выполнение обязанностей осуществляется в соответствии с определенными предписаниями, закрепленными в уставах и других нормативных актах, распоряжениях, приказах. Несоблюдение правил несения службы влечет ее дезорганизацию, срыв задач, реализация которых возлагается на ВС, причиняет материальный, физический и другой ущерб. Деяния, которые не нарушают установленные правила, относятся к преступлениям других категорий.

Служба в ВС РФ – комплекс общих и специальных правоотношений. К числу первых относятся те, участниками которых являются все военнослужащие. Вторая категория отношений устанавливается в специфических сферах служебной деятельности. Они связаны с решением отдельных узкоспециализированных задач. Соответственно, их участниками являются далеко не все, а только некоторые категории служащих.

Эта классификация учитывается при формировании системы составов посягательств на порядок несения службы: одни нарушают общие правоотношения, а другие – специальные. В число первых можно отнести преступления против правил:

  • подчиненности и уставных отношений (332-336 статьи);
  • пребывания в вооруженных силах (ст. 337-339);
  • сбережения имущества воинских частей и подразделений (ст. 345-348).

В основе всех этих деяний – нарушение предписаний, обязательных для исполнения всеми военнослужащими.

Во вторую группу посягательств входят преступления против правил:

  • несения отдельных видов службы (340-344 статьи);
  • безопасной эксплуатации военно-технических приспособлений и средств отдельных видов (ст. 349-352).

Объект посягательства

В качестве него в 331 статье УК назван порядок прохождения службы. Под ним следует понимать форму ведения военно-служебной деятельности, закрепленную в законодательстве, воинских уставах, прочих военно-правовых документах.

Ключевое назначение службы состоит в обеспечении безопасности страны. Речь идет о защищенности независимости, конституционных основ, территориальной целостности, суверенитета государства от разного рода угроз (внутренних, внешних). Безопасность страны обеспечивается деятельностью специализированных воинских организаций. Она включает в себя подготовку воинского состава и непосредственную вооруженную защиту страны.

Неукоснительное выполнение правил прохождения службы признается необходимым условием для реализации задач, поставленных перед вооруженными силами страны. Этот порядок является юридической формой обеспечения безопасности и рассматривается как понятие, характеризующее родовой объект всех посягательств, предусмотренных 33 главой.

Примеры преступлений против военной службы из судебной практики

  • 1. Органами предварительного следствия рядовой А. обвинялся в том, что в расположении казармы предъявил неправомерное требование — убрать мусор — к сержанту П., являвшемуся для него начальником, после чего нанес ему один удар ногой в левый бок, причинив легкий вред здоровью потерпевшего. Оренбургским гарнизонным военным судом А. осужден за насильственные действия в отношении начальника на основании ч. 1 ст. 334 УК РФ. Вышестоящая инстанция не согласилась с такой квалификацией, посчитав, что в действиях А. содержится состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 333 УК РФ.
  • 2. Органами предварительного следствия матрос Ш. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 335 УК РФ и выразившегося в нанесении одного удара сослуживцу Л., в результате которого последнему был причинен вред здоровью средней тяжести. Инцидент между Ш. и Л. произошел во время выполнения названными лицами хозяйственных работ в подразделении после того, как Ш. выказал недовольство отношением Л. к уборке помещения. Переквалифицируя содеянное Ш. на ч. 1 ст. 112 УК РФ, военный суд Одинцовского гарнизона в приговоре указал, что подсудимый не желал нарушить воинский правопорядок, а применил насилие к потерпевшему на личной почве за толчок и оскорбление нецензурной бранью.
  • 3. Военным судом Уфимского гарнизона А., совершивший побег с гарнизонной гауптвахты, на которой он находился в связи с избранием в отношении него меры пресечения по уголовному делу в виде заключения под стражу, был осужден по ч. 1 ст. 313 и ч. 1 ст. 338 УК РФ. Действия А. суд первой инстанции расценил как побег из-под стражи и дезертирство. Суд второй инстанции приговор в отношении А. в части осуждения за дезертирство отменил и дело прекратил.

Классификация и виды военных преступлений

В международно-правовой доктрине не существует общепринятой классификации военных преступлений.

В ст. 8 Статута МУС военные преступления расположены с учетом контекста вооруженного конфликта:

  • серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года;
  • другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах;
  • серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, в случае вооруженного конфликта немеждународного характера;
  • другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера.

Военные преступления можно квалифицировать по объективной стороне, выделяя в зависимости от дополнительного объекта преступного посягательства отношения, регулируемые Женевским правом (защита лиц и защита собственности) и отношения, регулируемые Гаагским правом (применение запрещенных средств и методов ведения военных действий). Таким образом, военные преступления условно подразделяются на следующие группы:

  • военные преступления против лиц;
  • военные преступления против имущества и иных охраняемых прав;
  • военные преступления, связанные с применением запрещенных методов ведения военных действий;
  • военные преступления, связанные с применением запрещенных средств ведения военных действий, и
  • военные преступления в отношении операций по оказанию гуманитарной помощи.
  • Адельханян Р. А. Военные преступления в современном праве. – М.: Научная книга, 2006.
  • Берко, А. В., Кибальник, А. Г. Применение запрещенных средств и методов ведения войны: монография. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
  • Верле Г. Принципы международного уголовного права: учебник / пер. с англ. С. В. Саяпина. О.: Феникс; М.: ТрансЛит, 2011.
  • Кибальник А. Г. Современное международное уголовное право: понятие, задачи и принципы / под ред. А.В. Наумова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
  • Лобанов С. А. Нормативные и институциональные основы уголовной ответственности за военные преступления: международно-правовое исследование: монография. М.: Издательство Юрайт, 2021.
  • Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук — М.: Волтерс Клувер, 2005.
  • Международное уголовное право: учебник / под ред. Х. С. Исламходжаева. – Т.: ТГЮУ, 2021.

Отличия от проступков

Виды преступлений против военной службы необходимо отграничивать от дисциплинарных нарушений. В некоторых случаях их внутренние и внешние признаки похожи. В качестве главных разделяющих критериев выступают: общественная опасность и специфика противоправности. Воинским преступлением считается только уголовно-противоправное поведение, установленное гл. 33. При этом признание неправомерности такого нарушения будет напрямую зависеть от метода описания элементов состава в норме. Они могут отражаться точно, к примеру, нанесение вреда здоровью средней тяжести, использование оружия, неосторожное причинение смерти. В таких случаях установить преступление против военной службы не составляет труда. Признаки могут выражаться оценочными понятиями. К примеру, это может быть причинение значительного вреда служебным интересам. В таких ситуациях установление уголовной противоправности для каждого конкретного деяния зависит от оценки последствий, наступивших в результате. В ряде случаев нарушение хоть и включает в себя признаки состава, установленного какой-либо нормой гл. 33, но рассматривается как дисциплинарный проступок. Это допускается при малозначительности деяния. То есть поведение лица формально содержит признаки какого-либо состава, но не достигает той степени опасности, позволяющей рассматривать его по УК. Преступления против военной службы, несомненно, несут большую угрозу, чем дисциплинарные проступки. Малозначительность должна исключать криминальность поведения.

Военный прокурор разъясняет

Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ1, вступивший в силу с 1 июля 2015 г., внёс изменения в нормы Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в указанном кодексе появилась статья 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», положения которой в равной мере распространяются на военнослужащих.

Читайте также:  Договор ГПХ, как оплачивается ИПН и ОПВ с договоров ГПХ

Данная норма устанавливает уголовную ответственность за управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьёй либо частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ.

Стоит отметить, что правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершённого ими правонарушения.

За нарушение ПДД военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Под управлением транспортным средством в смысле статьи 264.1 УК РФ понимается непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привёл в движение какой-либо транспорт. Продолжительность управления не имеет значения для квалификации данных действий как состава оконченного преступления.

Факт опьянения определяется наличием этилового спирта или наркотических средств либо психотропных веществ в организме. Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования также расценивается как факт опьянения.

Рассматриваемое деяние наказывается штрафом в размере от двухсот до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В качестве дополнительного наказания виновный может быть лишён судом права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта «г» части 1 статьи 104.1 УК РФ, транспорт, которым управлял виновный, может быть конфискован как средство совершения преступления.

Вопрос о последствиях

Установление связи преступлений с конкретными правилами важно не только для правильной квалификации, но и для определения характера наступивших последствий.

Порядок несения службы устанавливается для реализации задач, возложенных перед ВС. Они заключаются в обеспечении обороноспособности страны. Согласно ФЗ «Об обороне», армия создается для защиты государства с применением вооружения. В обеспечении обороны страны задействованы внутренние, пограничные и другие войска.

Соответственно, несоблюдение порядка несения службы всегда влечет ослабление обороноспособности, боеготовности. Этот вред связан с невыполнением задач, поставленных перед подразделением, созданием угрозы для объектов, защита которых возложена на формирование.

Не соблюдение требований несения службы

К противоправным поступкам, которые совершают военнослужащие в процессе несения службы и дежурства, которые могли причинить вред безопасности государства, относят:

  • Не соблюдения установленных правил по защите РФ от внешнего вторжения.
  • Нарушение требований несения службы на границе РФ.
  • Халатное отношение к требованиям несения караула.
  • Попирание норм обеспечения правопорядка и безопасности.
  • Не выполнение установленных правил, находясь в составе патрульной службы.
  • Преждевременное покидание судна, терпящего бедствие до момента выполнения всех установленных мероприятий подобной ситуации или без прямого распоряжения вышестоящего командования.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *