Должностная инструкция психолога в социальной сфере
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция психолога в социальной сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.
Психоанализ был первым методом психотерапевтической помощи, поэтому до сих пор психотерапевтов иногда называют «психоаналитиками», как копировальный аппарат называют «ксероксом». На данный момент психоаналитком можно называть психолога-консультанта, применяющего в своей работе в основном психоаналитические методы. Работа в психоанализе подразумевает очень серьёзную подготовку, ему учатся по 5 лет и больше. Так что психоаналитик это всего лишь узкоспециализированный и очень профессиональный психолог-консультант. Психоаналитик — это очень солидно. Со своей стороны я скажу что на мой взгляд психоаналитические методы в целом устарели, мир изменился и психика у людей уже никогда не станет прежней, какой была во времена Фрейда и даже Юнга. Но это сугубо моё, в данном случае, дилетантское мнение. При этом нужно признать, что бОльшая часть теорий личности, развития личности и работы подсознания создана психоаналитиками.
Направление используют
|
Агентство Социальной Безопасности (Москва), Академия Романовой Елены (Москва), Академия социального искусства (Москва), Анастасия Светлая (Москва), Институт Организационной Психологии (Москва), Институт консультирования и системных решений (Москва), Институт эффективного тренинга (Москва), Компания True Synergy (Москва), Корпорация «Процветание» (Москва), Мастерская Талантов (Москва), Московский Институт Трансактного Анализа (Москва), ООО «Эдельвейс» (Москва), Образовательный проект «Форма Жизни» (Москва), Образовательный центр «Сэлф-Интеграция» (Москва), Онлайн-лаборатория развития EQ EQfactor (Москва), Онлайн-проект Волковой Татьяны и Мишина Андрея (Москва), Проект Life and Psychology (Москва), Тренинговый центр «Дальше — вместе!» (Москва), Центр Развития «Уальгомас» (Москва), Центр психологического развития «Стратегия» (Москва). Ещё организаторы 164 |
||
Выдающиеся люди данной профессии
Работа социального психолога заключается в подробном изучении закономерностей формирования и развития всевозможных сообществ, способов управления процессами, протекающими внутри них. Сфера деятельности представляет собой такую категорию трудовой занятости, как система «человек-человек». Получить профессию можно по окончанию вуза. Для поступления на интересующее направление подготовки потребуется выбрать и сдать экзамены по таким дисциплинам, как:
Формат образования может быть как очным, так и заочным, а также смешанного типа. На получение диплома бакалавра потребуется 4-5 лет. Среди доступных профилей подготовки:
Впоследствии углублять и расширять профильные компетенции можно в рамках специализированных курсов переподготовки и повышения квалификации. Где востребована профессияЕсли человек освоил учебную программу социального психолога, то перед ним открываются широкие возможности на рынке труда. В первую очередь его услуги требуются в организациях, помогающих людям в сложных жизненных ситуациях. Это могут быть кризисные и реабилитационные центры, психологические службы поддержки, хосписы. Он помогает людям, оставшимся без средств к существованию, сбежавшим из дома детям, женщинам, ищущим защиты от домашнего насилия и т. д. Также социальные психологи могут работать в сфере маркетинга. Их теоретическая подготовка помогает анализировать потребности целевой аудитории и подбирать способы влияния на потребителя. Далее, психологи востребованы в структурах, занимающихся научно-исследовательской работой, сотрудничают с наркологами, психиатрами и другими специалистами. Для улучшения психологического здоровья в коллективе их могут пригласить работать на предприятие с большим штатом. Особенно это актуально в крупных городах. Специалист помогает повысить мотивацию работников, сплотить их. Часто социальные психологи трудятся в сфере занятости населения, работают менеджерами по подбору персонала. Наконец, специалисты проводят групповые и индивидуальные тренинги, оказывают услуги частного консультирования, помогают клиентам выявить причины их проблем в плане взаимодействия с обществом и устранить их. Плюсы и минусы профессииРассмотрим главные преимущества профессии:
Социальный психолог может работать в двух направлениях: 1.Теоретическом, т.е. занимаясь разработкой и актуализацией теоретической базы социальной психологии. 2.Практическом, помогая создавать и поддерживать здоровую атмосферу в различных группах людей. Независимо от того, какое направление выберет специалист для своей работы, в его обязанности будет входить:
В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены оказываемые органами социальной защиты основные виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, и срочные социальные услуги. Социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия [1] [2] . Психологическая помощь получателям услуг оказывается в учреждениях (подразделениях) социальной защиты населения, в которых штатное расписание предусматривает должность психолога или педагога-нсихолога (рис. 9.6). Основные задачи программы:1. Основы законодательства, регулирующего деятельность психолога в социальной сфере. 2. Общая и возрастная психология, психология личности и семьи. 3. Основы психодиагностики. 4. Психология кризиса и экстремальных ситуаций. Коррекционная работа с кризисными состояниями. 5. Причины, признаки, методы коррекции отклоняющегося поведения. 6. Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды, в которой живут клиенты. Разработка и организация выполнения рекомендаций по снижению их неблагополучия. Оценка эффективности помощи. 7. Поддержка лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Создание в их окружении поддерживающей среды. 8. Организация психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения: инвалиды, беженцы, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пенсионеры по возрасту, многодетные семьи.
9. Сотрудничество с другими работниками, органами и организациями социальной сферы для психологической помощи клиентам. 10. Психологическое просвещение населения, привлечение внимания к социальным проблемам. Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю. Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране. Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога. Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации. В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах. К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость. Моя работа: психологическое консультированиеЯ занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых. Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать. Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях. Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться. На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее. Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли. Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга. Круг обязанностей специалистаСпортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды. Спортивный психолог занимается:
Круг обязанностей специалистаВ отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов. Психотерапевт занимается:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫОсновная литература: Аширов Д.А., Жамойда Е.Н. Привлечение и отбор персонала. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. – 93с. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2002 – 464с.
Денисова А. Нетрадиционные методы подбора персонала: особенности применения и рейтинг популярности // Управление персоналом. – 2007. – № 24. – С. 66-70. Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60с. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 2000. – 240с. Лебедев Д.И. Психология и управление. – М.: Экономика, 2003. – 205с. Магура М.Н. Поиск и отбор персонала. – М., 2000. – 160с. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 2008. – 528с. Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн.3: Общие основы психологии. – 608с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712с. Согрина А.В., Чернова Т.Н. Особенности современных нетрадиционных методов отбора персонала // Вестник Вол ГУ. Серия 9. Выпуск 8. Ч. 2. – 2010. – С. 84-89. Цветаева В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2011. – 192с. Похожие записи: |