Должностная инструкция психолога в социальной сфере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция психолога в социальной сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.

Психоанализ был первым методом психотерапевтической помощи, поэтому до сих пор психотерапевтов иногда называют «психоаналитиками», как копировальный аппарат называют «ксероксом». На данный момент психоаналитком можно называть психолога-консультанта, применяющего в своей работе в основном психоаналитические методы. Работа в психоанализе подразумевает очень серьёзную подготовку, ему учатся по 5 лет и больше. Так что психоаналитик это всего лишь узкоспециализированный и очень профессиональный психолог-консультант. Психоаналитик — это очень солидно. Со своей стороны я скажу что на мой взгляд психоаналитические методы в целом устарели, мир изменился и психика у людей уже никогда не станет прежней, какой была во времена Фрейда и даже Юнга. Но это сугубо моё, в данном случае, дилетантское мнение. При этом нужно признать, что бОльшая часть теорий личности, развития личности и работы подсознания создана психоаналитиками.

Направление используют

Организаторы

Агентство Социальной Безопасности (Москва), Академия Романовой Елены (Москва), Академия социального искусства (Москва), Анастасия Светлая (Москва), Институт Организационной Психологии (Москва), Институт консультирования и системных решений (Москва), Институт эффективного тренинга (Москва), Компания True Synergy (Москва), Корпорация «Процветание» (Москва), Мастерская Талантов (Москва), Московский Институт Трансактного Анализа (Москва), ООО «Эдельвейс» (Москва), Образовательный проект «Форма Жизни» (Москва), Образовательный центр «Сэлф-Интеграция» (Москва), Онлайн-лаборатория развития EQ EQfactor (Москва), Онлайн-проект Волковой Татьяны и Мишина Андрея (Москва), Проект Life and Psychology (Москва), Тренинговый центр «Дальше — вместе!» (Москва), Центр Развития «Уальгомас» (Москва), Центр психологического развития «Стратегия» (Москва).

Ещё организаторы 164

Тренеры

Выдающиеся люди данной профессии

  • Аристотель (384—322 до н. э.)
  • Гиппократ Косский (около 460 — около 370 до н. э.)
  • Рибо Теодюль Арман (1839—1916)
  • Вильгельм Вундт (1832—1920)
  • Джеймс Уильям (1842—1910)
  • Бине Альфред (1857—1911)
  • Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927)
  • Выготский Лев Семёнович (1896-1934)
  • Альфред Адлер (1870-1937)
  • Фрейд Зигмунд (1856-1939)
  • Левин Курт (1890-1947)
  • Хорни Карен (1885-1952)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
  • Юнг Карл Густав (1875-1961)
  • Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
  • Олпорт Гордон Уиллард (1897-1967)
  • Эрик Берн (1902-1970)
  • Маслоу Абрахам (1908-1970))
  • Морено Якоб Леви (1892—1974)
  • Лурия Александр Романович (1902-1977)
  • Мид Маргарет (1901 — 1978)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)
  • Пиаже Жан (1896-1980)
  • Фромм Эрих (1900—1980)
  • Фрейд Анна (1895-1982)
  • Гилфорд Джой Пауль (1897— 1987)
  • Роджерс Карл Рэнсом (1902 —1987)
  • Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)
  • Мэй Ролло (1908-1994)
  • Эриксон Эрик (1902—1994)
  • Франкл Виктор (1905—1997)
  • Торранс Эллис Пол (родился в 1915 г.)
  • Гроф Станислав (родился в 1931 г.)
  • Боно Эдвард (родился в 1933 г.)
  • Зимбардо Филипп (родился в 1933 г.)
  • Келли Джордж

Работа социального психолога заключается в подробном изучении закономерностей формирования и развития всевозможных сообществ, способов управления процессами, протекающими внутри них. Сфера деятельности представляет собой такую категорию трудовой занятости, как система «человек-человек». Получить профессию можно по окончанию вуза. Для поступления на интересующее направление подготовки потребуется выбрать и сдать экзамены по таким дисциплинам, как:

  • русский язык;
  • биология;
  • обществознание или профильная математика (всё зависит от требований конкретного образовательного учреждения).

Формат образования может быть как очным, так и заочным, а также смешанного типа. На получение диплома бакалавра потребуется 4-5 лет. Среди доступных профилей подготовки:

  • «Организационная психология»;
  • «Психология политических и межэтнических конфликтов»
  • «Социальная психология»;
  • «Психология в образовании»;
  • «Менеджмент и проектирование» и прочее.

Впоследствии углублять и расширять профильные компетенции можно в рамках специализированных курсов переподготовки и повышения квалификации.

Где востребована профессия

Если человек освоил учебную программу социального психолога, то перед ним открываются широкие возможности на рынке труда. В первую очередь его услуги требуются в организациях, помогающих людям в сложных жизненных ситуациях. Это могут быть кризисные и реабилитационные центры, психологические службы поддержки, хосписы. Он помогает людям, оставшимся без средств к существованию, сбежавшим из дома детям, женщинам, ищущим защиты от домашнего насилия и т. д.

Также социальные психологи могут работать в сфере маркетинга. Их теоретическая подготовка помогает анализировать потребности целевой аудитории и подбирать способы влияния на потребителя. Далее, психологи востребованы в структурах, занимающихся научно-исследовательской работой, сотрудничают с наркологами, психиатрами и другими специалистами.

Для улучшения психологического здоровья в коллективе их могут пригласить работать на предприятие с большим штатом. Особенно это актуально в крупных городах. Специалист помогает повысить мотивацию работников, сплотить их. Часто социальные психологи трудятся в сфере занятости населения, работают менеджерами по подбору персонала.

Наконец, специалисты проводят групповые и индивидуальные тренинги, оказывают услуги частного консультирования, помогают клиентам выявить причины их проблем в плане взаимодействия с обществом и устранить их.

Плюсы и минусы профессии

Рассмотрим главные преимущества профессии:

  1. Социальным психологом быть интересно. Он постоянно взаимодействует с людьми, а каждый человек и каждый случай уникальны.
  2. Учиться на психолога несложно и интересно. В стране много вузов, позволяющих получить образование в области психологии.
  3. Навыки социального психолога пригодятся и самому специалисту в его жизни. Они помогут ему лучше ладить с людьми, находить к окружающим правильный подход, завоевывать доверие и расположение, помогать друзьям и родственникам.
  4. Профессия считается общественно полезной и значимой. Специалист имеет реальный шанс сделать чью-то жизнь лучше, помочь в тяжелой ситуации. Это приносит моральное удовлетворение.
  5. Работа психологом развивает такие важные качества и свойства, как терпимость, эмоциональный интеллект, умение находить общий язык. Социальные психологи обладают широким кругозором, поставленной речью, уверенностью в себе, им комфортно находиться в обществе.
  6. Специалист в этой области должен постоянно быть в тренде, следить за последними новостями и открытиями в мире психологии. Эта работа дает возможность совершенствоваться и расти профессионально.

Чем занимается социальный психолог?

Социальный психолог может работать в двух направлениях:

1.Теоретическом, т.е. занимаясь разработкой и актуализацией теоретической базы социальной психологии.

2.Практическом, помогая создавать и поддерживать здоровую атмосферу в различных группах людей.

Независимо от того, какое направление выберет специалист для своей работы, в его обязанности будет входить:

  • постоянное наблюдение за психологической безопасностью в коллективе;
  • организация психологического сопровождения и помощи социально уязвимым слоям населения и отдельным личностям;
  • поведение мероприятий, направленных на сплочение коллективаразработка и реализация программ психокоррекционной и профилактической работы, а также психологического просвещения людей;
  • оценка и помощью с восстановлением утраченных из-за болезней и травм социальных навыков;
  • проведение исследований, разработка теоретических концепций, работа над соответствующей документацией.

Деятельность психолога в системе социальной защиты населения.

В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены оказываемые органами социальной защиты основные виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, и срочные социальные услуги. Социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия [1] [2] . Психологическая помощь получателям услуг оказывается в учреждениях (подразделениях) социальной защиты населения, в которых штатное расписание предусматривает должность психолога или педагога-нсихолога (рис. 9.6).

Основные задачи программы:

1. Основы законодательства, регулирующего деятельность психолога в социальной сфере.

2. Общая и возрастная психология, психология личности и семьи.

3. Основы психодиагностики.

4. Психология кризиса и экстремальных ситуаций. Коррекционная работа с кризисными состояниями.

5. Причины, признаки, методы коррекции отклоняющегося поведения.

6. Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды, в которой живут клиенты. Разработка и организация выполнения рекомендаций по снижению их неблагополучия. Оценка эффективности помощи.

7. Поддержка лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Создание в их окружении поддерживающей среды.

8. Организация психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения: инвалиды, беженцы, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пенсионеры по возрасту, многодетные семьи.

  • Психологическое обследование клиентов для выявления их потребностей и ресурсов. Запрос необходимой информации у социальных работников, педагогов.
  • Разработка вместе с клиентами «дорожных карт» для определения плана действий по их социализации.
  • Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов.

9. Сотрудничество с другими работниками, органами и организациями социальной сферы для психологической помощи клиентам.

10. Психологическое просвещение населения, привлечение внимания к социальным проблемам.

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Моя работа: психологическое консультирование

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Круг обязанностей специалиста

Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.

Спортивный психолог занимается:

  • профессиональной ориентацией спортсменов;
  • оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
  • психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
  • разработкой индивидуальных развивающих планов;
  • выработкой полезных установок и личностных качеств;
  • диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
  • индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
  • подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
  • терапией психотравм;
  • улаживанием внутрикомандных конфликтов;
  • психологической реабилитацией.

Круг обязанностей специалиста

В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.

Психотерапевт занимается:

  • приемом клиентов;
  • оценкой психоэмоционального состояния;
  • сбором анамнеза;
  • диагностикой;
  • выявлением психологических проблем;
  • разработкой схемы терапии;
  • индивидуальной и групповой психотерапией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

Аширов Д.А., Жамойда Е.Н. Привлечение и отбор персонала. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. – 93с.

Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2002 – 464с.

  1. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2011. – 368с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2013. – 322с.

Денисова А. Нетрадиционные методы подбора персонала: особенности применения и рейтинг популярности // Управление персоналом. – 2007. – № 24. – С. 66-70.

Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60с.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 2000. – 240с.

Лебедев Д.И. Психология и управление. – М.: Экономика, 2003. – 205с.

Магура М.Н. Поиск и отбор персонала. – М., 2000. – 160с.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 2008. – 528с.

Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн.3: Общие основы психологии. – 608с.

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 726с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.

  1. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712с.

Согрина А.В., Чернова Т.Н. Особенности современных нетрадиционных методов отбора персонала // Вестник Вол ГУ. Серия 9. Выпуск 8. Ч. 2. – 2010. – С. 84-89.

Цветаева В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2011. – 192с.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *