Может ли учитель отобрать у ребенка на уроке смартфон?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли учитель отобрать у ребенка на уроке смартфон?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Случаи, когда у детей в школах забирают телефоны, не такая уж большая редкость. Ребенку сложно что-то противопоставить взрослому и авторитетному преподавателю, который наделен какой-никакой властью, пусть и в рамках одного класса. Тем более, когда ребенок чувствует себя виноватым, ведь он действительно нарушил дисциплину. Право учителя отнять смартфон воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но так ли это на самом деле? Может ли учитель забрать телефон в рамках закона?

Юридическая сторона вопроса

Чтобы понять, могут ли преподаватели забирать на хранение смартфоны детей во время обучения, обратимся к профессиональным юристам.

Отец или мама приобрели смартфон и подарили своему ребенку, который посещает образовательное учреждение. Акт дарения состоялся, при этом владельцем устройства становится учащийся. Во время урока учитель просит у учащегося сдать телефон на время, поскольку его присутствие отвлекает во время учебы, при этом педагог обещает вернуть девайс после того, как урок закончится.

Поскольку дети, находящиеся в школе, являются дееспособными, они могут активно действовать, а также реализовывать гражданские права и выполнять обязанности гражданина Российской Федерации. Полный перечень данных прав и обязанностей определяется тем, сколько ребенку лет. (ст. 21, 26, 28 Гражданского кодекса РФ).

Учащийся – владелец смартфона, он имеет право распоряжаться своим имуществом, обладая всеми правами на телефон. В качестве собственника смартфона ребенок может как угодно пользоваться гаджетом, конечно, при условии, что его поступки являются законными, не нарушают устав школы и не притесняют права граждан (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Плюсы и минусы запрета на телефон в школе

Учителя и родители разошлись в позиции относительно того, стоит ли вводить запрет на телефон в школе. Доводы сторонников обычно тождественны официальной позиции Минпросвещения: телефоны отвлекают, портят зрение и негативно влияют на психику.

Противники нововведений полагают, что телефон нельзя рассматривать только как помеху обучению. Часто он помогает школьникам в обучении: поиске информации по предмету, хранении данных и пр. Тогда как аргументы сторонников запретов они видят неубедительными – когда телефонов еще не было, школьники все равно отвлекались на посторонние дела и проблему следует искать не в телефонах, а в неумении учителя удерживать внимание учеников.

Родители также отмечают, что покупают детям телефоны в целях безопасности: чтобы убедиться в местонахождении ребенка и всегда быть с ним на связи в нужный момент. Некоторым детям телефоны нужны по состоянию здоровья: для контроля сахара или сердечного ритма. Запрет на телефон для них может быть крайне опасен.

Читайте также:  Внешнее управление как процедура банкротства

Педагог наделен рядом общих обязанностей. Первая и самая важная функция учителя — это качественная реализация образовательного процесса. Процедура образования включает в себя обучение и воспитание — два взаимосвязанных направления. Учитель не сможет качественно организовать ни тот, ни другой процесс без уважительного отношения к каждому ребенку. Именно проявление уважения, этичности и толерантности является второй обязанностью педагога.

Учитель должен показывать своим детям пример. Этот до безумия банальный тезис до сих пор не осмыслен многими работниками в сфере образования. Большинство педагогов отдают приоритет авторитаризму и запугиванию. Вместо поучительной беседы о неуместности телефонов на уроке учителя прибегают к спорам и конфликтам. Здесь мы подходим к ключевому вопросу статьи: имеет право учитель забирать телефон у ученика?

Педагог может повышать голос на нерадивых школьников — по крайней мере, никаких санкций за такую меру воздействия на учеников не предусмотрено. Во-первых, учитель может обладать громким голосом от природы, во-вторых, если он не переходил на личности, доказать факт нарушения прав ребенка будет трудно.

А вот оскорблять детей преподаватели не имеют никакого права — ни в присутствии всего класса, ни наедине. Если это случится, учителя будет ждать дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения из школы.

Ранее в Госдуме предложили ввести запрет на использование школьниками телефонов дороже 5 тысяч рублей. В свою очередь министр просвещения РФ Ольга Васильева намеревалась запретить детям приносить в школу любые гаждеты.

К слову, проведенный ВЦИОМ опрос показал, что идею главы Минпросвещения поддерживают 73% россиян.

По материалам дзен-канала «Налоговый эксперт».

Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах, передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.

Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.

Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.

При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.

Прокуратура разъясняет: может ли учитель забрать у ученика личные вещи, например, телефон

Изъятие телефона, либо какого-то иного имущества, учителем является незаконным.

Читайте также:  Как оплачивается больничный в 2023 году

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения (в том числе в судебном порядке через своих законных представителей), причем даже в случае, если данный телефон не является собственностью ребенка, но предоставлен ему во владение и пользование родителями.

При таких обстоятельствах в действиях учителя усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ — самоуправство.

Обязательным признаком самоуправства является самовольность, т.е. виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определенный порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознает, что действует без разрешения лица (или лиц), право которого данное деяние нарушает.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), в связи с чем, в указанной ситуации законным представителям несовершеннолетнего учащегося необходимо обратиться в органы полиции с заявлением на самоуправные действия учителя.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание на то, что Уставом образовательного учреждения пользование телефоном на учебных занятиях может не допускаться, что дает учителю право потребовать убрать телефон с парты, однако по прежнему не дает право забрать его.

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке?

Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п.

6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе: • вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; • полная утрата профессиональной трудоспособности; К средней тяжести вреда здоровью относят: • длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня); • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Кто несет ответственность за телефон, который забрал учитель

Телефон, купленный несовершеннолетнему ребенку — его личное имущество. Согласно ч.3 ст. 35 Конституции РФ, лишить имущества человека можно только по решению суда.

Читайте также:  Субсидия на оплату ЖКХ в 2023 году

Поэтому учитель может отправить ученика положить телефон, которым тот пользовался в неположенное время в специальное место или выключить, а затем сообщить родителям о факте нарушения договора со школой.

Если же преподаватель забрал смартфон у ребенка — он автоматически вступает с несовершеннолетним ребенком в договорные обязательства, предполагающие особый вид сделки — хранение.

Другими словами, полную ответственность за телефон ребенка, изъятый у него во время урока или перемены, несет тот человек, кто забрал личное имущество. В данной ситуации это учитель.

В большинстве случаев смартфон на уроке ребенку не только не нужен, но и вреден — об этом четко написано в методических рекомендациях. Если устав школы запрещает пользоваться мобильником — нарушать требование не стоит. Сам же преподаватель не должен забирать имущество у ребенка без его согласия.

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

Права, которые есть у учителя

В задачи учителя входит обучение школьников, которые попали в зону его ответственности. Для получения результата педагог должен быть наделен определенными полномочиями. Здесь не рассматривается, имеет ли право учитель кричать на ученика. Приводятся только те моменты, которые необходимы для естественной организации учебного процесса.

По закону, педагог наделен рядом прав:

  • на благоприятные условия – нормированный график, оборудованное рабочее место, бесплатное питание, достойная оплата труда;
  • на поддержание здоровья – бесплатные медицинские услуги со стороны участкового врача и специалистов узкого профиля;
  • на защиту чести и достоинства, профессиональных интересов – в конфликтных и спорных ситуациях урегулирование вопросов должно проводиться по закону. Это касается и неоднозначных случаев в коммерческих учреждениях;
  • на получение методических материалов – без этого невозможно качественное предоставление информации учащимся. Примечательно, что литературой и учебными пособиями педагогов должны обеспечивать не родители школьников, а сама школа.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *