Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Комментарий к Статье 70.1 Земельного кодекса РФ

Вместе с тем существует и иное мнение. Так, например, А.П. Ревякин указывает, что, рассматривая отдельные основания резервирования, необходимо сделать вывод о том, что о соответствии этих оснований общественному интересу можно говорить не во всех случаях, поскольку перечень оснований для резервирования земельных участков исходя из смысла комментируемой статьи не является закрытым.

Поскольку законодатель, перечисляя основания резервирования земель, делает отсылку к основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а перечень оснований для изъятия является открытым, то дополнительные основания для резервирования земельных участков могут быть установлены как федеральными законами, так и законами субъектов РФ .
———————————
См.: Ревякин А.П. Публичные интересы и основания резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Экологическое право. 2011. N 6.

Для чего государство резервирует землю

Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:

  1. Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
    • инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
    • линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
    • объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
    • объектов безопасности государства и обороны страны;
    • энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
  2. Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.

Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним в том числе относятся:

  1. выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  2. размещение следующих объектов государственного или муниципального значения:
  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В том случае если земля не предоставлена юридическим и физическим лицам, то резервирование земли также допускается в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. При этом следует помнить, что резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд производятся в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Порядок принятия решения о резервировании земельного участка

Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается государственным органом, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование (например, Росавтодор или Росавиация) (абз. 1 п. 2 Положения N 561; п. п. 1, 5.3.1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374; п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1131).

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (п. 2 ст. 70.1 ЗК РФ; абз. 2 п. 2 Положения N 561).

Читайте также:  МОИ ПРАВА: КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА

Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории; документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; а также утвержденных государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр (п. 3 Положения N 561).

Решение должно содержать (п. 5 Положения N 561):

  1. цели и сроки резервирования земель;
  2. реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование;
  3. ограничения прав на зарезервированные земельные участки, необходимые для достижения целей резервирования земель;
  4. сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (п. 6 Положения N 561).

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования в официальных средствах массовой информации (п. 7 Положения N 561):

  • субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки (если решение принято органами государственной власти);
  • органов местного самоуправления по месту нахождения земельных участков (если решение принято органами местного самоуправления).

Земельные участки, предоставленные гражданам, могут быть зарезервированы на срок не более чем три года (п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ).

Последствия резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Права собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, могут быть ограничены. В частности, может быть ограничено право на возведение на участке зданий (сооружений), а также право на проведение оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов (ст. 56.1 ЗК РФ; пп. «в» п. 5 Положения N 561).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте (п. 1, пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ; ст. 129 ГК РФ).

Указанные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением установленных законом случаев, и не подлежат отчуждению (п. 2 ст. 27 ЗК РФ; п. 8 ст. 28 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).

Такой земельный участок может быть предоставлен в аренду собственнику расположенного на этом участке объекта недвижимости на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон (п. 3 ст. 28 Закона N 178-ФЗ).

Действие установленных ограничений прекращается, в частности, в связи со следующими обстоятельствами (п. 10 Порядка N 561):

  • изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • отмена решения о резервировании земель.

В случае принятия решения об изъятии земельного участка его правообладателю выплачивается возмещение (ст. 281 ГК РФ).

На какой срок резервируется участок


В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ сроки резервирования могут различаться в зависимости от оснований процедуры:

  1. В общем случае участок бронируется на период не дольше 3 лет, если иное не определено законом.
  2. Если резервируемый участок принадлежит государству или населенному пункту, а в заявке указан высший орган исполнительной власти субъекта РФ, либо планируется организация особой экономической зоны, срок резервирования не может превышать 2 лет.
  3. До 20 лет отводится на возведение и реконструкцию:
  • федеральных автодорог;
  • метрополитена;
  • объектов, имеющих отношение к различным видам транспорта дальнего следования (воздушного, железнодорожного, морского).

Резервирование прекращается, когда земельный надел предоставлен для использования в целях, для которых он был выделен.

Ограничение прав собственников

Статьей 40 Земельного Кодекса РФ предусмотрены права собственников земельных участках. В соответствии со ст. 56.1, указанного кодекса, права собственников могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения прав собственников устанавливаются в Решении о резервировании. Обычно устанавливаются следующие виды ограничения:

Данные ограничения создаются в целях ограничения повышения выкупной стоимости объектов недвижимости, в случае их изъятия.

Данные ограничения подлежат государственной регистрации в Управлении Росреестра РФ. В дальнейшем, после регистрации, в выписке из ЕГРН в графе «Ограничения» будут указаны реквизиты решения о резервировании.

Важно: В том случае, если собственник самостоятельно построит новый объект недвижимости или произведет реконструкцию существующего в период резервирования, то в случае изъятия земельного участка, собственнику будет возмещена стоимость лишь за те объекты, которые были созданы и зарегистрированы до резервирования.

Понятие резервирования

Изначально нужно разобраться с тем, что такое резервирование. Это представлено процессом наложения некоторых ограничений относительно использования конкретных наделов. Причиной выступает вероятность того, что в дальнейшем участок будет использоваться для достижения целей, которые перед собой ставят государственные органы. Ограничения могут касаться не только граждан, но и организаций. Данный процесс можно относить к действительным, если соблюдались условия, касающиеся регистрации наделов в качестве гос. собственности. Производится это сотрудниками федеральной регистрационной службы.

Читайте также:  Почетный донор России: льготы и выплаты в 2023 году

Порядок резервирования нельзя не может рассматриваться наравне с обычным изъятием участка. Этот процесс допустимо понимать, как предпосылку относительно дальнейшего изъятия надела. Если говорить по-другому, то выступает резерв определенной гарантией того, что выбранный участок через какое-то время будет передан государственному или муниципальному органу.

ВНИМАНИЕ !!! Иногда данный процесс затрагивает собственность частного значения, тогда владелец может найти положительные моменты в резерве для себя. В том числе, это касается того, когда гражданину заранее было направлено уведомление о резерве.

В этом случае не нужно возводить на наделе строений капитального типа. Стоит учитывать, что при изъятии участка, никто не будет возмещать понесенные ранее расходы на проведение строительных работ. Поэтому указывают на то, что предварительный процесс резервирования помогает в определенной мере освободить человека от несения значительных материальных убытков.

Цели организации резервного фонда

Для запуска процесса перехода земель в резерв требуются следующие основания:

  • нет возможности возвести конструкции государственного или муниципального назначения на других территориях;
  • необходимо разместить на указанном участке объекты, гарантирующие безопасность государства;
  • земля подходит для постройки объектов космического направления;
  • на участке требуется провести пути сообщения, транспортные объекты;
  • изъять землю нужно для проведения или реконструкции систем электро-, газо- и водоснабжения;
  • в пределах надела будут построены дороги муниципального, регионального или федерального уровня;
  • земля подходит для сооружения на ней объектов, важных для защиты границ РФ.

Резервирование потребуется при возведении водохранилищ, природоохранных зон и инфраструктуры особой экономической зоны. Подробную информацию о причинах резервирования можно найти в ст. 49 Земельного кодекса РФ.

Процесс резервирования

Рассматриваемая процедура урегулирована при помощи положений, отраженных в постановлении Правительства под №561. В данном акте прописаны вопросы, касающиеся реализации процесса резерва для нужд органов муниципалитета и государства. Этот документ выступает основанием для принятия решений относительно перехода выбранной местности в категорию резерва. Такие решения уполномочен принимать органы, отнесенные к исполнительной ветви властей. Они могут функционировать на уровне федерации, региона или муниципального образования. На это влияет то, где расположен объект, подлежащий включению в резерв.

Основанием для принятия постановления становятся сведения, которые включены в государственный кадастр недвижимого имущества. Не допускается проведения данной процедуры, когда у конкретного надела отсутствует кадастровая нумерация и паспорт. На начальной стадии уполномоченные органы занимаются рассмотрением проекта, на котором отражено закрепление земельного наделаю.

Основываются должностные лица на специальных актах.

Что может стать основанием для госрезервирования

Поводов для начала процедуры госрезервирования много, причем сюда относятся, как непосредственно основания для самого бронирования, так и для изъятия земли в пользу муниципалитета. Землевладелец должен быть готов к тому, что его земля в любой момент может перейти в категорию госрезерва, но чаще всего это происходит, в случаях, если:

  • проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
  • только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
  • рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых объектов или преобразование энергосистемы, атомных электростанций, оборонного или военного значения, автомагистрали, объекты, связанные с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоподачи и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
  • могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.

Проводится бронирование, как правило, если участок земли является частной собственностью или в качестве владельца выступает юрлицо, но в некоторых случаях процедура необходима в случае, если участок не является собственностью частников и компаний. Резерв необходимо оставлять, если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций. Это также необходимо при организации природоохранных зон, возведении водохранилищ и оборудовании других объектов водного хозяйства, специальных объектов инфраструктуры особой экономической зоны.

Резервирование участка на примере

В качестве примера, что может произойти, если вы решите использовать по собственному усмотрению участок из перечня госрезерва, можно привести случай из юридической практики одной компании.

С соблюдением всех законных норм органами государственной власти было зарезервировано несколько участков, находящихся на территории садового товарищества. В том районе местные власти планируют возвести перерабатывающее предприятие, предназначенное для решения проблем с утилизацией отходов. Собственники участков решили их приватизировать, но был получен отказ, так как земли находятся в госрезерве. Суд, рассмотрев иск собственников участков, признал такое решение чиновников оправданным. Юристы советуют подождать три года, а именно такой срок считается максимальным для резервирования данных участков.

Как проводится резервирование земель

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Читайте также:  Что нужно сделать, чтобы стать газпромовским пенсионером?

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  • подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.

Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:

  • сведения об участке земли, его характеристики;
  • основания, по которым участок был зарезервирован;
  • основания, по которым участок не может быть использован по резерву.

Получить положительное решение по отмене резерва можно, если доказать, что существуют другие территории, подходящие для осуществления целей резерва, или доказать несоблюдение порядка резервирования земли. В остальных случаях с большой долей вероятности суд примет позицию государственных или муниципальных органов власти.

Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению. Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.

Порядок резервирования земли для государственных и муниципальных нужд

Процесс земельного резервирования, проводимый в рамках реализации региональных и общенациональных проектов, обладает рядом отличий, в сравнении с иными ограничениями прав собственности, в том числе с прямым изъятием наделов земли для государственных нужд.

Перевод земли в резерв означает, что данная территория может быть использована исключительно для определенного перечня целей, сформулированного местными или центральными исполнительными органами власти. Иными словами, собственник такого участка будет ограничен в возможностях его использования.

Описание процедуры резервирования

Процесс резервирования заключается в фиксации в документах, описывающих структуру планирования территории, зонального распределения участков, на которых будут в последствие размещаться важные государственные объекты.

Порядок проведения резервирования утвержден правительственным Постановлением № 561, принятым 22 июля 2008 года. Согласно данному законодательному документу, процесс резервирования должен проводиться в следующей последовательности:

  • Ответственный орган исполнительной власти принимает официальное решение, касающееся резервирования определенного участка. Если земля будет использована для нужд федерального правительства, то решение принимает федеральный орган власти, нужды территориальных субъектов и муниципалитетов обеспечиваются соответственно органами исполнительной власти местного уровня;
  • Определяется схема, по которой будет проводиться резервирование. Формируется список участков, частично или полностью находящихся на резервируемой территории, с указанием их кадастровых номеров. Разработанная схема и перечень участков являются неотъемлемой частью процедуры резервирования;
  • Сведения об ограничении прав использования земельных участков, находящихся в пределах резервируемой территории, следует обязательно занести в ЕГРП. Аналогичная регистрация проводится в случае отмены ограничений, например, после истечения срока резервирования;
  • Информация об участках, на которые распространяется ограничение прав в связи с резервированием, должна быть внесена в государственный кадастр.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *