Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

  1. Незапланированные расходы. Данный пункт является формальным и состоит в точном соответствии произведенных затрат утвержденному вначале года бюджетному плану.
  2. Преждевременная оплата. Любые затраты должны иметь обоснование. В части заключенного по итогам тендера государственного контракта следует обратить внимание на сроки оплаты за работы или услуги. В этой части государственная структура не вправе производить оплату в нарушение оговоренного графика. Это в полной мере распространяется на оплату не оказанных услуг и неполученного товара. В этой связи также не допускается заключение и последующее исполнение государственного контракта на условиях предоплаты.
  3. Чрезмерная оплата. Государственный или муниципальный орган приоритетно должен избирать поставщика с наименьшим ценовым предложением. При таких обстоятельствах, обязательным условием конкурса на поставку товара должна быть именно цена договора. Заключение и оплата работ, стоимость которых превышает среднерыночную может свидетельствовать о нецелевом и необоснованном расходовании бюджетных средств.
  4. Оплата неуполномоченному лицу. Даже после реального получения работ (услуг) государственной структуре следует крайне внимательно проводить оплату полученного. Оплатить счет необходимо исключительно правомочному законному кредитору. В данной части актуален вопрос о принятии договора цессии и произведении оплаты новому кредитору. Подобный договор нуждается в тщательной проверке, поскольку в случае его ничтожности возможно инициирование вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств. Кроме того, этот же пункт распространяется на оплату услуг компании, которая неспособна их оказать. Например, нецелевой может быть признана оплата за юридическую помощь строительной фирме.
  5. Приобретение не профильных товаров. Ввиду того, что каждый государственный орган имеет цель и задачи своей роботы, приобретение каких-либо товаров / работ / услуг должно в полной мере соотносится с такими целями. В этой связи следует отметить, что в данном случае нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при запланированных тратах на ненужные товары.

Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

Комментарий к Ст. 285.1 УК РФ

1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.

Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.

2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.

3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

Читайте также:  Как работодателю проверить больничный лист

4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст. 39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.

6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.).

При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.

Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Наказание по ст.285.1

Рассматриваемая статья содержит 2 части. Первая из них предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств без квалифицирующих признаков:

  1. Штраф от 100 до 300 тысяч рублей.
  2. Принудительные работы до 2 лет + лишение возможности заниматься определёнными видами работ.
  3. Арест до полугода.
  4. Тюремное заключение до 2 лет + лишение возможности заниматься определёнными видами работ.

Вторая часть предполагает совершение преступления группой лиц с предварительным сговором или использование особо крупной суммы бюджетных средств (7,5 миллионов рублей и больше). Виды наказаний за эти действия такие же, как и в первой части, но их размеры – больше:

  • максимальный штраф – полмиллиона;
  • принудительные работы могут назначаться до 5 лет;
  • тюремное заключение на такой же срок.

Кто нарушает? Что нарушает?

Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Аналогичные формулировки приведены в КоАП РФ (ст. 15.14) и в УК РФ (ст. 285.1).

Если нецелевое использование бюджетных средств совершено главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, тогда часть полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств передается уполномоченному по соответствующему бюджету.

Если финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) используют не по назначению межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также кредиты бюджетам бюджетной системы РФ, данное нарушение тоже относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В этом случае нарушение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (ч. 2 и 3 ст. 306.4 БК РФ). Обратите внимание: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств зависит от субъекта нарушения. Бесспорное взыскание бюджетных средств с их получателя при установлении фактов нецелевого использования нецелесообразно экономически.

Определение нецелевого использования бюджетных средств соотносится с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств — бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Иными словами, денежные средства из бюджета могут выделяться только с указанием определенного назначения и расходоваться только в указанных в назначении целях.

Срок административной давности за нецелевое использование бюджетных средств

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Воробьевой Т. А., являвшейся председателем комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, настоящего дела об административном правонарушении, имели место 14 апреля 2015 г.

Срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств составляет 1 год со дня совершения правонарушения, а не 2 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил: Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности. Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой — позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.
Читайте также:  Какие пособия на ребенка в Твери и Тверской области в 2023 году

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.

Нецелевые траты УК, ТСЖ и СНТ

Организации, которые занимаются управлением объектами городской и загородной недвижимости, не относятся к государственным или муниципальным. Их руководители и ответственные лица не могут нести ответственность в качестве должностных лиц. Но это не значит, что нецелевые траты должны остаться безнаказанными.

Деятельность УК, ТСЖ и СНТ регулируется ЖК РФ, другими законами и уставом конкретной организации.

Управляющая компания – коммерческая организация. С ней собственники заключают договор, и все взаимоотношения регулируются его условиями. Однако это не отменяет того факта, что все основные решения принимаются на общем собрании собственников, в том числе в части расходования денежных средств, его целей и направлений. УК подотчетна общему собранию, поэтому не может бесконтрольно тратить деньги, которые ей платят собственники или которые они решили собрать на определенные нужды.

ТСЖ и СНТ – некоммерческие организации. Обе они являются формами самостоятельного управления. Главным органом будет общее собрание, которое принимает все основные решения о размере и порядке уплаты взносов, а также направлений расходования денежных средств. Председатель и правление ТСЖ/СНТ подотчетны общему собранию. Для контроля финансовых аспектов их деятельности создается ревизионная комиссия. Она же должна следить за целевым расходованием финансов.

В случае если в ТСЖ, в УК или в СНТ допущены нецелевые траты, возможны разные виды ответственности – все зависит от конкретной ситуации:

  1. Есть примеры, когда в гражданском порядке представители собственников либо прокуратура от их имени признавали незаконными действия по расходованию денежных средств и добивались их взыскания.
  2. Если установлены факты злоупотребления полномочиями и (или) хищения денежных средств, ответственные лица ТСЖ, УК или СНТ могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ и соответствующей статье за хищение (например, ст. 159 – мошенничество, ст. 160 – присвоение).

Бюджетная и административная ответственность

Согласно ст. 289 БК РФ мерой бюджетной ответственности является изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. То есть, иными словами, использованные не по назначению бюджетные средства возвращаются в доход бюджета путем блокировки расходов бюджета.

Административная ответственность определена в ст. 15.14 КоАП РФ, согласно которой использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на руководителей бюджетных учреждений в размере от 4000 до 5000 руб., на бюджетное учреждение — от 40 000 до 50 000 руб.

По поводу применения административной ответственности вопросов не возникает. Причем если установлен факт нецелевого использования, то применение административных мер невозможно без использования бюджетных.

Рассмотрим особенности привлечения к бюджетной ответственности.

О блокировке расходов упоминается в ст. 231 БК РФ. Как определено п. 1 данной статьи, указанная мера принуждения предусматривает сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов федерального бюджета осуществляется согласно Приказу Минфина России от 26.12.2005 N 162н «Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации» (далее — Порядок сокращения расходов).

Читайте также:  Возможно ли получить налоговый вычет при покупке второй квартиры?

Как установлено абз. 1 Порядка сокращения расходов, сокращение лимитов бюджетных обязательств возлагается на Минфин в отношении главного распорядителя средств федерального бюджета. Однако может возникнуть вопрос: кто уполномочен сокращать расходы и кому их сокращать, если факт нецелевого использования средств федерального бюджета выявлен у получателя этих средств? В любом случае независимо от того, кем допущено указанное нарушение — главным распорядителем, распорядителем или получателем средств федерального бюджета, сокращение лимитов бюджетных обязательств производится через главных распорядителей. Дело в том, что согласно ст. 38.1 БК РФ распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств получателям бюджетных средств (распорядителям) осуществляется изначально от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

Порядок подготовки уведомления о сокращении лимитов бюджетных обязательств определен Приказом Росфиннадзора от 02.03.2006 N 25 «Об утверждении Порядка подготовки сводного уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета». Уведомление направляется главным распорядителям в электронном виде или на бумажном носителе с приложением копий акта ревизии (проверки), а также первичных документов (платежного поручения, акта выполненных работ, счета-фактуры). Далее уведомление, подписанное руководителем ревизионной группы, а также руководителем территориального органа Росфиннадзора, направляется в управление Росфиннадзора, которое на основании поступивших уведомлений формирует сводное уведомление. Затем, как определено п. 1 Порядка сокращения расходов, сводное уведомление о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств направляется Росфиннадзором ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствующий департамент Минфина (далее — курирующий департамент). Согласно данному пункту при выявлении во время ревизии (проверки) Счетной палатой фактов нецелевого использования бюджетных средств в Минфин поступает представление с предложением о блокировке расходов федерального бюджета.

Внимание! Представление Счетной палаты направляется в Минфин на бумажном носителе (п. 1 Порядка сокращения расходов).

Курирующий департамент в течение пяти рабочих дней с даты получения сводного уведомления от Росфиннадзора или представлений Счетной палаты без согласования с главным распорядителем формирует в электронном виде справку об изменении лимитов бюджетных обязательств. Оригинал справки в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде курирующий департамент направляет с сопроводительным письмом в Федеральное казначейство для осуществления предварительной регистрации и блокировки распределения лимитов бюджетных обязательств (по уменьшаемым расходам) (п. 2 Порядка сокращения расходов).

Условия блокировки расходов зависят от того, распределены ли до конца текущего года лимиты бюджетных обязательств главному распорядителю средств федерального бюджета.

1. В случае если лимиты бюджетных обязательств не распределены, блокировка расходов на лицевом счете главного распорядителя производится Федеральным казначейством в течение трех рабочих дней. При этом поступившая и зарегистрированная в установленном порядке справка с отметкой о сокращении лимитов направляется Федеральным казначейством обратно в курирующий департамент. Далее курирующий департамент после ее проверки на соответствие внесенных изменений составляет докладную записку по вопросу сокращения лимитов бюджетных обязательств и после получения разрешительной надписи министра финансов направляет один экземпляр справки главному распорядителю средств федерального бюджета, подлинник и копию докладной записки, а также подлинник и копию справки — в Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета, второй экземпляр копии докладной записки и третий экземпляр справки остаются в курирующем департаменте. Кроме того, он составляет извещение об изменении лимитов бюджетных обязательств и направляет:

— первый экземпляр извещения с копией справки — главному распорядителю для сокращения лимитов бюджетных обязательств по подведомственному получателю бюджетных средств;

— второй экземпляр — Росфиннадзору для учета;

— третий экземпляр остается в курирующем департаменте для контроля.

2. Если лимиты бюджетных обязательств до конца текущего года распределены главному распорядителю и их сокращение не представляется возможным, то Федеральное казначейство обязано письменно довести данную информацию до курирующего департамента. Как определено п. 10 Порядка сокращения расходов, после получения указанных документов курирующий департамент письмом за подписью директора Департамента организации составления и исполнения федерального бюджета или его заместителя предлагает главному распорядителю обеспечить свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете главного распорядителя за счет:

— отзыва лимитов бюджетных обязательств в сумме средств, использованных не по целевому назначению, в порядке, установленном в соответствии со ст. 158 БК РФ, и в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России N 104н ;

— внесения изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств посредством перераспределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств текущего года в порядке, установленном Приказом Минфина России N 143н .

Соотношение бюджетного контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства

Обычно ответственность понимается как форма реализации контрольных мероприятий. Такая точка зрения обоснованна. Но сегодня в силу усложнения правоотношений и появления новых концепций связь между финансовым контролем и бюджетной ответственностью не является непосредственной. Не всегда осуществление бюджетного контроля завершается применением ответственности. В свою очередь, ответственность за нарушения бюджетного законодательства иногда может применяться без предварительного проведения контрольных мероприятий.

Разница между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства становится яснее после изучения истории правового регулирования данных институтов. Первоначально финансовый контроль являлся заключительным разделом финансового права, «последним… колесом в бюджетном механизме государства». Регулирование ответственности за нарушения, выявленные в ходе финансового контроля, не относилось к сфере финансового права, а контроль выполнял свое назначение «посредством репрессии того или иного характера (чисто нравственной, частно-правовой, уголовно-правовой)». Появление в современном российском финансовом законодательстве норм, регулирующих применение ответственности и устанавливающих санкции (меры принуждения) за нарушения в бюджетной сфере, налоговые правонарушения, усложнило правовое регулирование, возвело ответственность за нарушения в сфере публичных финансов в ранг отдельного правового института.

Меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств

Она прописана в таких документах, как Уголовный кодекс, Кодекс по административным правонарушениям и Бюджетный кодекс РФ. Согласно КОАП РФ, привлечение к ответственности происходит в таком порядке.

  1. Сначала собираются необходимые сведения со стороны проверяющих инстанций.
  2. Затем оформляется протокол о факте административного правонарушения, согласно ст. 28.3 КОАП РФ. Он оформляется силами должностных лиц в органах, имеющих соответствующие полномочия. Это Росфиннадзор, Счетная палата.
  3. После этого происходит рассмотрение дела, посвященного административному нарушению. По его итогам выносится акт. Он изучается на протяжении 15 дней с момента, когда был получен протокол.

Иногда отрезок времени, указанный в последнем пункте, может растянуться до 30 дней.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *